На Октябрьской железной дороге - в филиале ОАО "РЖД" проанализировали итоги деятельности первого года со дня регистрации акционерного общества. О них было объявлено на "круглом столе"
Представители субъектов РФ заявили, что ОЖД сильно влияет на экономику Северо-Запада. В частности, губернатор Псковской области Евгений Михайлов считает, что эффективность регионального сотрудничества с железнодорожниками следует оценивать не только по выполненным перевозкам, но и по масштабам совместных инвестиционных проектов на территории субъектов РФ, по количеству созданных рабочих мест, по величине перечисленных железнодорожниками налогов и по объемам заказов, размещенных на расположенных на их территории предприятий.
Только в 2004 году предприятия СЗФО через "Росжелдорснаб" поставят для нужд ОАО "РЖД" продукции на 9 млрд руб. и по заключенным самой дорогой договорам на 800 млн руб., что в целом превысит объем прошлогодних закупок в 3,3 раза.
Глава правительства Карелии Сергей Катанандов подчеркнул, что ОАО "РЖД" не только коммерческая, но и социально значимая компания. Причем в этой компании ОЖД отводится особое место: дорога обслуживает 33,7% всех экспортно-импортных перевозок, 7% грузооборота и 12% пассажирооборота ОАО "РЖД". Значительная часть грузопотоков формируется в СЗФО РФ.
Прослеживается взаимосвязь объемов железнодорожных транспортировок с динамикой промышленного производства в регионе, которое в 2003 году, по сравнению с 2002-м, выросло на 11%. Больше всего грузов отправляют по магистралям ОЖД предприятия Ленинградской и Мурманской областей (соответственно 41% и 25%), Карелии (14%) и Петербурга (7%).
Ежесуточно со всех вокзалов дороги отправляется не менее 500 пар пригородных электропоездов, из которых 400 пар - из Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. А в целом за 9 месяцев 2004-го пригородными поездами перевезено более 110 млн пассажиров. При этом удалось сократить расходы на пригородных маршрутах на 25% за счет уменьшения объемов ремонта, снижения его себестоимости и оптимизации графика движения поездов.
В развитие дороги в последнее время, включая 2004 год, вложено 82 млрд руб. инвестиций. Еще 18 млрд руб. было выделено на капитальный ремонт инфраструктуры ОЖД. В 2005 году намечено сконцентрировать инвестиции на важнейших проектах дороги, которые должны повысить качество транспортного обслуживания предприятий и населения.
Первоочередная задача - обеспечить беспрепятственный пропуск грузов к российским морским портам Высоцк, Приморск и Мурманск. В ближайшей перспективе - развитие железнодорожной инфраструктуры в районе морского порта Усть-Луга. Также рассматривается проект организации скоростного движения пассажирских поездов между Петербургом и Хельсинки, а с 2005 года собираются начать реконструкцию участка на российской территории до госграницы с Финляндией.
Намечено создать совместное АО для обслуживания туристического поезда Берлин - Калининград - Петербург с использованием подвижного состава, в котором используют тележки со сменной шириной оси колес типа "Тальго" для стыковки российских и европейских магистралей. Первый рейс запланирован на конец мая 2005 года. Еще одно СП на немецких железных дорогах "Дойче Бан" и в ОАО "РЖД" намерены создать в сфере контейнерных перевозок для укрепления логистических цепочек, связывающих Европу и Азию через Транссиб.
На заседании правления ОАО "РЖД", состоявшемся в конце октября, отмечалось, что доходы от основной деятельности компании в 2005 году должны вырасти до 759 млрд руб. (+16% к 2004-му). Из них более чем 148,1 млрд руб. планируется направить на инвестиции (+36% к 2004-му). Причем 60% от этой суммы - на укрепление железнодорожной инфраструктуры.
Среди стратегических для ОАО "РЖД" направлений указаны проекты по обеспечению перевозок угля и нефтепродуктов в порты Северо-Запада, по укреплению участков дороги Буй - Вологда и Петербургского железнодорожного узла, переоснащению ряда припортовых сортировочных станций, развитию участков, ведущих к погранпереходам и портам Калининград и Высоцк. Свыше 25% от всех инвестиций предполагается вложить в обновление и обслуживание подвижного состава.
Работа по укреплению подходов к российским морским портам на территории СЗФО дает свои плоды. В середине октября была достигнута рекордная выгрузка на припортовых станциях Автово и Новый Порт - отправлено 1526 вагонов. А ведь еще недавно нормой вообще считалась выгрузка 800-900 вагонов...
Рост объемов выгрузки в октябре зафиксирован и в других портах СЗФО - Мурманске и Высоцке, где за сутки смогли выгрузить 6890 вагонов. Это также рекорд. В перспективе возможен пропуск более 7 тыс. вагонов в сутки, если удастся реализовать намеченные инвестпроекты.