В Санкт-Петербурге под председательством полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова состоялось экстренное совещание, посвященное критической ситуации, которая сложилась на железнодорожных подходах к морским портам.
Совещание было созвано по инициативе руководства ОАО "РЖД", а договоренность о совместных оперативных действиях была достигнута 20 ноября во время визита в город на Неве президента Компании Геннадия Фадеева. В нем приняли участие вице-губернатор Ленинградской области Александр Брахно, представители Министерства транспорта РФ, начальник Октябрьской железной дороги Виктор Степов, руководители морских портов, крупных предприятий региона, грузовых и нефтяных терминалов.
Столь представительный сбор потребовался потому, что порты Северо-Запада не справляются с разгрузкой железнодорожных составов. В результате на Октябрьской и Северной железных дорогах образуются пробки.
Так, 26 ноября, то есть в день проведения совещания, на подходах к морским портам скопилось 6608 вагонов. Из них 1102 вагона с нефтеналивными грузами и 921 вагон с углем - у порта Высоцк. На сегодня там "брошено" 14 составов. Не меньше в Мурманске, где простаивают 1100 вагонов с нефтеналивными грузами и 1376 - с углем.
Обострилась ситуация на станциях Автово и Новый Порт, через которые идут грузы в адрес ОАО "Морской торговый порт Санкт-Петербург". В день совещания эти станции заполонили соответственно 2162 и 924 вагона.
"Разрулить" обстановку требуется немедленно, потому что именно через порты Северо-Запада экспортируется в Европу кузбасский уголь и горняки намерены неуклонно наращивать его добычу и отгрузку. Если в портах не примут экстренных мер для выполнения своих обязательств - принимать грузы в обусловленных объемах, то и поставщики, и перевозчики понесут многомиллионные убытки. Причем только из-за нерадивости смежников. По словам Виктора Степова, убытки железнодорожников уже превысили 270 миллионов рублей.
Однако после совещания Илья Клебанов попросил журналистов не драматизировать ситуацию и сказал, что принято решение направить усилия всех властных структур на то, чтобы полностью использовать возросшие перевозочные возможности железнодорожного транспорта.
Решено также образовать в регионе логистический центр.
Он-то и должен в кратчайшие сроки "разрулить" ситуацию. В дальнейшем нужно будет обратиться к соглашениям между крупными грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиком, где определена взаимная ответственность сторон за своевременную доставку и прием грузов, сохранность подвижного состава.
А накануне этого совещания начальник дороги Виктор Степов вернулся из Мурманска, где на координационном совете договорился с руководителями области, порта и крупнейшими грузоперевозчиками о более тесном взаимодействии.
- В частности, мы договорились о создании локального логистического центра, который будет "завязан" непосредственно на Кузбасс, - сказал начальник ОЖД, - потому что наибольшие сложности с выгрузкой в Мурманском порту связаны именно с углем. Мурманский логистический центр будет составной частью общего логистического центра, о котором говорил Илья Клебанов.
- Если же оценивать ситуацию в целом, - продолжал Виктор Степов, - то я хочу, чтобы все понимали главное. Железнодорожный транспорт работает сейчас по законам рынка.
Уже поэтому мы не можем позволить себе нести убытки. Нас просто не поймет наш главный акционер - российское Правительство. Всего на Октябрьской дороге стоят 120 неразгруженных поездов. Это критическое число. Если их станет больше, то дорога может просто остановиться, что недопустимо. Уже приняты довольно жесткие, но необходимые меры: урезаны декабрьские планы грузовых перевозок. Например, для "Петролеспорта" введено недельное ограничение на завоз черных металлов, а дальше будем действовать по обстановке...
Справедливости ради надо заметить, что в морских портах Северо-Запада грузооборот увеличивается, то есть перевалка продукции идет по нарастающей. Но динамика развития железнодорожной отрасли значительно выше, чем у портовиков. Это тоже отметил полномочный представитель Президента РФ. Снижать темпы развития железнодорожной инфраструктуры из-за нерасторопности смежников, естественно, никто не собирается. Поэтому выход здесь только один: подтягивать деятельность портов под темпы работы железной дороги.
На этом акцентировал внимание участников последнего заседания Правления ОАО "РЖД" президент Компании Геннадий Фадеев.
Учитывая особую важность данной проблемы, редакция газеты "Гудок" берет ситуацию в портах и на припортовых станциях под контроль.
***
Динамика развития железнодорожной отрасли значительно выше, чем у портовиков. Поэтому выход один: подтягивать деятельность портов под темпы работы железной дороги.