"В прошлом году компания Metro Cash & Carry объявила тендер на поставку товаров от поставщиков в розничные магазины, но выиграть конкурс не смог никто,- рассказал "Бизнесу" глава группы компаний "Русская логистическая служба" (РЛС) Кирилл Власов.- В России сегодня рынок 3PL-операторов (third party logisics.- "Бизнес"), аккумулирующих товар от разных производителей и доставляющих в магазины торговых сетей, почти пуст". По его словам, именно поэтому две лидирующие в своих сегментах фирмы - РЛС как транспортная служба и Национальная логистическая компания (НЛК) как складской оператор - решили объединить усилия и выйти в эту нишу. С 1 июля Русская логистическая компания начинает ежедневно отправлять грузовики в города-миллионники в пределах 1500 км от Москвы - в частности, в Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону, Самару, Тольятти, Нижний Новгород. Услуга, по словам Власова, ориентирована прежде всего на производителей FMCG и розничные торговые сети. Но, как прогнозирует Власов, альянс РЛС и НЛК может отнять часть бизнеса и у курьерских компаний - консолидация больших объемов товара от разных поставщиков позволяет оператору предоставить клиенту возможность отправлять минимальные партии товаров по оптовым ценам. На первом этапе реализации проекта производители смогут отправлять палеты вместо целых грузовиков, и транспортировка товаров будет осуществляться автомобилями. С начала 2006 года, когда проект должен выйти на самоокупаемость, поставщики товаров смогут отправлять грузы минимальным объемом в одну коробку, при этом доставка будет осуществляться также железнодорожным транспортом. Кирилл Власов не стал называть объем инвестиций в проект, сообщив лишь, что в период с 1 июля 2005-го по 1 июля 2006 года альянс планирует достичь объема выручки в $1 млн. Специалист по связям с общественностью НЛК Полина Винокурова заявила "Бизнесу", что НЛК пока не планирует инвестировать в проект, при этом склад компании "НЛК-Химки" будет выполнять для альянса функции распределительного центра. По ее словам, сегодня организацию доставки товара в торговые сети в основном осуществляют поставщики, что часто приводит к проблемам и временным затратам при сдаче товаров и значительным издержкам на транспорт и складское обслуживание. При применении технологии cross-docking товары от поставщиков поступают в распределительный центр, где формируются заказы для каждого магазина. Это решает проблему очередей при разгрузке транспорта и освобождает площади торгового комплекса за счет регулярной поставки небольших партий just in time ("точно в срок"). Поставщикам это позволяет снизить издержки на транспортировку мелких партий товаров. "Союз РЛС и НЛК - это первый шаг в развитии сетевой транспортно-складской инфраструктуры, которая сегодня в России отсутствует",- считает генеральный директор консалтинговой компании "КИА-центр" Николай Титюхин. Он затруднился оценить долю рынка, занимаемую сегодня РЛС и НЛК, однако подтвердил, что эти компании являются лидерами в своих сегментах. По словам Титюхина, основную долю российского рынка 3PL занимают сейчас международные операторы, а отечественных компаний в этом сегменте фактически нет, хотя емкость рынка оценивается в $45 млрд в год, а его ежегодный прирост - 5-6%. Он считает, что в постройку cross-docking-складов в рамках проекта необходимо будет инвестировать минимум $14 млн, однако это уже на первом этапе позволит участникам альянса получить долю в размере прироста рынка. По словам менеджера по развитию группы компаний "Армадилло" Анны Клинсковой, до сих пор РЛС и НЛК не занимали серьезную долю на рынке сборных грузов, и новый проект станет для компаний одновременно выходом в этот сегмент и в сегмент 3PL-операторов. "Мы тоже собираемся начать предоставлять услуги 3PL-оператора, однако "Армадилло" пока отстает по уровню складских услуг",- сказала Клинскова. В то же время, по ее мнению, такой вид взаимодействия, как альянс компаний, не обеспечивает нужного контроля над всей цепочкой поставок, поэтому "Армадилло" собирается выходить в этот сегмент либо самостоятельно, либо с помощью франчайзингового соглашения