Министр транспорта Игорь Левитин отметил, что в настоящее время основными направлениями взаимодействий транспортных ведомств России и Китая является создание условий для развития взаимовыгодного регионального сотрудничества двух стран и дальнейшего использования их транспортного потенциала для обеспечения перевозок, как между Россией и Китаем, так и для транзита.
Российско-китайское сотрудничество в области автомобильного транспорта
В 2004г. объем автомобильных грузовых перевозок между Россией и Китаем составил 1701 тыс. тоннн, что превышает уровень 2003г. на 18,6%, В первой половине 2005г. объем автомобильных грузоперевозок составил 862 тыс.тонн, что превышает уровень 2004г. на 21%. Объем автомобильных пассажирских перевозок -- 1344 тыс.чел., что превышает на 14% уровень 2004г.
Стороны признали необходимым проведение реконструкции мостов в районе автомобильного пункта пропуска «Староцурухайтуйский» - «Хэйшаньтоу», а так же между российскими и китайскими частями автомобильного пропускного пункта «Полтавка» - «Дуннин».
Также рабочей группой были согласованы линейные и весовые параметры автотранспортных средств при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов без специальных разрешений в приграничном сообщении, которые были достигнуты на переговорах между делегациями Приморского края и провинцией Хэйлунцзян в июле нынешнего года. Стороны договорились открыть ряд дорог для осуществления пассажирских и грузовых перевозок.
Органам власти приграничных территорий даны поручения активизировать работу по подготовке материалов по открытию дорог для новых маршрутов в Приморском и Хабаровском краях.
Важной темой обсуждения в рабочей группе по автомобильному транспорту стало увеличение существующего контингента разрешений. В целях эффективного использования существующих и запланированных маршрутов, в связи с ростом Российско-Китайской торговли, потребность в контингенте разрешений постоянно растет.
В связи с этим Министр транспорта России выступил с инициативой пригласить делегацию Китая для участия в двусторонних консультациях в целях выработки согласованной позиций двух стран в вопросе о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. «Думаю, что положение этого соглашения могло бы стать импульсом для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества двух стран», - сказал Игорь Левитин. В случае согласия Китайской стороны, такие консультации могут состоятся уже в середине августа.
Российско-китайское сотрудничество в области морского и речного транспорта
Объем перевозок грузовым и пассажирским речным транспортом между Россией и Китаем в 2004 г. составил соответственно 984,6 тыс. тонн (146,4% к 2003 г.) и 517,6 чел. (161,5% к 2003 г.). В 2004 г. на судах российских пароходств под Российским флагом перевезено 1010,6 тыс. тонн грузов взаимной торговли: экспорт составил 81,1%, а импорт - 18,9%.
Эти данные были приведены на 9-м заседании Подкомиссии по транспорту российско-китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, которое состоялось 21 июля 2005 г. в Китае. Российскую делегацию возглавил Министр транспорта Игорь Левитин, китайскую - Министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь. По итогам встречи подписан Протокол.
Как отметил И.Левитин, российская сторона инициировала рассмотрение вопроса о мерах по повышению безопасности мореплавания в Тихоокеанском бассейне. Рабочая группа рекомендовала создать механизм регулярных встреч ведущих морских держав бассейна. По мнению И.Левитина, это позволит наладить оперативный обмен информацией и взаимодействий морских администраций в части выявления подозрительных и субстандартных судов и грузов. "Нужно поддержать эту инициативу и провести соответствующую консультацию с морскими администрациями Кореи и Японии", - сказал Министр.
Китайская сторона выразила принципиальное согласие. Стороны договорились, что российская сторона проведет предварительную консультацию с морскими администрациями Японии и Южной Кореи и, в случае их согласия, организует проведение первых многосторонних переговоров с целью выработки конкретных механизмов взаимодействия.
Российско-китайское сотрудничество в области Воздушного транспорта
Успешно развивается сотрудничество России и Китая в области воздушного транспорта. За 6 месяцев нынешнего года китайские авиакомпании перевезли 137164 пассажира и 1166,61 тонн грузов. А российскими авиакомпаниями 705661 пассажиров и 103619 тонн грузов.
Стороны договорились о дальнейшем увеличении количества грузовых и пассажирских рейсов между странами.
Достигнут значительный прогресс в согласовании проекта нового соглашения о воздушном сообщении между Россией и Китаем, а также новой таблицы пассажирских и грузовых маршрутов, позволяющих значительно повысить возможности авиационных перевозок обеих сторон. Стороны согласовали дальнейшее расширение географии полетов и открытие новых полетов.
В связи с этим Министр транспорта Российской Федерации заявил: «Нам предстоит работать над дальнейшей оптимизацией авиационных маршрутов при выполнении транзитных полетов в третьи страны, использованию впрямленных трасс, что позволит значительно увеличить пропускную способность воздушного пространства России и Китая при сокращении суммарного полетного времени».
Стороны договорились продолжить работу над проектом нового соглашения о воздушном сообщении и наметили в возможно короткие сроки провести консультации между авиационными властями двух стран.
Участники переговоров также с удовольствием отметили положительное решение вопроса по исключению двойного налогообложения по отношению к назначенному авиаперевозчику Китая -- «Эр Чайне». При этом стороны высказали готовность способствовать скорейшему положительному решению данного вопроса и в отношении к российскому авиаперевозчику -- «Аэрофлоту».
Касаясь конкретных задач, Министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что российская сторона готова оперативно рассмотреть все вопросы, связанные с организацией полетов через территорию России в период проведения Олимпийских игр в 2008г. в Пекине.
Российско-китайское сотрудничество в области железнодорожного транспорта
21 июля 2005 г. состоялось 9 заседание Подкомиссии по транспорту российско-китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая. Российскую делегацию возглавил Министр транспорта Игорь Левитин, китайскую - Министр железных дорог КНР Лю Чжицзюнь. По итогам встречи подписан Протокол.
Как отметил Игорь Левитин, в настоящее время сохраняется установившаяся тенденция роста объема перевозок грузов железнодорожным транспортом между Россией и Китаем. В 2004 г. железнодорожным транспортом было перевезено 24 млн. 341 тыс. тонн грузов, что на 24% больше, чем в 2003 г. За первое полугодие 2005г. перевезено 15млн. 363 тыс. тонн грузов, что на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом общий объем перевозок грузов в контейнерах вырос на 28% и составляет 66 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. Сегодня курсируют контейнерные поезда "Пекин-Москва" и "Финляндия-Китай-Финляндия".
С марта этого года осуществляются перевозки грузов в составе контейнерного поезда "Монгольский вектор" по маршруту Китай-Германия транзитом по железной дороге России. Министр транспорта РФ отметил работу, которую осуществляют железнодорожники по модернизации участка Карынская-Забайкальск в целях доведения его до 20 пар в сутки.
Решено передать на рассмотрение в рабочую группу по железнодорожному транспорту вопрос о возможности увеличения количества пассажирских поездов в направлении Чита Манчжурия, а так же объема грузовых и пассажирских перевозок по направлению к Гродеково Суйфеньхэ.
Стороны считают необходимым продолжить российско-китайское сотрудничество в области обеспечения перевозок железнодорожным транспортом, в том числе сырой нефти, на среднесрочную и долгосрочную перспективу с целью достижения устойчивого стабильного роста объемов перевозок. В целях выполнения согласованных объемов перевозок сырой нефти стороны договорились, при необходимости, провести очередное совещание специалистов Российской, Китайской и Монгольской железных дорог с участием грузовладельцев.
В 2004 г. через погранпереход Манчжурия и станции Наушки и Эрлянь перевезено 5976 тыс. тонн нефти, что выше показателей 2003г. на 68%. В первом полугодии нынешнего года перевезено 3900 тыс. тонн нефти: это на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Стороны отметили, что возможности железных дорог позволяют обеспечить перевозку сырой нефти в количестве не меньше 10 млн. тонн в 2005 г. и не меньше 15 млн. тонн в 2006 г. В то же время, стороны отметили необходимость выполнения грузоотправителями указанных объемов отгрузки сырой нефти. По словам Министра, "железнодорожники делают все возможное, чтобы довести объем перевозок до 15 млн. тонн. Нефтяным компаниям не будет отказано ни в одной тонне нефтеналивных грузов для Китая".
На основании информации рабочей группы по железнодорожному транспорту стороны считают, что строительство железнодорожного моста через р.Амур в районе городов Благовещенск и Хэйхэ при условии прогнозируемых объемов перевозок к 2010г . около 3 млн.тонн является преждевременным.
Развитие пограничных пунктов пропуска
За прошлый год была проведена активная работа и приняты меры по обустройству и функционированию пунктов пропуска на российско-китайской границе. Через пропускной пункт в 2004г. пропущено 22 млн. 322 тыс.тонн грузов (основной грузопоток приходится на железнодорожный транспорт) и 4 млн. 818 тыс. чел. По сравнению с 2003г. прирост составил соответственно 34,7% и 31,4%. С января по май нынешнего года через пропускной пункт пропущено 11млн. 24тыс.тн. грузов и 1млн. 948 тыс.человек. Стороны согласились обменяться дополнительным количеством разрешений для выполнения грузовых и пассажирских перевозок на 2005г. и согласовали обмен разрешениями на 2006г.
По итогам заседания Подкомиссии по транспорту российско-китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая подписан протокол. В документе отмечены значительные успехи, достигнутые в сотрудничестве в области транспорта в рамках выполнения договоренности двух государств, заключенных в сентябре 2004 года.
В заключение стороны согласовали план комиссии 2005-2006 гг., а так же предварительную повестку дня 10 заседания и условились провести его в июне 2006г. в Российской Федерации.
Пресс-служба