Цены на услуги перевозчиков бензина могут подняться до 48-49 долларов за тонну. Но отечественные компании на себе это почти не почувствуют. Министерство энергетики США утвердило решение о предоставлении до конца текущей недели нефтеперерабатывающим компаниям, работающим на американском рынке, 12,6 млн. барр. нефти из своего стратегического нефтяного резерва. А в конце прошлой недели Соединенные Штаты обратились к Международному энергетическому агентству с просьбой оказать им помощь и предоставить возможность заимствовать нефть и нефтепродукты из международных резервов. Причиной такого шага стали последствия тропического урагана "Катрина", вызвавшего в США дефицит бензина. Недостающие нефтепродукты поставляются в США из-за океана, а это означает большое количество незапланированных рейсов для морских транспортных компаний. В результате цены на фрахт танкеров по перевозке нефтепродуктов подскочили более чем в 2 раза. Но российские транспортные компании из-за недостатка судов и ранее взятых на себя долгосрочных обязательств в полной мере воспользоваться "бензиновым подарком" не смогут. Ураган "Катрина" для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли США имел катастрофические последствия. В Мексиканском заливе уничтожено 30 нефтяных платформ. Еще 28 платформ и буровых установок выведено из строя. 9 нефтеперерабатывающих заводов остановлено. Общие потери добычи нефти составляют примерно 1,4 млн. барр. в сутки, это более 90% суточной нормы производства сырья в этом районе. Прямым следствием таких разрушений стал кризис на американском рынке бензина. На некоторых АЗС стоимость топлива подскочила в 2 раза - до 6 долларов за галлон (3,785 л). Чтобы ликвидировать дефицит нефти и нефтепродуктов, власти США решили "вылить" на рынок сырье из стратегического резерва и обратились к Международному энергетическому агентству с просьбой предоставить им доступ к международным резервам. По мнению экспертов МЭА, "бензиновый кризис" в США может распространиться по всему миру. Поэтому для компенсации дефицита автомобильного топлива будут увеличены его поставки из Европы и Латинской Америки. Рост спроса на бензин со стороны Соединенных Штатов уже вызвал повышение цен на фрахт танкеров по перевозке нефтепродуктов более чем в 2 раза. "Если в августе - до "прихода" урагана "Катрина" - фрахт танкера дедвейдом 3040 тыс. тонн достигал 180 пунктов мирового индекса фрахтовых ставок World Scale, то уже в четверг он составил 425 пунктов, в пятницу остался примерно на том же уровне - 410-425 пунктов", - заявил директор по развитию бизнеса нефтетранспортной компании Farnleys М. Перфилов. Для одного из основных маршрутов транспортировки российского бензина - Вентспилс - Филадельфия - этот уровень соответствует 40-41,5 долларов за т, или 33-36 тыс. долларов в сутки. По мнению экспертов, столь высокий уровень цен на транспортные услуги продержится довольно долго. "Ажиотажный спрос на перевозки нефти и нефтепродуктов продержится в течение 2-3 недель. За это время будут восстановлены американские НПЗ и увеличена подача топлива на розничный рынок. Но для полной ликвидации последствий урагана потребуется не меньше 6 месяцев. Еще один важный фактор дальнейшего сохранения высоких цен на нефть, нефтепродукты и фрахт танкерного флота - это наступление сезона холодов в США. Поэтому мы считаем, что рынок фрахта с учетом предстоящей коррекции будет держаться в районе 400 пунктов", - считает М. Перфилов. С ним согласен региональный управляющий в России норвежского нефтегазового партнерства INTSOK В. Ряшин. В интервью он сказал, что "производство нефти и нефтепродуктов в регионе Мексиканского залива быстро восстановлено не будет. А на фоне дефицита и роста потребления горючего цены на нефть, бензин и услуги перевозчиков будут расти". По мнению аналитиков, максимальные значения стоимости фрахта судов при сохранении долгосрочных негативных тенденций на рынке США могут составить 500 пунктов, или 48-49 долларов за тонну. Но российские транспортные компании лишь в небольшой мере смогут воспользоваться благоприятной конъюнктурой цен на бензин и его перевозку. Сейчас у них просто не хватает для этого кораблей. Два крупнейших российских пароходства - "Совкомфлот" и "Новошип" - сдают суда в аренду иностранцам, в частности американцам, для перевозки нефти из стран Персидского залива. Тот объем перевозок, который имеют российские компании, в условиях "бензинового кризиса" увеличит их доходы незначительно. Как заявил источник в одной из нефтяных компаний, существенная доля контрактов российских перевозчиков - это долгосрочные договоры, в которых четко прописаны цены на услуги. И лишь другая часть - краткосрочные контракты, способные "уловить ренту" от конъюнктурных колебаний. С этим мнением согласен и помощник президента компании "Новошип" В. Палий. "В компании "Новошип" 50% контрактов - долгосрочные обязательства перед клиентами. А вторая половина - спотовые контракты. А длительность доставки нефти и нефтепродуктов по ним в США занимает около двух месяцев. Поэтому мы не можем резко перебросить суда на американское направление. Это экономически нецелесообразно", - сказал г-н Палий. "Дополнительная сложность для российских транспортных компаний заключается в том, что американская администрация предельно жестко отстаивает интересы собственных производителей транспортных услуг, - отмечает он. - Конечно, сейчас власти США заинтересованы в увеличении поставок нефтепродуктов. Но размещать очередные заказы они намерены прежде всего через своих транспортных брокеров. И только потом, может быть, они привлекут перевозчиков из третьих стран. Поэтому российским транспортникам рассчитывать на дополнительную прибыль вследствие увеличения фрахтовых ставок не стоит".