"RBC daily": Российские транспортники не смогут заработать на росте цен на перевозку топлива

Цены на услуги перевозчиков бензина могут подняться до 48-49 долларов за тонну. Но отечественные компании на себе это почти не почувствуют. Министерство энергетики США утвердило решение о предоставлении до конца текущей недели нефтеперерабатывающим компаниям, работающим на американском рынке, 12,6 млн. барр. нефти из своего стратегического нефтяного резерва. А в конце прошлой недели Соединенные Штаты обратились к Международному энергетическому агентству с просьбой оказать им помощь и предоставить возможность заимствовать нефть и нефтепродукты из международных резервов. Причиной такого шага стали последствия тропического урагана "Катрина", вызвавшего в США дефицит бензина. Недостающие нефтепродукты поставляются в США из-за океана, а это означает большое количество незапланированных рейсов для морских транспортных компаний. В результате цены на фрахт танкеров по перевозке нефтепродуктов подскочили более чем в 2 раза. Но российские транспортные компании из-за недостатка судов и ранее взятых на себя долгосрочных обязательств в полной мере воспользоваться "бензиновым подарком" не смогут. Ураган "Катрина" для нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отрасли США имел катастрофические последствия. В Мексиканском заливе уничтожено 30 нефтяных платформ. Еще 28 платформ и буровых установок выведено из строя. 9 нефтеперерабатывающих заводов остановлено. Общие потери добычи нефти составляют примерно 1,4 млн. барр. в сутки, это более 90% суточной нормы производства сырья в этом районе. Прямым следствием таких разрушений стал кризис на американском рынке бензина. На некоторых АЗС стоимость топлива подскочила в 2 раза - до 6 долларов за галлон (3,785 л). Чтобы ликвидировать дефицит нефти и нефтепродуктов, власти США решили "вылить" на рынок сырье из стратегического резерва и обратились к Международному энергетическому агентству с просьбой предоставить им доступ к международным резервам. По мнению экспертов МЭА, "бензиновый кризис" в США может распространиться по всему миру. Поэтому для компенсации дефицита автомобильного топлива будут увеличены его поставки из Европы и Латинской Америки. Рост спроса на бензин со стороны Соединенных Штатов уже вызвал повышение цен на фрахт танкеров по перевозке нефтепродуктов более чем в 2 раза. "Если в августе - до "прихода" урагана "Катрина" - фрахт танкера дедвейдом 3040 тыс. тонн достигал 180 пунктов мирового индекса фрахтовых ставок World Scale, то уже в четверг он составил 425 пунктов, в пятницу остался примерно на том же уровне - 410-425 пунктов", - заявил директор по развитию бизнеса нефтетранспортной компании Farnleys М. Перфилов. Для одного из основных маршрутов транспортировки российского бензина - Вентспилс - Филадельфия - этот уровень соответствует 40-41,5 долларов за т, или 33-36 тыс. долларов в сутки. По мнению экспертов, столь высокий уровень цен на транспортные услуги продержится довольно долго. "Ажиотажный спрос на перевозки нефти и нефтепродуктов продержится в течение 2-3 недель. За это время будут восстановлены американские НПЗ и увеличена подача топлива на розничный рынок. Но для полной ликвидации последствий урагана потребуется не меньше 6 месяцев. Еще один важный фактор дальнейшего сохранения высоких цен на нефть, нефтепродукты и фрахт танкерного флота - это наступление сезона холодов в США. Поэтому мы считаем, что рынок фрахта с учетом предстоящей коррекции будет держаться в районе 400 пунктов", - считает М. Перфилов. С ним согласен региональный управляющий в России норвежского нефтегазового партнерства INTSOK В. Ряшин. В интервью он сказал, что "производство нефти и нефтепродуктов в регионе Мексиканского залива быстро восстановлено не будет. А на фоне дефицита и роста потребления горючего цены на нефть, бензин и услуги перевозчиков будут расти". По мнению аналитиков, максимальные значения стоимости фрахта судов при сохранении долгосрочных негативных тенденций на рынке США могут составить 500 пунктов, или 48-49 долларов за тонну. Но российские транспортные компании лишь в небольшой мере смогут воспользоваться благоприятной конъюнктурой цен на бензин и его перевозку. Сейчас у них просто не хватает для этого кораблей. Два крупнейших российских пароходства - "Совкомфлот" и "Новошип" - сдают суда в аренду иностранцам, в частности американцам, для перевозки нефти из стран Персидского залива. Тот объем перевозок, который имеют российские компании, в условиях "бензинового кризиса" увеличит их доходы незначительно. Как заявил источник в одной из нефтяных компаний, существенная доля контрактов российских перевозчиков - это долгосрочные договоры, в которых четко прописаны цены на услуги. И лишь другая часть - краткосрочные контракты, способные "уловить ренту" от конъюнктурных колебаний. С этим мнением согласен и помощник президента компании "Новошип" В. Палий. "В компании "Новошип" 50% контрактов - долгосрочные обязательства перед клиентами. А вторая половина - спотовые контракты. А длительность доставки нефти и нефтепродуктов по ним в США занимает около двух месяцев. Поэтому мы не можем резко перебросить суда на американское направление. Это экономически нецелесообразно", - сказал г-н Палий. "Дополнительная сложность для российских транспортных компаний заключается в том, что американская администрация предельно жестко отстаивает интересы собственных производителей транспортных услуг, - отмечает он. - Конечно, сейчас власти США заинтересованы в увеличении поставок нефтепродуктов. Но размещать очередные заказы они намерены прежде всего через своих транспортных брокеров. И только потом, может быть, они привлекут перевозчиков из третьих стран. Поэтому российским транспортникам рассчитывать на дополнительную прибыль вследствие увеличения фрахтовых ставок не стоит".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости