25 октября в Астрахани началась продажа имущества, находящегося в процедуре банкротства ФГУП "Северо-Каспийское морское пароходство" (СКМП).
Из подлежащих продаже активов госпредприятия было реализовано всего два лота. Первым лотом стал торговый флот госпредприятия, проданный местной транспортной компании "Петрополис" за 78 млн.руб. Дом культуры моряков за 5,2 млн.руб. (начальная цена - 4,8 млн.руб.) приобрело ООО "Грузовоз". В целом, активы пароходства Российский фонд федерального имущества оценивает минимум в 433 млн.руб., сообщает "Коммерсант".
"Северо-Каспийское морское пароходство" - самое крупное на Нижней Волге и Северном Каспии предприятие, занимающееся дноуглубительными и гидротехническими работами и отвечающее за проходимость судоходного канала "река-море". Имущество СКМП включает в себя: 2 морских и 2 озерных буксира; 3 морских самоходных сухогрузных судна и 9 морских барж-лихтеров; 2 морские баржи-площадки; морской и озерный землесосы; 2 озерных и 2 морских черпаковых земснаряда; 12 морских самоходных шаланд; плавучий док; слип; вспомогательный флот; административные здания; судоремонтный завод.
Между тем в правительстве Астраханской области не испытывают большого разочарования от того, что СКМП перестанет существовать в качестве единой структуры. По словам министра экономического развития Астраханской области Владимира Щербакова, руководство региона приветствует разделение активов предприятия на три части - судоремонтный завод, дноуглубительный флот и, так называемую, социальную инфраструктуру. "Приватизация улучшает эффективность управления активами", - считает министр.
Этой точки зрения придерживаются и в самом пароходстве. "Я всегда был сторонником того, чтобы транспортный флот существовал в виде самостоятельной судоходной кампании, а докеры не тратили свои доходы на содержание убыточного судремзавода", - объяснил заместитель исполнительного директора по эксплуатации транспортного флота и порта СКМП Сергей Пархоменко.
Пожалуй, недовольны развалом пароходства лишь профсоюзы фактически уже несуществующего предприятия. Один из лидеров профсоюза СКМП Николай Дробахин предположил, что "частники, которые купят флот, запросто смогут отогнать его в Черное море и нанять там турок, а нас выбросить за борт". По его словам, процесс раздробления может в итоге заставить СКМП повторить судьбу судоверфи имени Кирова, которая сейчас из себя представляет набор мелких предприятий, работающих на ее бывшей территории.
Крупные неприятности начались у "Северо-Каспийского морского пароходства" в 2002г., когда СКМП взяло у Минтранса в оперативное управление четыре морских парома. Для ремонта этих судов госпредприятию пришлось продать часть сухогрузного флота. Однако и этого не хватило для покрытия всех понесенных расходов, предприятие стало накапливать кредиторскую задолженность, испытывать нехватку оборотных средств - общая сумма долгов на весну 2004г. составила около 10 млн.руб.
Впервые вариант расчленения и приватизации образовавшихся частей озвучил в марте 2003г. первый замминистра транспорта РФ Вячеслав Рукша. Он заявил, что "когда Минтранс принимал решение о передаче автопаромной линии СКМП, то хотел в его лице не только увидеть эффективного оператора, но и помочь развиться самому пароходству". Согласно проекту Минтранса, предприятие следовало расчленить на флот и судоремонтный завод. Однако проект не был реализован. С февраля 2004г. СКМП официально находится в состоянии банкротства. Решением областного суда "Северо-Каспийское морское пароходство" было переведено в арбитражное управление в режиме конкурсного производства.