Информация к размышлению. Аптеки на бензоколонках

В результате популистские доводы очень дорого обходятся инвестору, поскольку в таких случаях ранее обещанной окупаемости вложенных средств, как правило, не происходит. И прежде всего из-за неправильно сформированного ассортимента, который уже является или очень быстро становится неконкурентоспособным. Дело в том, что без надежного вердикта специалистов бывает очень сложно "угадать", какие позиции сумеют продержаться на рынке, оставаясь прибыльными хотя бы полтора-два года. И если повезет, то за это время фармпредприятие успеет получить всю разрешительную документацию, необходимую для производства конкретного медикамента, на что в среднем уйдет не менее года. А главное, что сумеет вернуть затраченные финансы и даже немного заработать на сбыте данной продукции, пока ее выпуск будет рентабельным пусть и непродолжительное время.

Безусловно, подобная зависимость от случайных рыночных факторов касается только дженериков - воспроизведенных копий оригинальных препаратов без их прежнего торгового названия и с истекшим сроком патентной защиты. Отечественные фармпроизводители в силу целого ряда обстоятельств как раз подобные медикаменты в основном и выпускают. Мало того, что в угоду конъюнктуре это одни и те же пользующиеся на сегодняшний день спросом наименования, так они еще и неразличимы для потребителя, поскольку не подлежат позиционированию по определению.

В итоге реализация такой номенклатуры на свободном рынке возможна только с помощью ценовой конкуренции, то есть демпинга, но далеко не каждый фармзавод сможет поддерживать выпуск лекарств, ставших убыточными. Разумеется, существуют и иные формы соперничества, но для дженериковой продукции неценовая конкуренция при прочих равных условиях предусматривает только наличие административного ресурса или гарантированных централизованных госзакупок и потому доступна лишь избранным представителям российской Фарминдустрии.

С оригинальными препаратами и/или брендированными дженериками (препараты с зарегистрированным коммерческим наименованием) ситуация ничуть не лучше. Хотя бы потому, что выведение на рынок узнаваемой, а значит, и востребованной потребителями торговой марки является весьма длительным и дорогостоящим мероприятием, которое к тому же не гарантирует безусловного успеха и возврата потраченных на позиционирование финансовых ресурсов. По сути, грандам мировой Фарминдустрии с целью завоевания отдельных сегментов российского фармрынка ничего не стоит сделать свои цены на те же вакцины, например, гораздо более привлекательными, чем у того же "Медико-технологического холдинга" от АФК "Система", что однозначно приведет к победе здравого смысла над благородными по форме, но лукавыми по содержанию призывами поддержать отечественного производителя.

Таким образом, успешная диверсификация должна осуществляться с учетом сложившейся расстановки сил, а также при достаточном количестве финансовых ресурсов и исключительно профессиональном подходе к внедрению на фармрынок. При соблюдении вышеперечисленных условий больше шансов преуспеть будет в том случае, если каким-либо способом удастся уменьшить барьер входа на рынок медикаментов. В частности, такой возможностью невольно располагают, но не пользуются, крупные сырьевые компании с наличием непрофильных активов в своем инвестиционном портфеле. К примеру, образцом действительно удачного маркетингового хода нефтяной компании "ЮКОС" стало приобретение розничной продовольственной сети "Копейка". У данного решения как минимум двойная выгода. Помимо положительных моментов, связанных с диверсификацией основной деятельности, покупка ритейлового бизнеса может быть предназначена для повышения потенциальной прибыльности собственной сети автозаправочных станций за счет реализации непрофильных, но от этого не менее доходных, чем нефтепродукты, товаров. В этом случае сбытовая стратегия должна предусматривать модернизацию АЗС для размещения там мини-маркетов. Для чего, собственно, и понадобится технология выстраивания розничных продаж торговой сетью "Копейка" - от поставок и логистики, вплоть до оптимального функционирования каждой розничной точки.

Если же ко всему перечисленному была бы дополнительно приложена розничная реализация медикаментов, то подобный альянс, вне всякого сомнения, перекроил бы весь лекарственный рынок и ощутимо повлиял бы на иерархию игроков продовольственного бизнеса. Веским основанием для такого предположения служит база из более чем 1000 бензоколонок НК "ЮКОС", разбросанных по всей стране, что позволяет создать на этой основе самые широкие сетевые аптечные структуры в России, обслуживание которых будет сопряжено с новой расстановкой сил в соответствующих рыночных областях.

Кроме того, это событие стало бы уникальным и не имеющим аналогов способом безболезненного вхождения на сложный и уже поделенный фармацевтический рынок.

Что касается доходной части, то подобный проект не потребует ощутимого отвлечения дополнительных материальных ресурсов. Ведь если специально выстраивать альтернативную аптечную сеть, то, возможно, это и не будет выгодным мероприятием, так как базовые затраты для интервенции на фармрынок достаточно высокие, да еще и без быстрого возврата вложенных денег. Если же воспользоваться уже сформированной сетевой структурой и к тому же технологически очень похожей на розничную реализацию медикаментов, то цена внедрения на лекарственный рынок может оказаться весьма привлекательной.

Самой большой пользой от образования аптечной сети станет для нефтяной компании вовсе не поступление дополнительных денежных знаков, а обретение нематериальных активов в виде улучшения деловой репутации и создания благоприятного образа компании, принимающей участие в такой социально значимой сфере, как лекарственное обеспечение населения. Это очень важно, поскольку забота о поддержании здоровья людей не останется без внимания властных структур, что дорогого стоит. Это как своего рода беспроигрышная лотерея, даже если новый бизнес и не оправдает коммерческих ожиданий.

Тем не менее подобные сценарии в планах долгосрочного развития бизнеса сырьевых компаний скорее всего не значатся. Об этом свидетельствует недавнее решение НК "ЮКОС" отказаться от своего участия в ритейловом бизнесе. По всей вероятности, в нефтяной компании руководствовались исключительно деловыми соображениями, предусматривающими наиболее целесообразное использование всех корпоративных ресурсов с сохранением оптимального баланса затрат и результатов. Конечно, если придерживаться данного подхода к ведению бизнеса, тогда и стратегия нефтяного предприятия будет ориентирована преимущественно на избавление от затратных или непрофильных активов, чтобы в дальнейшем еще больше сосредоточиться на высокорентабельных операциях в своей отрасли.

Безусловно, продажа своей доли в торговой сети "Копейка" - это выгодная сделка, принесшая нефтяникам за неполных два года $20 млн., и маловероятно, чтобы аналогичный доход имел бы место за тот же период времени в случае функционирования аптечной сети. Однако не все так просто, поскольку важно не только уметь делать деньги, но и знать, как их сохранить. Нарастающее неравенство в распределении средств является не только российской, но и мировой проблемой. И если противоречия не сглаживать, то социальные конфликты неизбежны. Прекрасно понимая, к каким последствиям они приведут, многие развитые страны достаточно успешно избегают общественных потрясений. Стабилизация, или недопущение взрывоопасных ситуаций, происходит путем восстановления баланса интересов в обществе. С этой целью деловое сообщество осознанно лишает себя части прибылей, зачастую в ощутимых размерах, и покупает тем самым лояльность остальных слоев общества, по разным причинам далеких от распределения финансовых потоков. И чем раньше российский бизнес возьмет эти простые истины на вооружение, тем больше шансов на выживание у него останется. Так это или нет, покажет только время.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости