В Кронштадте 15 мая торжественно открыли летнюю навигацию. Заметим, что речные суда вышли в свои первые рейсы по внутренним водным путям еще раньше - как только ослабла хватка льдов Ладожского озера. В частности, в промышленном порту ОАО "Северсталь" открыли навигацию 27 апреля. В центре транспортной логистики ОАО "Северсталь" считают, что увеличение доли речных перевозок позволяет снижать транспортные издержки металлургов.
В ЛХК "Череповецлес" навигацию открыли 29 апреля. На предприятии намерены отправить по водным маршрутам 550 тыс. кубометров круглого леса - в основном в Скандинавию (крупные потребители продукции ЛПХ - компании Sodra, UPM, Nivida, Thomesto)...
В целом по России в навигацию 2003 года объем речных перевозок вырос до 118 млн тонн (+3% к 2002-му). Основная номенклатура грузов, доставляемых по внутренним водным путям РФ, -стройматериалы, лес, зерно, удобрения, черные металлы, нефть и нефтепродукты. Поэтому в 2004-м при благоприятных обстоятельствах объемы грузопотоков в Минтранссвязи РФ прогнозируют в 125 млн тонн.
Во всяком случае итоги весенней работы внутреннего водного транспорта обнадеживают: в марте-апреле его суммарный грузооборот повысился на 40%.
К 2015 году транспортная стратегия РФ предусматривает увеличить перевозки внутренним водным транспортом до 230 млн тонн. Правда, по мнению речников, для этого в ближайшие годы должны быть созданы соответствующие условия. Необходимо завершить создание единой глубоководной системы России, улучшить условия судоходства на Городецком и Кочетовском гидроузлах, а также увеличить пропускную способность Волго-Балтийского пути.
Намеченный уровень, конечно, несопоставим с тем уровнем, на который вышли российские водники, скажем, в 1989 году: тогда в навигацию доставили потребителям 582 млн тонн грузов. Однако с тех времен из-за дефицита средств условия для судоходства ухудшились.
Нужны инвестиции для приведения внутренних водных путей страны на уровень современных стандартов и гарантированных глубин (не менее 4 метров) на протяжении основных транзитных трасс, на которые Правительством РФ намечено переключить до 10% евроазиатских перевозок, следующих через Россию. Это может привести стране до $3 млрд ежегодных доходов.
Об этом, в частности, говорилось на семинаре "Перспективные направления гармонизации транспортных стратегий России и ЕС", прошедшем 12 мая в Торгово-промышленной палате РФ с участием представителей Минтранссвязи и Минэкономразвития РФ в преддверии саммита России и ЕС, который намечен на 21 мая 2004 года в Москве.