Сегодня в стране насчитывается уже около 500 современных кинозалов, причем наиболее активное развитие получил сегмент мультиплексов. И хотя эксперты рынка считают, что его насыщение произойдет не скоро, очевидно, что сама динамика развития позволяет говорить об увеличении количества кинотеатров в несколько раз в ближайшие 5-10 лет. О том, насколько эффективно сейчас развивается сегмент мультиплексов в столице и в регионах, RBC daily рассказал генеральный менеджер сети "Формула Кино Менеджмент" Игорь Ильчук.
- Игорь Викторович, как Вы оцениваете темпы роста сетей кинотеатров в России?
- Действительно, многие компании заявили о своей экспансии на российском рынке. Помимо "Формулы Кино Менеджмент" можно отметить, например, компанию "Синема Парк", у которой большие планы по региональному развитию. Безусловно, появление новых игроков - это хороший знак, поскольку еще несколько лет назад никто и подумать не мог, что российский кинотеатральный рынок будет развиваться такими темпами. Но хотя динамика его роста довольно активна, этого все равно недостаточно. Наш рынок как минимум в три раза меньше западного, и, чтобы сравнять количество кинотеатров, потребуется не меньше 10-15 лет при условии постоянных инвестиционных вливаний.
- Осенью прошлого года на российский рынок вышла компания Rising Star Media, открывшая в столице самый крупный на то время 11-зальный кинотеатр. И буквально на днях "Формула Кино Менеджмент" побила ее рекорд, открыв 12-зальный мультиплекс на Можайском шоссе. На Ваш взгляд, насколько крепки позиции Rising Star Media на российском рынке?
- Любого конкурента мы воспринимаем как серьезного: даже единичный кинотеатр уже создает здоровую конкуренцию. Что же касается проекта Пола Хэта (один из учредителей компании Rising Star Media; в начале 90-х годов он открыл кинотеатр "Кодак-Киномир"), то, конечно, мы присматривались к его работе, но все же придерживаемся иной концепции развития. Если Rising Star Media больше ориентирована на работу с торговыми комплексами "Мега" и IKEA, то мы видим свое развитие с другими операторами - "Рамэнкой" и Межбанковской инвестиционной корпорацией, с которыми за последние полгода уже открыли два кинотеатра - в Подольске и Нижнем Новгороде. Кроме того, очевидно, Пол Хэт видит развитие именно крупными кинотеатрами - 11 и 12-зальными. А для нас открытие таких крупных мультиплексов в большей степени эксперимент, и пока мы ориентированы на формат кинотеатров от 4 до 9 залов и говорить о его смене преждевременно.
- В чем принципиальная разница этих двух форматов?
- На мой взгляд, рынок сейчас с большей легкостью готов воспринять именно кинотеатры вместимостью до 9 залов. Поэтому чтобы понять, нужны ли нам более крупные мультиплексы, необходимо сначала оценить работу нашего 12-зального кинотеатра.
- Помимо прочего, "Формула Кино Менеджмент" довольно активно продвигается в регионы.
- В действительности кинотеатров в регионах у нас немного, всего четыре: один - в Московской области, два - в Нижнем Новгороде и один - в Санкт-Петербурге. Но если нам удастся решить вопросы управления и логистики в регионах, тогда можно будет говорить о дальнейшем расширении.
- Насколько высок спрос на посещение кинотеатров в регионах?
- Он сопоставим с Москвой, но стоимость билетов все же остается решающим фактором. Наш опыт работы в Нижнем Новгороде показывает, что высокую цену на билеты в региональном городе может удерживать только один крупный кинотеатр, у которого уже сложилась своя аудитория. Входить в город, где есть такой игрок, в принципе бесперспективно. В таком случае речь может идти если не о демпинге, то о гораздо более низких ценах, в пределах 30-100 рублей. Но из-за этого срок окупаемости проекта сразу же увеличится. И все же интерес к региональным проектам есть. Можно сказать, сейчас мы только присматриваемся к ним, накапливаем необходимый опыт и проводим анализ того, какой формат был бы удобен для зрителя в регионах и финансово выгоден для нас.
- А насколько отличаются сроки окупаемости кинотеатров в Москве и в регионах?
- В Москве срок окупаемости в среднем составляет 5-6 лет, а в регионах - до 10 лет.
- Несмотря на такие долгие сроки, "Синема Парк" намерена построить свой мультиплекс в Нижнем Новгороде, где уже есть кинотеатры "Формулы Кино". Этот город настолько привлекателен для сетевых операторов?
- Сложно сказать, почему компания проявила интерес именно к Нижнему Новгороду. Но, если они считают, что их проект окупится, почему бы и нет? Хотя я прежде бы сильно подумал, если бы принимал подобного рода решения - о вхождении в город, где есть крупные кинотеатры, управляемые как местным, так и московским оператором.
- По Вашему мнению, какие еще регионы представляют интерес для операторов кинотеатральных сетей?
- Нам интересны регионы, что называется, от Калининграда до Урала. Прежде всего Северо-Западный регион и Поволжский округ, а также крупные города, такие как Ростов-на-Дону, Краснодар.
- Игорь Викторович, Вы уже говорили о том, что кинотеатры, входящие в состав "Формулы Кино Менеджмент", ожидает ребрендинг. Расскажите, пожалуйста, более подробно об этом.
- Да, действительно, все наши кинотеатры, входящие в сети "Империя Кино", "Формула Кино" и "Каро", теперь будут называться "Формула Кино". Уже с осени они будут рекламироваться как единая сеть. Когда мы оценим, какой результат принесли наши действия, повысилась ли узнаваемость компании на рынке, какую нишу мы на нем занимаем, перейдем к следующему этапу - установлению единого стандарта в сети. Он уже практически разработан, но, чтобы внедрить его, надо понять, насколько это будет экономически целесообразно. Эти изменения коснутся не всех кинотеатров, и некоторые из них - "Пушкинский", "Горизонт" и "Ударник" - останутся в неизменном виде. У них есть своя сложившаяся аудитория, и подобные перемены могут только повредить им.
- Затронут ли эти изменения однозальные кинотеатры?
- Не все, но некоторые будут переоборудованы в многозальные. Например, на мой взгляд, такие кинотеатры, как "Первомайский", "Солнцево" и "Электрон", требуют расширения.
- А возрождается ли традиция семейных походов в кино?
- Не в том объеме, в каком хотелось бы. Простой подсчет показывает нам реальную картину трат на такой поход. Один билет в среднем стоит 180 рублей, прибавьте сюда стоимость двух билетов для родителей, а также траты на напитки и попкорн. И получится, что посещение кинотеатра обходится семье больше чем в 30 долларов. Конечно, московский зритель может себе это позволить, но далеко не каждый. Поэтому мы работаем с дистрибьюторами над возможностями снижения цен на билеты. Хотя стоит отметить, что все равно аудитория понемногу расширяется, и одной из наших основных задач стала пропаганда семейного отдыха. Практически все хитовые фильмы, блокбастеры есть в нашем репертуаре; соответственно, чем больше залов, тем шире репертуар кинотеатра, возможности удовлетворить максимально широкий запрос зрительской аудитории. Больше того, мы готовы ставить кино, что называется, не для всех, предположим, на несколько сеансов в день, чтобы предоставить возможность смотреть его нашим зрителям.
- По прогнозам экспертов рынка, общий бокс-офис увеличится в этом году в 1, 5 раза. Вы разделяете эту точку зрения?
- Мы рассчитываем на 20%-ное увеличение, не больше.
02.06.2004