Вчера в Новороссийске состоялось важное региональное совещание, в котором приняли участие министр транспорта России Игорь Левитин, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, первый вице-президент ОАО "РЖА" Хасян Зябиров, представители бизнеса.
Министр ознакомился с портовым хозяйством города, осмотрел контейнерный терминал и морской торговый порт.
Александр Ткачев отметил, что край имеет большой транспортный потенциал и его необходимо рациональнее использовать. В первую очередь это относится к порту Новороссийск, который является южными воротами России на Черном море. А рост объемов перевозок и перевалки грузов обеспечит дополнительные налоговые отчисления в местные бюджеты, будут созданы новые рабочие места, укрепится экономика региона. Безусловно, это невозможно сделать без дальнейшего развития транспортной инфраструктуры.
На долю Новороссийского порта приходится перевалка 30 процентов экспорта российской нефти, 70 процентов зерна, 25 - стали, 10 -химических удобрений, около половины импорта сахара-сырца. По словам губернатора края, такие солидные объемы создали ряд серьезных проблем.
Кстати, в сентябре прошлого года проблему развития транспортного узла Новороссийска рассматривали под председательством Президента РФ Владимира Путина. Тогда было отмечено, что пропускная и перерабатывающая способность предприятий железнодорожного и автомобильного транспорта пока еще отстает от возможностей морского порта. И это снижает экономическую привлекательность маршрута. Проблемы возникали и чисто технические, связанные с развитием подъездных путей и с несогласованной тарифной политикой, которая должна быть более взвешенной.
Теперь же участники совещания, представители всех заинтересованных ведомств должны были попытаться развязать "новороссийский узел".
- Выход может быть в том, чтобы напрямую увязать интересы частных акционеров и государства, установить тесные партнерские отношения между региональными властями и федеральными ведомствами, - считает министр транспорта Игорь Левитин. - Нынешняя ситуация, которая сложилась в Новороссийске, не позволяет решать те задачи, которые стоят перед отраслью. Перерабатывающие возможности порта на сегодняшний день практически исчерпаны. Необходимо искать эффективное решение возникшей проблемы.
В качестве реального шага на этом пути названо скорейшее строительство порта Железный Рог на Таманском полуострове и развитие порта Темрюк, а также возведение многопрофильного порта в районе Тузлы.
Кстати, губернатор Александр Ткачев твердо пообещал помочь в решении вопросов по отводу земель, которые для этого необходимы. Вопрос со строительством вторых путей на участке Крымская - разъезд 9-й километр уже решен. Другое дело, где найти инвестиции для столь масштабного проекта.
Кстати, по словам Хасяна Зябирова, железнодорожники только в развитие двух припортовых станций, Новороссийск и Туапсе, за 3 года вложили около двух миллиардов рублей. Они позволили вдвое увеличить объем переработки грузов. Что же касается строительства новых портов, то с экономической точки зрения это очень выгодно. Правда, как считает Зябиров, необходимо создать единый логистический комплекс, который будет обслуживать предприятия железнодорожного, морского, речного и автомобильного транспорта в припортовых узлах, повысит возможности эффективного управления грузопотоками.
Министр транспорта считает, что для этих целей могут быть привлечены средства государственных, частных и крупных зарубежных компаний, которые будут работать на экономику государства.
На совещании с руководителями края Игорь Левитин уделил особое внимание целесообразности создания совместной управляющей компании по Новороссийскому транспортному узлу. Это потребует образования холдинга на территории порта. Инициаторами данного предложения выступили администрация края и семь компаний-инвесторов. Но такая единая управляющая компания "должна учитывать интересы как государства, так и частных инвесторов", сказал губернатор Александр Ткачев.
Ситуация, которая сложилась в Новороссийске, не позволяет решать те задачи, которые стоят перед отраслью. Перерабатывающие возможности порта на сегодняшний день практически исчерпаны. Необходимо искать эффективное решение возникшей проблемы.