Поселение на месте нынешнего города-спутника Хельсинки Вантаа возникло еще в конце XIV века. Впервые территория эта упоминается в королевском указе от 1351 года, по которому право ловли семги на реке Вантаанйоки предоставлялось эстонскому монастырю Подисте.
Пять веков значение этого поселения определяло скрещение водных и сухопутных путей. Но когда в 1862 году завершилось строительство железной дороги Хельсинки - Хямеенлинна, это дало заметный толчок для более быстрого экономического развития региона.
По-настоящему же бывшая сельская волость стала превращаться в четвертый по количеству населения город Финляндии после пуска в эксплуатацию в 1952 году (к открытию Олимпийских игр) нового аэропорта. Теперь расположение города на скрещении воздушных и наземных трасс обеспечило значительные преимущества для обосновавшихся здесь международных компаний.
Завершение в позапрошлом году строительства третьей взлетно-посадочной полосы, что позволило фактически удвоить объемы пассажиропотоков, совпало с зарождением новых центров бизнеса и современных технологий. Здесь, в частности, разместились отделения крупнейшей из финских компаний - АО "Технополис", которые занимаются развитием и финансированием таких важнейших направлений, как электроника, телекоммуникации, логистика и экология.
В рамках этого масштабного проекта, получившего условное название "Узел", ведущая роль принадлежит проекту "Авиаполис". Это своего рода логистический ключ компании "Финавиа", которая год от года наращивает перевозки в направлениях на запад и восток, в том числе в США, Канаду, Россию, Китай и другие страны. Достаточно сказать, что район "Авиаполиса" уже сейчас занимает площадь 42 квадратных километра, где трудится около 10 тысяч человек. Поставлена масштабная задача: в ближайшие годы приблизиться по перевозкам к объемам Амстердама. Здесь считают, что Стокгольм и Осло уже обошли. В прошлом году через аэропорт "прошло" свыше 10 миллионов человек.
Большое значение будет иметь реализация проекта, в результате которой центр Хельсинки соединит с Вантаа скоростная железнодорожная трасса. Предусматривается строительство тоннеля и пуск к 2011 году скоростных поездов. Безусловно, понадобятся солидные инвестиции, и часть из них государство намерено выделить. Но, конечно же, не останутся в стороне те 550 компаний, которые работают в "Технополисе". По существу, здесь зарождается государственный исследовательский центр с весьма заманчивыми перспективами.
Уже сегодня действует завод микроэлектроники, где, в частности, выпускаются датчики, обеспечивающие действия подушек безопасности для "Вольво", "Мерседесов" и многих других типов машин. Расширяется производство микропроцессорной техники, мобильных телефонов. Естественно, преследуется цель -выйти со своей продукцией на международный рынок.
Расширение производства и бизнеса не могло бы нормально осуществляться без создания надлежащих условий для людей, в первую очередь без увеличения темпов строительства жилья и развития сферы торговли и услуг. Здесь стремятся укреплять контакты производственных предприятий и исследовательских организаций с учебными заведениями. Это помогает готовить квалифицированные кадры специалистов по наиболее перспективным направлениям.
Кстати, около половины горожан работают в пределах Вантаа и почти столько же - в Хельсинки. Поэтому еще одно важное условие развития города - совершенствование его транспортной системы, улучшение связей с соседними регионами. А как считают в мэрии Вантаа, не меньшее значение для эффективной работы техно- и авиаполисов имеет хорошо организованное здравоохранение.
В городе создана система социального ухода и здравоохранения, основанная на принципе "персонального врача". Суть ее заключается в том, что каждый из врачей восьми медучреждений города имеет выделенный ему на попечение район. И, несмотря на его довольно большие размеры, попасть на прием можно не позднее чем через три дня с момента подачи заявки. Если необходимо стационарное лечение, то именно районный врач принимает окончательное решение на этот счет.
На встрече с руководителями городской мэрии и представителями техно- и авиаполисов приводился такой пример. Больным диабетом в случае необходимости не надо обращаться в поликлинику. Достаточно через Интернет или по мобильному телефону передать врачу данные о самочувствии, и тот подскажет, что надо предпринять самому, либо направит в больницу. Измерение пульса по телефону - тоже не проблема. И не только диабетики, но и престарелые люди, даже проживающие в одиночестве, могут чувствовать себя спокойно, поскольку постоянно отслеживается состояние их здоровья и где они в данный момент находятся.
Все, с кем нам довелось беседовать, считают, что в городе созданы хорошие условия, чтобы заниматься предпринимательством, работать в производственной сфере, достойно жить и учиться. Общественный транспорт обеспечивает удобное сообщение как до места работы, торговых центров, так и популярных мест отдыха, проведения досуга. Хорошо развито пригородное железнодорожное сообщение с Хельсинки, дополняемое развитой сетью автобусных маршрутов.
Несмотря на явно выраженную техническую ориентацию, население Вантаа с детства приобщается к культуре. Музыкальное училище и школа изобразительных искусств являются крупнейшими в стране, есть также и частная школа танца. В городе создано несколько хоров, оркестров, ансамблей пляски, театральных кружков, а также танцевальный театр. Созданы прекрасные условия для занятий многими видами спорта.
И, конечно, Вантаа предлагает для туристов обширный выбор достопримечательных мест, находящихся в основном по трассе старой "Королевской дороги". Есть среди них музеи под открытым небом исторической ориентации, а также городской музей, расположенный в здании станции железной дороги постройки 1861 года, и музей авиации, где демонстрируются экспонаты от воздушных дирижаблей до космической техники. Так что, добро пожаловать в Вантаа!
Хельсинки - Вантаа - Москва.
***
Большое значение будет иметь реализация проекта, в результате которой центр Хельсинки соединит с Вантаа скоростная железнодорожная трасса. Предусматривается строительство тоннеля и пуск к 2011 году скоростных поездов.