"В 2003 году деятельность предприятия стала более эффективной".
ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" - один из ведущих налогоплательщиков региона. Предприятие стабильно вносит налоговые платежи, инвестирует в развитие производства. В 2003 году компания была признана "Лучшим предприятием нефтепродуктообеспечения ОАО "ЛУКОЙЛ". Но, пожалуй, главным событием в работе "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта" стало расширение бизнеса: предприятие действует не только в Пермской и Кировской, но и Свердловской области. По мнению генерального директора общества Игоря ФОМИНА, итоги года можно назвать достойными, и есть все основания полагать, что лидирующие позиции предприятия удастся сохранить и в 2004 году.
Игорь Фомин:
- Реализация продукции "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт", с учетом сбытовых структур ЗАО "ЛУКОЙЛ-Пермь", которые были переданы нашему предприятию, в минувшем году составила 3 млн 400 тысяч тонн, рост - 26% к предыдущему году. При этом реализация в розницу составила 430 тысяч тонн (+14%) и мелким оптом 820 тысяч тонн (+17%). Всего на своих традиционных рынках - в Пермской (1 млн), Кировской (600 тысяч) и Свердловской областях (780 тысяч) - мы продали 2,5 млн тонн. Рост в реализации зафиксирован по всем областям, среднесуточная реализация с одной заправки выросла с 5 тонн до 5,74 тонны. Это очень важный показатель, который иллюстрирует эффективность работы предприятия.
Выросли и другие экономические показатели. Так, прибыль составила 542 млн рублей, рост чистой прибыли - 64%. Как было заявлено на недавнем совещании в областной администрации, величина прибыли выводит "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" в группу крупных предприятий по доходам, по выручке на территории Пермской области.
Если говорить о планах на 2004 год, мы планируем сохранить объемы реализации и продать 3,4-3,5 млн тонн нефтепродуктов, в том числе 2,5 млн на своих традиционных рынках. Правда, есть планы увеличить розничную торговлю, мелкооптовый сбыт. Соответственно, мы немного сократим поставки по транзиту. Но, в принципе, цифры останутся все теми же. Такой большой рост, какой был в этом году, не прогнозируется, поскольку сделан очень большой задел, и потенциала для повторения аналогичных показателей пока нет.
Понятно, что столь значительный рост во многом был достигнут за счет объединения. Мы провели реорганизацию в Кировском филиале: во-первых, мы прекратили поставки нашим конкурентам; во-вторых, закрыли часть нефтебаз и вывели их из эксплуатации; наконец, вернули из аренды то имущество, которое сдали. Реорганизация принесла результаты, наши показатели в Кировской области выросли. В данном случае можно сказать: мы просто взяли то, что должно было принадлежать нам по праву. В Свердловской области принесли результаты инвестиции предыдущих лет - были открыты новые заправки, сработала выстроенная логистика на нефтебазах. В ближайшие два года мы намерены инвестировать значительные средства, они уже защищены в ОАО "ЛУКОЙЛ". Средства пойдут на развитие нефтебазового хозяйства, и через два года мы получим качественный рост.
К сожалению, в силу тех структурных изменений, которые происходили на предприятии, упал объем инвестиций в строительство в Свердловской области. Если в предыдущие годы речь шла о 170-200 млн вложений в год, то в 2003 г. эта сумма равняется 70 млн. То есть мы не смогли освоить инвестиции, как планировали. Основная причина - противодействие со стороны местных администраций в отведении земельных участков. Можно сказать, что мы, к сожалению, не смогли найти понимания с некоторыми главами администраций, и они не оказали нам содействия в рамках принятого законодательства. В итоге получилась не очень хорошая ситуация, когда мы закупили оборудование, оно по графику пришло, но мы не смогли его установить, потому что не были отведены земельные участки. Из-за отсутствия согласованных документов дело не движется так, как бы нам хотелось.
В Пермской области ситуация лучше, но я не могу сказать, что она кардинально отличается. Говорить, что для нас распахнуты все двери, и у нас моментально все получается, нельзя. Процедура отвода земли очень сложная. Но в Перми (по сравнению со Свердловской областью) у предприятия нет такой амбициозной программы. Здесь мы давно присутствуем и отрабатываем земельные участки, которые взяли еще 3-4 года назад. Например, построили заправку на проспекте Парковый, а это земельный участок 1999 года.
- На каком этапе находится "освоение" "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродуктом" Удмуртии?
- На 2004 год намечена работа по отведению земельных участков. Первоначально мы планируем открывать АЗС в Сарапуле, Воткинске, Ижевске. Здесь будет построено порядка 5-6 автозаправочных комплексов. Первая заправка должна появиться в 2005 году.
- Год назад в интервью "ПО" вы говорили о планах занять 30% рынка Свердловской области. На деле получилось этого добиться?
- Да, мы этого достигли, сегодня ООО "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт" принадлежит 35% рынка. Мы не потеряли тех преимуществ, которые у нас есть. Тем более, их использование позволило занять более жесткую позицию в отношении наших контрагентов: в части расчетов, в части цены. Поэтому мы сохранили объем, на который рассчитывали.
- Какая работа ведется по заправкам в системе франчайзинга?
- На сегодняшний день у "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта" 215 заправок, франчайзинговая сеть - 49 объектов на территории трех областей. Сейчас взят курс на систематизацию этого взаимодействия. В первую очередь, мы изменили условия работы с франчайзерами. Главное - это повышение требовательности в части контроля качества. Задача состоит в том, чтобы АЗС, работающие по франчайзингу, предоставляли такие же качественные услуги и топливо, как заправки "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта". Если подобного не происходит, то мы расторгаем отношения.
- Прогнозировалось, что в итоге объединения с Кировской областью произойдет снижение издержек...
- Большая работа по уменьшению издержек, по изменению структуры нефтегазового хозяйства велась в течение всего года. Мы выводили из эксплуатации неэффективные объекты, оптимизировали структуру. В результате объединения произошло сокращение численности штата на 8%. И работа эта будет продолжаться.
Как следствие, произошло снижение издержек и затрат на фоне увеличения реализации. То есть мы не потеряли бизнес, не свернули его, а сделали его более эффективным. Мы не потеряли ни одной тонны ни в одном из регионов, но при этом сократили затраты.
Огромная работа была проведена - и здесь мы являемся лидером компании "ЛУКОЙЛ" - по оптимизации налогообложения в рамках, предусмотренных законодательством. Как известно, в России меняются земельные отношения, и мы посчитали, что в новых условиях выгоднее владеть земельными участками, а не арендовать их. Программа - огромная, это порядка 90 земельных участков в Пермской и Кировской областях. В Свердловской области работа пока не начата, поскольку окончательно в права собственности мы еще не вступили. По Перми и Кирову уже удалось выкупить порядка 30 участков, и по остальным 60-ти документы находятся на стадии оформления.
- Ваш прогноз по ценам на бензин.
- Конечно, хотелось бы сказать, что цены будут неуклонно падать (смеется). Скорее всего, в этом году цены будут характеризоваться твердым, но незначительным ростом, потому что растут акцизы, это увеличивает затраты всех операторов на рынке; растут затраты на транспорт, а затраты по железной дороге у предприятия превышают 30%, хотя мы находимся рядом с заводом.
Цены будут расти незначительно, поскольку не видно каких-то возмущающих факторов, способных привести к резкому росту. Это раньше была стихийность, когда в зависимости от сезона менялись и цены. Например, зимой они могли упасть в 3 раза, затем - весна и ажиотажный спрос. Не думаю, что сегодня рынок испытывает давление со стороны нефтепродуктов. Он достаточно сбалансирован, и дефицита нефтепродуктов нет, но нет и избыточного остатка нефтепродуктов на заводах и нефтебазах. У нас, например, не скопилось никаких остатков на нефтебазах в этом году, в прошлые годы были, а в этом году нет. Завод ритмично работает, остатки в пределах нормативов. Мы ситуацию контролируем, то же самое происходит на других заводах.
Понятно, что причиной этого стали процессы, которые происходят в мире и стране. Иракский конфликт сработал на повышение цен, а Россия грамотно сумела воспользоваться этой ситуацией, развила свои экспортные возможности. На сегодняшний день никаких ограничений в экспорте нефти, нефте- и газопродуктов не существует. Этому можно только порадоваться - мы оказались в нужном месте в нужное время. Поэтому, я думаю, перспектива - твердые цены на нефтепродукты. И считаю, что Россия уже подошла к такому этапу своего развития, когда среди компаний начнется борьба не ценой, а качеством продукта, когда компании начнут выводить на рынок более качественные бензины, дизельное топливо. К этому критическая масса уже готова: проведены большие реконструкции на заводах разных нефтяных компаний. Конечно, если ты один выпускаешь какой-то продукт - конкурировать достаточно глупо. Все равно ты весь рынок не удовлетворишь своим качественным продуктом. Но ситуация заметно меняется, и сейчас начинается нормальная конкуренция качества, каждый потребитель сможет это оценить.
- Каким видится имидж "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта", что изменилось в этом плане за год?
- Наверное, на этот вопрос лучше отвечать специалисту, но от себя лично могу охарактеризовать имидж словом "стабильный". Думаю, что "ЛУКОЙЛ" - одна из самых узнаваемых нефтяных компаний на территории РФ, и в ближайшие годы каких-то изменений здесь не произойдет. Позиции компании стабильны, к тому же, в отличие от других, она не была связана со скандалами. Компания - один из лидеров по уплате налогов во все уровни бюджетов, она имеет хорошие перспективы, на следующий год прогнозируется большой рост и в части добычи нефти, и в части прироста запасов нефти и газа - основных показателей, характеризующих компаний.
Аналогичные стабильные позиции и у "ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукта". В 2003 году мы окончательно "переболели" проблемой Юго-Камска, сумев выйти из той нехорошей ситуации, в которой, к сожалению, оказались. Урегулировали конфликт, сумели устранить все последствия аварии, о чем подписан соответствующий акт комиссии.
Что касается бизнеса, то нельзя говорить о какой-то агрессивной позиции предприятия. Мы занимаем достойное место в каждом регионе деятельности, имеем нормальные отношения с участниками розничного рынка и рынка нефтепродуктов, а также с властями. Так что никакой агрессии нет. Наше предприятие намерено и дальше достойно конкурировать с другими операторами рынка.