Владимир СТАРОСТЕНКО, начальник Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД": ОДИН ГОД ИЗ "БИОГРАФИИ" РЕФОРМЫ

Презентациями дорог, входящих в состав ОАО "РЖД", подводится итог годичной деятельности компании в новом качестве. Прошла такая презентация и на столичной магистрали.

Большой зал Управления Московской железной дороги в среду на минувшей неделе выглядел особенно нарядно и торжественно. По его периметру высились стенды с красочными графиками и диаграммами, отображающими трудовые свершения коллектива столичной магистрали. Видеомониторы шаг за шагом повторяли тот рывок, который на рынке транспортных услуг магистраль сделала за один год, прошедший со дня образования ОАО "Российские железные дороги".

Именно этому событию и была посвящена презентация столичной магистрали - крупнейшего филиала компании. В гостях у московских железнодорожников собрались полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, губернаторы ряда областей, члены правительства столицы и Подмосковья, депутаты Государственной думы, главы операторских компаний независимых перевозчиков, руководители крупнейших предприятий регионов. По видеосвязи в зале "присутствовали" все семь отделений дороги в лице их начальников, представителей коллективов, ветеранов и приглашенных сотрудников органов местной власти, деловых партнеров, журналистов. Словом, аудитория - железнодорожники и деловые люди центральных регионов страны, где пролегает столичная магистраль. Ниже публикуется отчет с презентации.

В череде трудовых будней, поглощенные повседневными заботами, мы, нечего греха таить, не часто задумываемся о масштабах перемен. Однако период с октября прошлого года по октябрь 2004-го стал особенно яркой вехой в "биографии" реформы железнодорожного транспорта. Год работы по-новому полностью подтвердил предвидение президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева: структурные преобразования отрасли обеспечивают рост устойчивости, открытости, конкурентоспособности компании. С первых дней ее работы достигнута прогрессирующая динамика производственных и финансовых показателей: грузооборот возрос более чем на восемь, пассажирооборот - на шесть с лишним процентов. Соблюдается баланс интересов государства, пользователей и самой компании - надежный источник социальной стабильности и общественного согласия, каковым выступает ведущая отрасль экономики страны, ее становой хребет. Завоевано широкое международное признание - мировые рейтинговые агентства установили для ОАО "РЖД" высокий статус кредитоспособности. Последовательность, эволюционная поступательность, всестороннее правовое обеспечение - так можно охарактеризовать принятую недавно Стратегическую программу развития ОАО "РЖД" до 2010 года. Она на деле подтверждает и конкретизирует социально-экономические вехи, намеченные еще в мае 1996 года Всероссийским съездом железнодорожников. А гарантии социальной защищенности тружеников отрасли закреплены Генеральным коллективным договором, принятым 21 октября 2004 года на первой конференции работников компании.

Стоимость реализации Стратегической программы составляет 1 триллион 900 миллионов рублей, - сообщил на презентации начальник Московской железной дороги, член правления компании Владимир Старостенко. - Выполнение данной программы будет способствовать решению общенациональной задачи - удвоению к 2010 году валового внутреннего продукта, созданию условий для перехода к принципиальному улучшению качества жизни населения всей страны.

Владимир Старостенко обозначил масштабную картину перемен на столичной магистрали за год работы в качестве филиала ОАО "РЖД". Они широко известны, неоднократно освещались в печати, по радио и телевидению. Однако всякий раз производят неизгладимое впечатление.

Дорога железная, как ниточка тянется

Что из себя представляет Московская железная дорога - филиал ОАО "Российские железные дороги" на сегодняшний день? Какой вклад она вносит в общие итоги работы компании и повышение ее рейтинга на рынке транспортных услуг? - В существующих границах, - сказал Владимир Иванович Старостенко, - дорога была организована в 1959 году в результате полного или частичного объединения шести дорог: Московско-Рязанской, Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Киевской, Калининской и Северной. История же дороги берет начало с открытия движения в 1861 году до Петушков, а 1 августа 1862 года из Москвы до Нижнего Новгорода был отправлен первый поезд с пассажирами и грузами для открывшейся Нижегородской ярмарки, которая была известна далеко за пределами России.

В 1862 году поезда пошли до Сергиева Посада. Идея строительства этой линии принадлежит крупному промышленнику того времени Ивану Федоровичу Мамонтову- отцу известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова.

В 1880 году протяженность железнодорожных линий, тяготеющих к Москве, уже превышала две тысячи километров, и темп строительства продолжал нарастать. Малое кольцо протяженностью 54 км было построено в 1908 году, Большое окружное кольцо (БМО), протяженностью 558 км, - с 1943 по 1960-й.

Сегодня Московская железная дорога, а это 13 тысяч километров пути, обслуживает 10 субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся семь отделений - Московско-Курское, Московско-Рязанское, Московско-Смоленское, Тульское, Орловско-Курское, Смоленское, Брянское - и четыре дирекции: Дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении, Центральная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, Дирекция по ремонту пути, Дирекция по ремонту и эксплуатации путевых машин.

В районе тяготения дороги проживает почти треть населения страны. А на столичной магистрали трудятся 128 тыс. человек.

Сегодня Московская дорога - это динамично развивающаяся магистраль. За последние четыре года в ее развитие и обновление основных фондов вложено 49 млрд.руб., а в ближайшие три года эта сумма возрастет до 52 млрд. руб. На дороге расположено 662 станции, из них грузовые операции осуществляются на 479.

Характерная особенность дороги - это ее существенная, разветвленность. В самом напряженном ее регионе - Московском железнодорожном узле сходится 11 радиальных направлений. Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога компании.

Московская дорога сегодня - это еще и высокая техническая оснащенность. Магистраль располагает парком электровозов в 868 единиц, тепловозов - 1132 единицы. В структуре дороги 21 локомотивное депо, 11 моторвагонных депо - в составе Центральной пригородной дирекции. А кроме того - 17 грузовых вагонных депо, 36 дистанций пути, 16 путевых машинных станций в составе Дирекции по ремонту пути, 22 дистанции сигнализации и связи, 19 дистанций электроснабжения.

- За последние годы, - отметил Владимир Иванович Старостенко, - практически на всех магистральных ходах уложены рельсы Р-65 на железобетонных шпалах и твердых породах щебня.

Через два-три года мы полностью уйдем от асбестового балласта.

У столичной дороги довольно сложный путевой комплекс. И это понятно. Ведь развернутая длина дорога 13, 2 тысячи километров - это в 1, 5 раза больше, чем от Москвы до Владивостока. И этот путь нужно постоянно обслуживать. Путевые подразделения оснащены высокопроизводительной техникой, которой сегодня насчитывается более 500 единиц, в том числе "Доумат" - 6, "Унимат" - 4, динамических стабилизаторов балласта- 6, машин глубокой очистки - 27.

Для ремонта сложной лицензионной техники на дороге за короткий срок - чуть более года - создано четыре мощнейших предприятия, а по существу завода, - в Рязани, Брянске, Фаянсовой и Вязьме. Учитывая высокую интенсивность перевозок, столичные железнодорожники ежегодно обновляют только капитальным ремонтом 600 км пути, а всеми видами ремонта - 1200 км. И не случайно только за последний год балльность на дороге улучшилась с 87 до 54 единиц.

Все магистральные направления оборудованы двухсторонней трехзначной автоблокировкой, а в Московской пригородной зоне - четырехзначной.

На базе оптико-волоконных линий, протяженность которых на дороге 4, 8 тыс. км, созданы новые информационные технологии, позволившие решить целый комплекс задач по управлению пассажирскими и грузовыми перевозками.

- Иными словами, - пояснил Владимир Иванович, - в режиме реального времени мы знаем, где находится вагон и под какими операциями. Создана сеть билетных касс в системе "Экспресс-3", позволившая решить проблему продажи билетов.

Главный на дороге - пассажир

Говоря о роли и месте Московской дороги в компании "Российские железные дороги", следует особо подчеркнуть, что это, прежде всего, пассажирская дорога. Сегодня она осуществляет 50 процентов всех пригородных перевозок компании и 25 процентов пассажирских и обеспечивает 30 процентов доходов ОАО "РЖД" от этого вида деятельности.

Пассажирский комплекс дороги - это три тысячи пассажирских вагонов, 400 электровозов, 2500 электросекций, 1505 остановочных пунктов, 2352 платформы и 493 вокзала.

- Мы гордимся тем, что вокзальные комплексы и Москвы, и областных центров за последние годы фактически обрели вторую молодость, - заявил Владимир Иванович. - Ежесуточно на дороге обращается до трех тысяч пассажирских и пригородных поездов.

В минувшем году на дороге произошел буквально "взрыв" пассажирских перевозок, которые увеличились на 8, 3 процента. Это стало результатом роста благосостояния населения! осуществления разумной тарифной политики, проводимой компанией, повышения качества перевозок. В частности, на социально значимые перевозки в плацкартных и общих вагонах тариф устанавливается государством.

В прошлом году дорога перевезла 606 млн. человек. Это четыре населения страны! И при этом дорога не потеряла ни одного пассажира. В текущем году будут перевезены уже 665 млн. человек.

Именно поэтому на дороге разработана и реализуется конкретная программа действий, направленная на коренное улучшение этих перевозок с учетом важнейших факторов - комфортности и скорости.

-Мы отправляем пассажирские поезда во все концы России. При этом на дороге формируется и готовится, как мы говорим, главный поезд страны - "Россия" (Москва-Владивосток), следующий по самому протяженному в мире маршруту - 9298 км, - подчеркнул начальник столичной магистрали. - Существенная особенность Московской дороги - громадный, я бы сказал, колоссальный объем пригородных перевозок. Ежесуточно на дороге курсируют 2300 пригородных поездов, более 425 составов каждый день находятся в работе. В пиковые часы интервал движения электропоездов в Мосузле составляет 4-6 минут. Такой частоты нет ни на одной железной дороге мира! Поэтому вопрос повышения привлекательности пригородных перевозок, создания максимальной комфортности - приоритетный для нас, и за последние годы здесь буквально осуществлен прорыв.

На дороге выстроена определенная идеология пригородных перевозок в зависимости от их предназначения и платежеспособного спроса населения - массовые пригородные, межобластные поезда экспресс, поезда "Спутник", аэроэкспрессы. Между Москвой и ближайшими областными центрами обращается 11 пар поездов экспресс. Только в текущем году ими перевезено 2, 5 млн. пассажиров или почти 7 процентов общего объема. Особой популярностью эти поезда пользуются в Рязанской и Тульской областях, где курсируют по 6 поездов, Калужской области - 4 поезда. Среди них - самый скоростной межрегиональный экспресс "Москва-Орел", который за 4, 5 часа преодолевает расстояние 383 км с маршрутной скоростью 82 км/ч, и с момента ввода в эксплуатацию уже перевез 1, 2 млн. пассажиров или почти два раза все население Орловской области.

С поезда - на самолет

Успешно эксплуатируется интермодальная транспортная система Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово. С ее созданием впервые в России были объединены в единый технологический комплекс два вида транспорта - железнодорожный и воздушный. Регистрация пассажиров и оформление багажа осуществляется непосредственно в здании Павелецкого вокзала. Время в пути стало гарантированным против автотранспорта и сокращено до 40 минут, а стоимость проезда в 10 раз дешевле.

За время эксплуатации данная система показала высокую востребованность, надежность, стала популярной у населения. Услугами аэроэкспрессов только в текущем году воспользовались два млн. человек, что составляет 22 процента от общего количества авиапассажиров. Получено 178 млн. руб. выручки. Рентабельность перевозок составляет 134 процента!

В настоящее время совместно с правительством Москвы и ОАО "Аэропорт Внуково" идет ускоренная реализация аналогичного проекта на направлении Киевский вокзал - аэропорт Внуково.

За рекордно короткий срок - чуть более года - без перерыва в движении реализован крупномасштабный, социально значимый, высокоэффективный проект скоростного движения на участке Москва-Мытищи. Проделан колоссальный объем работы, которого дорога до этого еще не осуществляла. Суточный пассажиропоток здесь - 160 тысяч человек. Сегодня на этом участке курсирует 42 пары высококомфортабельных скоростных электропоездов "Спутник". Сегодня до Мытищ пассажир добирается из Москвы за 18 мин. - в два-три раза быстрее, чем до отдельных микрорайонов столицы. И не случайно в этом городе-спутнике жилищное строительство резко увеличилось.

На данном участке обращаются составы нового поколения "Спутник". Электропоезд ЭМ4 "Спутник", аналогов которому в отечественном вагоностроении пока нет, был спроектирован и построен инженерами-конструкторами Финансово-промышленной группы "Новые транспортные технологии" в предельно сжатые сроки, за шесть месяцев. Он отвечает самым современным требованиям по комфорту, скорости (до 120 км/ч) и экономичности. С момента эксплуатации электропоездами "Спутник" перевезены 3, 1 млн. пассажиров или более 17 тыс. человек в сутки. Получено 30 млн. руб. прибыли. Рентабельность составила 11 процентов.

В настоящее время ускоренными темпами ведется создание скоростной пригородной системы на втором по пассажиронапряженности участке - Москва-Люберцы-Раменское.

С завершением этого проекта к середине будущего года около 50 процентов перевозок пригородных пассажиров в Мосузле будет осуществляться этим самым современным высоконадежным, комфортабельным видом перевозок. И в ближайшие три года (к 2007-2008 гг.) дорога намерена с помощью правительств Москвы и Московской области полностью завершить реализацию этих проектов на всех направлениях, связав ими такие крупные подмосковные города-спутники, как Железнодорожный, Одинцово, Подольск, Красногорск, Лобня и другие.

Одновременно с этим на дороге реализуется программа оснащения крупных пассажирских остановочных пунктов автоматизированной системой оплаты, контроля и учета пригородных пассажиров (АСОКУПЭ), которая позволяет более полно учитывать и прогнозировать работу дороги. В настоящее время ею оборудованы все восемь вокзалов Москвы и 23 остановочных пункта. В ближайшие два-три года эта система охватит 80 процентов пассажиропотока.

- Я коротко рассказал вам о новых проектах, новых технологиях, новых задумках, - продолжал Владимир Иванович. - Но сколько у нас будничных дел! Гигантские перевозки требуют каждодневной, кропотливой, даже, я бы сказал, рутинной работы. И мы с ними справляемся довольно неплохо, о чем свидетельствует высокий уровень графика движения - 99, 3 процента, полное удовлетворение пассажиров в перевозках, достаточно высокий уровень комфорта, надежность и безопасность пассажирских перевозок.

От Москвы - до самых до окраин

По объему грузовых перевозок дорога занимает лидирующее положение в компании, по уровню погрузки входит в четверку самых крупных дорог сети - после Западно-Сибирской, Свердловской и Октябрьской. В ближайшее время есть реальная возможность и предпосылки войти в тройку лидеров.

В текущем году дорога отправит без малого 100 млн. тонн различных народнохозяйственных грузов. Из них 18 млн. тонн железной руды, 16 млн. тонн нефтеналивных, 30 млн. тонн строительных грузов и цемента, 4 млн. тонн черных металлов и столько же минеральных удобрений.

Среди партнеров столичной магистрали ведущие компании страны - "Тюменская нефтяная компания", "Михайловский горнообогатительный комбинат", "Воскресенские минеральные удобрения", "Тулачермет", "Косогорский металлургический комбинат", АЗОТ, "Дорогобуж", "Михайловцемент", "Малыювский портландцемент" и другие, на долю которых приходится 75 процентов погрузки дороги. С этими предприятиями установлены тесные партнерские отношения, что позволяет осуществлять взаимовыгодное сотрудничество.

- Важным направлением в развитии реформ, - сказал Владимир Иванович Старостенко, - является расширение конкурентных отношений. Это один из главных итогов года работы по-новому, как подчеркнул в недавнем интервью президент нашей компании Геннадий Матвеевич Фадеев.

На Московской дороге работают по погрузке и выгрузке 29 компаний-операторов. Среди них Центр рудных перевозок, ММК-транс, Магистральнефтеоргсинтез, Балттранссервис, Трансгарант.

Сегодня в собственности компании-операторов, работающих на дороге, находится почти 13 тысяч вагонов. В 2004 году они приобретают в собственность еще около 4000 вагонов.

В настоящее время 25 процентов (в 2003 - 18 процентов) грузовых перевозок Московской дороги осуществляется независимыми владельцами в собственных вагонах, что на семь процентов больше, чем в прошлом году.

Доля погрузки в собственном подвижном составе постоянно увеличивается, и за прошедший год возросла по нефтепродуктам с 40 до 62 процентов, химикатам - с 72 до 75, железной руде - с 10 до 26, строительным грузам - с 10 до 11. Это связано, прежде всего, с реализацией генерального направления работы компании по равнодоступности инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Вот несколько примеров совместной плодотворной работы со смежниками и партнерами. Единым технологическим процессом работы станции Курбакинская и подъездных путей Михайловского ГОКа предусматривалась возможность погрузки по 540 вагонов железной руды в сутки. Внедрение новых технологий металлизации рудного сырья позволило нарастить ее производство и потребовало увеличения отгрузки продукции. Подготовлена совместная программа для освоения возрастающих потребностей в перевозках. ГОК усиливает пропускные возможности подъездных путей. Со стороны дороги проведены работы по развитию станции Курбакинская и комплексов по ремонту вагонов с вложением 112 млн. руб. В результате введенный новый единый технологический процесс позволил увеличить среднесуточную погрузку до 800 вагонов. Для увеличения выгрузочных возможностей акционерная компания "Тулачермет" завершает работы по установке дополнительного вагоноопрокидывателя, а для увеличения производства и сбыта черных металлов - по реконструкции третьей доменной печи.

Повышая качество обслуживания клиентов, специалисты дороги разработали систему "одного окна", которая позволит решать комплекс вопросов, связанных с перевозками, в одном месте. Актуальным становится вовлечение участников перевозочного процесса - дорога, компания-оператор, грузополучатель и т.п. - в единый транспортно-логистический процесс доставки груза, для чего ОАО "РЖД" и дорогой внедрена принципиально новая, уникальная автоматизированная система подготовки и оформления перевозочных документов ЭТРАН (Электронная транспортная накладная). Она дает возможность значительно расширить спектр информационного обеспечения перевозок. Грузоотправитель, не выходя из своего офиса, может самостоятельно осуществить подачу заявок в электронном виде, что существенно сокращает время их согласования; оперативно скорректировать заявку, произвести предварительный расчет стоимости планируемой перевозки, получить информацию о состоянии расчетов и движении средств на лицевом счете и многое другое. К этой системе уже подключился ряд ведущих партнеров дороги - ОАО "Раменский ГОК", "Воскресенские минеральные удобрения", "Михневский ремонтно-механический завод" и другие.

Дорога вносит свой значительный вклад и в погрузку угля в... Кузбассе. Только в текущем году для предприятий Урала и Сибири отправлено для погрузки почти 100 тыс. порожних полувагонов - самого дефицитного на сегодня подвижного состава.

Московская дорога является крупнейшей в компании по погрузке контейнеров. На ее долю приходится около 20 процентов контейнерных перевозок сети. Дорогой взят курс на формирование ускоренных контейнерных поездов назначением Хабаровск, Свердловск, Тайшет и др. Ни один "северный завоз" не обходится без участия Московской дороги.

С целым рядом компаний дорога поддерживает деловое сотрудничество по наращиванию в ближайшие годы объемов перевозок. Так, в Брянской области по станциям Жеча и Жудилово планируется существенное увеличение погрузки нефтяных грузов - на шесть млн. тонн, или на 40 процентов (ООО ПК "Русс-Нефть-Брянск").

Реформируя - меняться, меняясь - реформироваться

Развитие конкуренции в железнодорожных перевозках способствует росту качества и ассортимента услуг, повышению эффективности работы железнодорожного транспорта. В целом ОАО "РЖД" и Московская железная дорога проводит умеренную тарифную политику. Если уровень действующих тарифов, плат и сборов Прейскуранта 10-01 был проиндексирован в 2002 году дважды и в целом увеличен на 23 процента, то в 2003-2004 годах повышение тарифа производилось один раз и только на 12 процентов.

Это позволило снизить для предприятий транспортную составляющую в цене их продукции. Так, на перевозки строительных грузов транспортная составляющая снизилась на 7, 3 процента, бензина - на 0, 09 процента, дизельного топлива - 0, 19 процента, химикатов -1, 5 процента, минеральных удобрений - от 0, 9 до 8, 2 процента, черных металлов - 2, 4 процента. За счет разделения тарифа на две составляющие - инфраструктурную и вагонную - тариф при перевозке строительных грузов, нефтепродуктов в собственном подвижном составе стал ниже на 24 процента. Анализ перевозок грузов показывает, что за девять месяцев 2004 года объем перевозок в собственных вагонах возрос на шесть процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дорога проводит гибкую политику и в отношении применения договорных тарифов. С 1 мая введены в действие единые ставки сборов по договорным тарифам, которые уже несколько раз менялись в сторону уменьшения по просьбам грузоотправителей с учетом предложений по увеличению объемов погрузки.

Дорога и регионы

- Успешно осуществляются наши взаимоотношения с регионами по развитию инфраструктуры, - отметил Владимир Иванович. - Примером плодотворного сотрудничества является реализация крупномасштабного проекта совместно с правительством Москвы по реконструкции крупнейшего пересадочного пассажирского узла на станции Выхино и предприятий в пределах третьего транспортного кольца.

Предприятия Московской дороги являются полигоном для испытания новой техники, создающейся на машиностроительных заводах в Брянске и Коломне. Сегодня на станции Брянск проходит испытания новый перспективный маневровый тепловоз ТЭМ 21, в которых так нуждается компания. В случае успешного завершения испытаний - это многомиллионный заказ для завода - ведущего предприятия Брянской области.

До 10 электропоездов в год мы закупаем на Демиховском машиностроительном заводе и шесть поездов "Спутник" у финансово-промышленной группы "Новые транспортные технологии".

Скоординированная и взвешенная политика проводится совместно с субъектами Федерации по установлению тарифов на пригородные перевозки. Сегодня на один рубль затрат на этих наиболее массовых и социально значимых перевозках дорога зарабатывает лишь 30 копеек.

В работе с регионами отношения строятся исключительно на основе паритетных взаимовыгодных условий, которые закреплены в долгосрочных "рамочных" и ежегодно заключаемых финансово-экономических соглашениях, с учетом социально-экономических и географических особенностей каждой области.

Начиная с 1995 года, когда было заключено Генеральное соглашение между МПС России и всеми субъектами РФ, между Московской железной дорогой и администрациями регионов сложились деловые партнерские отношения, позволяющие решать весь комплекс вопросов взаимодействия. Только в текущем году объем налоговых поступлений в бюджеты регионов увеличился с 2, 7 до 3, 9 млрд. рублей, или на 40 процентов. Реструктуризировано кредиторской задолженности на сумму 2, 1 млрд. рублей. В результате установления экономически обоснованных тарифов на потребляемую электроэнергию дорога снижает затраты на 570 млн. рублей.

Примером делового сотрудничества между дорогой и правительством Москвы является решение вопроса по снижению налога на имущество. Это дает дороге 440 млн. руб. Высвободившиеся денежные средства направляются на обновление пригородного подвижного состава, внедрение современных технологий, повышение качества обслуживания населения, открытие новых предприятий.

Только за последние пять лет за счет льготы по налогу на имущество, предоставленной правительством Москвы, приобретено 30 электропоездов, в том числе - пять электропоездов "Спутник", которые задействованы в технологии скоростного пригородного движения на участке Москва-Мытищи.

Пассажирский комплекс, как никакой другой, в силу своей специфики определен Программой по реформированию как первоочередной по созданию самостоятельных компаний. Дорогой подготовлен бизнес-план организации пригородной компании на Павелецком направлении с участием правительств Москвы и Московской области, и в ближайшее время эта компания будет создана. Я думаю, в следующем году подобные компании будут созданы на всех направлениях дороги с образованием единого холдинга.

- Хочется отметить, - подчеркнул начальник дороги, - что администрации регионов поддерживают нашу инициативу о совместном участии в строительстве и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.

Проведены широкомасштабные работы по реконструкции объектов Малого кольца в рамках строительства третьего транспортного кольца. С привлечением средств бюджета Москвы построены и реконструированы 19 объектов, в том числе два больших железнодорожных моста, Гагаринский тоннель, путепроводы, служебно-технические и другие здания на общую сумму более семи млрд. рублей. Кроме этого, на станции Москва-пассажирская Киевская построено ремонтно-экипировочное депо.

Совместно с регионами реконструированы и построены вокзалы на станциях Калуга-2, Дубна, Большая Волга, Электрогорск, Кашира, Струнино, путепроводы в городах Смоленске, Рославле, Орле.

С субъектами Федерации дорога рассматривает возможность строительства и реконструкции вокзалов, в том числе на станциях Голутвин, Воронок (Московская область), Шульгине (Тульская область), Рязань-1, Рязань-2, Дивово (Рязанская область), Балабаново, Обнинское (Калужская область), Брянск-Орловский, Новозыбков, Навля (Брянская область).

Имеются интересные предложения о совместном строительстве авто-железнодорожных вокзалов в городах Королев, Наро-Фоминск, Ногинск (Московская область), Курчатов (Курская область).

В текущем году продолжена работа по строительству вокзала на станции Михайловский Рудник (Курская область).

Кроме того, по просьбе регионов реконструированы вокзалы в исторических местах. Это Ясная Поляна, Гагарин, Бородино, Скуратове, Чехов.

Завершается крупномасштабная реконструкция дебаркадера Киевского вокзала, этого уникального памятника архитектуры, который был построен по проекту известного архитектора Шухова в 1914-1917 гг., и с тех пор ни разу не ремонтировался.

В целях улучшения взаимодействия с администрацией Орловской области разработана Программа развития объектов и услуг железнодорожного транспорта в Орловской области на 2003-2005 гг., которой предусмотрено ежегодное инвестирование средств области в развитие пассажирских перевозок на сумму более 30 млн. рублей -Аналогичная программа составлена по Брянскому региону.

За счет средств правительства Москвы разрабатывается ТЭО и бизнес-план организации пассажирского движения на Малом кольце.

Московской железной дорогой совместно с правительством Москвы впервые на сети осуществляется проект по внедрению "Социальной карты москвича". Только в текущем году выпущено 620 тысяч таких карт, а всего на руках москвичей находится свыше двух млн. карт. Для обслуживания льготных категорий граждан Московской дорогой инвестировано 105 млн. рублей.

Даже в условиях неполного возмещения убытков дорога продолжает наращивать инвестиции, приобретает и модернизирует подвижной состав, внедряет современные технологии обслуживания пассажиров. Только на развитие пассажирского комплекса дорога направляет в текущем году семь млрд. руб.

Завтра начинается сегодня

- За последние годы в модернизацию дороги вкладываются значительные средства, - заметил Владимир Иванович. - И они дают хорошую отдачу. Достаточно сказать, что средний вес поезда по сравнению с годами максимальных перевозок (1988) увеличился на четверть (плюс 720 тонн, или на 24 процента) и достиг 3712 тонн. Участковая скорость возросла с 31, 3 км/ч до 41, 2 км/ч - на 32 процента. Только за последние четыре года оборот вагона ускорен на 17 часов, или 20 процентов. Производительность труда возросла на 38 процентов.

И в текущем году все без исключения показатели выполняются значительно лучше прошлого года. Более того, на дороге решается главная, стратегическая задача по освоению всего прироста объема перевозок без привлечения дополнительного парка вагонов, локомотивов и трудовых ресурсов, исключительно за счет роста производительности труда.

Новый технический уровень развития дороги позволил поставить во главу угла вывод предприятий для их работы под девизом: "Технология, экономика, эстетика". Сегодня на дороге пока только семь таких предприятий, но уже созданы условия для значительного увеличения их числа.

- К сожалению, - отметил Владимир Иванович, - нами не все сделано в вопросах обеспечения безопасности движения, и не по техническим причинам, а из-за так называемого человеческого фактора. Но у нас есть детальная программа действий по этому вопросу, и я уверен, что и эта задача будет решена.

В своей работе с регионами дорога последовательно осуществляет работу на полное выполнение налоговых обязательств, а также реструктуризацию налоговой задолженности. Иными словами, дорога является крупным "донором" для бюджетов целого ряда областей. Только в текущем году внесено в бюджеты субъектов Федерации и муниципальных образований почти четыре млрд. рублей, а платежи по единому социальному налогу и страховым взносам составили - 3, 7 млрд. руб.

В текущем году убытки от пригородных перевозок по Московской железной дороге составят восемь млрд. 700 млн. рублей.

В целях обеспечения пригородных перевозок в 2004 году со всеми субъектами Российской Федерации в границах Московской железной дороги заключено 13 финансово-экономических соглашений и действуют шесть долгосрочных "рамочных" соглашений с администрациями Орловской, Курской, Смоленской, Калужской, Брянской и Владимирской областей.

В соответствии с заключенными соглашениями прогнозируемый объем компенсации убытков от пригородных перевозок составит два млрд. 193 млн. рублей, в том числе денежными средствами - 313 млн. рублей. Дополнительно дорога планирует снизить свои расходы на 440 млн. рублей за счет льготы по налогу на имущество, предоставляемой правительством Москвы. Сэкономленные средства будут направлены на приобретение электропоездов, в том числе "Спутников".

***

Вице-губернатор Рязанской области Андрей Ярин, заместитель председателя правительства - министр транспорта Московской области Петр Кацыв, руководитель Департамента транспорта и связи правительства Москвы Павел Златин, заместители глав администраций областей: Орловской - Ефим Вельковский, Смоленской - Владимир Северинов, Курской - Сергей Клушин высоко оценили вклад столичных железнодорожников в развитие экономики страны и регионов.

Руководители предприятий рассказали о новых разработках по заказам ОАО "РЖД", отмечали активную позицию руководства Московской железной дороги в реализации совместных перспективных проектов. Так, генеральный директор Брянского машиностроительного завода Анатолий Задорожный сообщил об успешных испытаниях на станции Брянск нового маневрового тепловоза ТЭМ-21. Причем связался он с Управлением дороги по видеоканалу, находясь в офисе Брянского отделения дороги.

О проектных разработках новых поездов с дизельной тягой, модернизации "Спутников" и других проектах говорил президент финансово-промышленного объединения "Новые транспортные технологии" Алексей Ламанов. Благодаря заказам ОАО "РЖД", отметил он, на базе Московского локомотиворемонтного завода фактически формируются три специализированных предприятия - ремонтное, по производству "Спутников" и по выпуску скоростных поездов.

Депутат Государственной думы Петр Рубежанский посвятил свое выступление проблемам законодательного обеспечения реформы железнодорожного транспорта. В частности, отметил он, предстоит снять разночтение в вопросах землепользования. ОАО "РЖД" - государственная акционерная компания не должна платить налог за землю под железнодорожным полотном: бессмысленно перекладывать деньги, так необходимые для модернизации стальных магистралей, из одного государственного кармана в другой. В презентации приняли участие и ветераны-золотой фонд дороги. Начальник столичной магистрали заверил, что в соответствии с Генеральным колдоговором забота о них усилится, повысится материальная поддержка.

- Вы это заслужили, дорогие наши ветераны, -сказал Владимир Иванович Старостенко. - Вашим трудом создавалась дорога и ее мощный потенциал. Низкий вам за это поклон!

***

- Российские железные дороги, - сказал в своем выступлении губернатор Тульской области Василий Стародубцев, - больше, чем просто дороги.

Это кровеносные артерии для страны, для ее экономического развития. С давних пор люди привыкли сверять время с движением поездов.

Честь и хвала железнодорожникам за то, что они не дали разрушить свою отрасль, реформируют ее на законодательной основе.

***

Губернатор Брянской области Юрий Лодкин высоко оценил сотрудничество с Московской магистралью, отметив, что создание ОАО "РЖД" придало новый импульс .для размещения заказов на предприятиях Брянщины.

В свою очередь область полностью выполняет обязательства по компенсации убытков от пригородных перевозок, берет на баланс жилые дома и детские учреждения столичной дороги, предоставляет льготные тарифы на электроэнергию.

***

Сегодня Московская дорога - это динамично развивающаяся мистраль. За последние четыре года ее развитие и обновление основных фондов вложено 49 млрд. руб., а в ближайшие три года эта сумма возрастет до 52 млрд. руб.

Графические материалы:

Перевезено пассажиров в млн. чел.

Доля Московской ж.д. в общей погрузке контейнеров за 9 месяцев 2004 года

Диаграмма перевозок груза по видам транспорта за 9 месяцев 2004 г. в регионе Московской железной дороги

Материалы доступны в бумажной версии издания

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости