АРСЕНАЛ ДИРЕКТОРА: НЕ ЧИСЛОМ, А УМЕНЬЕМ

Еженедельник "Экономика и жизнь" постоянно проводит анкетирование своих читателей, изучает их интересы и информационные предпочтения. Как отмечают читатели, публикуемые материалы носят практический характер, полезны, актуальны и интересны. Целью недавнего проведенного исследования "ЭЖ" было выявление наиболее значимых для успешного бизнеса функций и управленческих инструментов для их реализации. Основное внимание было уделено структурным подразделениям предприятиям степени их подчиненности генеральному директору. Руководителей попросили оценить важность того или иного подразделения и ответить на вопрос: какое подразделение кому подчиняется? В исследовании приняло участие около 200 руководителей производственных предприятий. Обращает на себя внимание одна особенность: большинство ответивших на анкеты "ЭЖ" просили не указывать в публикации их имен и названий предприятий. Учитывая географию респондентов - почти все регионы РФ, это говорит о нестабильной обстановке в стране. Хотя, публикуемые ниже результаты носят обобщенный характер, они позволяют оценить перспективы развития каждого конкретного предприятия.

Редакция "ЭЖ" благодарит всех участников исследования.

Исследование показало, что практически все предприятия имеют одни и те же функциональные подразделения, но по-разному определяют их степень важности. Например, бухгалтерия имеется везде, но как наиболее важное подразделение ее выделяют 13% опрошенных (см. ТОПКУ), вторым и третьим по значимости ее считают соответственно по 11%, последнее место ей отводят около 2%, но большинство (26%) ставит ее на четвертое место.

Стратегическое планирование

Отдел стратегического планирования и корпоративного управления имеется у половины предприятий. 30% считают его наиболее важным для бизнеса. Около 28% определили более низкую его значимость. Но настораживает то, что вопросы стратегического управления вообще не интересуют треть опрошенных.

Основные задачи этого подразделения: обновление продукции (61%), реструктуризация бизнеса (33%), новое строительство (17%) и стратегическое развитие (11%).

Маркетинг

Отдел маркетинга, сбыта и рекламы на второе место по значимости поставили 26, 4% участников. Отрадно, что все однозначно понимают его функции - удержание и расширение рыночных позиций, анализ рыночной конъюнктуры. На тех предприятиях, а это 7, 5%, на которых отсутствует данный отдел как самостоятельное подразделение, его функции выполняют специалисты других отделов.

Экономический блок

Среди трех подразделений, входящих в экономический блок, - экономика и планирование, финансовая дирекция, бухгалтерия - лидирует первое. На высшее место его поставили 22, 6% опрошенных руководителей. За приоритет финансовой дирекции проголосовали 15%, бухгалтерия оказалась последней (13%). Этого и следовало ожидать. По сути, она в большинстве случаев является регистрирующей службой, "обычным счетоводом". Ее задачи, как отметили руководители, - четкая постановка учета и отчетности и своевременная уплата налогов.

Казалось бы, функции отдела экономики и планирования общеизвестны. Но все отмечают главную из них - СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК (67%), и только половина открытых акционерных обществ связывают ее с ростом производительности труда.

Налоговому планированию, обеспечению эффективности финансово-хозяйственной деятельности, ценообразованию уделяют внимание соответственно по 2% предприятий.

Если говорить о функциях финансовой дирекции, то все уделяют большое внимание обеспечению ликвидности. Но у ОАО на первом месте стоит оптимизация задолженности, а у ООО - бюджетирование. Это вполне объяснимо, так как инструмент бюджетирования достаточно сложен по взаимоувязыванию интересов всех подразделений.

Когда компания небольшая и директор непосредственно управляет финансами (см. табл.), ему легче и проще заниматься бюджетированием, составлять и контролировать исполнение планов продаж, закупок, бюджета движения денежных средств и так далее.

Информационные технологии (ИГ)

Ни один директор не отметил ИТ-службу как приоритетную для бизнеса. Большинство отводит ей четвертое место. Пятая часть опрошенных вообще ее не имеет. Причин этому несколько: может быть заключен договор с ИТ-компанией на обслуживание или руководители предприятий, обращаясь к какой-либо программе, например бухгалтерской, не выделяют ее как информационную службу.

Те же, кто имеет данное подразделение, подчеркивают две его функции - автоматизацию управления и развитие информационно-коммуникационной структуры.

Кадры

Относительно персонала существуют две известные позиции: "кадры решают все" и отношение к людям, как к "винтикам". Проведенное исследование подтверждает справедливость, как ни странно, последнего лозунга. Казалось бы, все отмечают нехватку квалифицированного персонала, но руководители поставили службу персонала на последнее место - приоритетной для себя ее считают лишь 3, 7% (см. ТОП-10).

При этом функции подразделения сводятся в основном к подбору персонала. В этом и заключается основное противоречие: хочу иметь квалифицированные кадры, но считаю службу управления персоналом далеко не самой важной.

Полный набор функций HR (управление людскими ресурсами) отметило только одно предприятие.

Уровни подчиненности

Как показало исследование, несмотря на значительное количество различных подразделений и выполняемых ими функций на одном предприятии, большинство из них подчинено непосредственно генеральному директору (см. таблицу). Особенно это касается ЗАО и ООО.

У них практически нет подразделений, которыми ни руководил бы сам директор.

И только у 17% ЗАО управление отделами "экономики и планирования", коммерческой службой, закупкой, логистикой и безопасностью директор доверяет замам.

В ОАО картина иная. Управленческие функции распределены соответственно между генеральным директором, его замами, финансовым или коммерческим директором, руководителями других подразделений. Отсутствие того или иного подразделения не означает отсутствие его функций на предприятии.

Например, кто-то из директоров отметил, что на его предприятии объединены отделы: экономики и планирования и ценообразования, а коммерческое подразделение включает в себя маркетинговое бюро. Чаще всего объединяют финансовую службу и бухгалтерию.

А вот отсутствие информационно-технологических подразделений можно объяснить большой степенью недоверия директора-собственника к наемному программисту (системному администратору), по сути, имеющему неограниченный доступ к любой информации. Вести бизнес по схеме "два пишем, три в уме" - себе дороже. Лучше все в уме! Напомним, что в опросе принимали участие только производственные предприятия. Возможно, они просто пока не имеют достаточно средств на автоматизацию.

Кто-то вообще не выставил приоритеты важности структурных подразделений, они все для директора оказались равнозначными, а кто-то отказался их ранжировать, потому что на предприятии введена СМК (система менеджмента качества) и получен сертификат ИСО 9001:2000. В соответствии с его требованиями на получение результата нацелены все подразделения и каждый работник в частности.

О Максимальный уровень подчиненности подразделений генеральному директору свидетельствует, как правило, об административно-командном стиле управления и низкой степени доверия к наемному персоналу.

Количество подразделений и их функций у ООО и ЗАО меньше, чем у ОАО. А широкий спектр функций подразделений ОАО свидетельствует о том, что они более активно используют различные инструменты управления. Как-то: стратегическое планирование, СМК, мотивацию персонала, управляют ростом капитализации и т.д. И если ООО и ЗАО ориентированы на получение "быстрого" результата в бизнесе, то ОАО - на обеспечение результативности бизнеса, то есть получение результата на длительной, постоянной основе и повышение эффективности бизнеса.

Отрадно, что российские руководители "держат руку на пульсе" и оценивают стимулы роста бизнеса так же, как и их американские коллеги, а вот степень препятствий - значительно выше, чем в США.

Но главный вывод, который подтверждают результаты исследования, свидетельствует о том, что опрошенные производственные предприятия используют управленческие инструменты в незначительной степени и им есть в чем совершенствовать и куда развивать систему управления для обеспечения эффективности своего бизнеса.

***

Рейтинг отделов по мнению большинства руководителей

I место

* Стратегического планирования и корпоративного управления

* Маркетинга, сбыта, рекламы * Технический (отдел главного инженера, главного технолога и т. д.) * Коммерческий

II место

* Финансовая дирекция * Технического развития (отдел качества, интеллектуальной собственности)

II место

* Экономики и планирования * Закупок, логистики

IV место

Бухгалтерия * Юридический * Сервисного обслуживания Информационных систем

v место

* Отдел персонала (отдел кадров) * Управление имуществом (фондовый отдел) * Безопасности

***

Подразделения первостепенной значимости для руководителей, %

1. Стратегического планирования и корпоративного управления - 30

2. Маркетинга, сбыта, рекламы - 26, 4

3. Экономики и планирования - 22, 6

4. Техническое (отделы, инженера, гл. технолога и т. д.) - 20, 75

5. Коммерческое - 17

6. Финансовая дирекция - 15

7. Бухгалтерия - 13

8. Юридическое, технического развития- по 9, 4

9. Закупок, логистики - 5, 6

10. Персонала (отдел кадров) - 3, 7

***

Графические материалы:

Стимулы роста бизнеса: мнения российских и американских топ-менеджеров, %Препятствия росту бизнеса: мнения российских и американских топ-менеджеров, %

Управленческие предпочтения генеральных директоров (какими подразделениями они предпочитают управлять лично), %

Материалы доступны в бумажной версии издания

Подготовили Ю. Евдокимов, О. Латышева, обозреватели "ЭЖ"

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости