Сегодня розничная торговля — один из самых доходных и стремительно растущих у нас сегментов рынка. Особенно это заметно в Ростове, где происходит просто взрывной рост розницы. Большинство экспертов уверены, что период хаотичного развития торгового бизнеса и мирного сосуществования предприятий различных форматов и товарной ориентации заканчивается. Каждый из игроков рынка уже ощутил, насколько жестче стала конкурентная среда, как много, по сравнению с предыдущими годами, требуется усилий, чтобы удержать клиента...
КРУПНЫЕ ФОРМАТЫ — гипер-маркеты, супермаркеты, торговые центры — на ростовском рынке уже осваивают операторы Москвы, Санкт-Петербурга и представители международных розничных сетей. Таких как «Рамстор», «Метро Кэш энд Кэрри», «Доринда», «Патэрсон», «ИКЕА»...
Это не просто сильные конкуренты. С ними на региональный рынок пришли «длинные деньги», позволяющие строить и развивать концептуальные магазины, не рассчитанные на получение быстрой прибыли. Этот фактор гораздо опаснее для остальных игроков рынка, нежели низкие цены и способность «варягов» заставить играть местного производителя по cBOi/гм правилам.
Все транснациональные игроки, которые уже приходят к нам, хоть обещают продавать и продукцию Ростовской области, будут все равно лоббировать интересы тех производителей, от которых они пришли — московских или европейских. У «Метро-груп», например, есть лейблы, которые продаются только в торговой сети «Метро», а производятся они в Европе. Так что наивно полагать, что транснациональные компании будут заинтересованы в продвижении на рынке нашей местной продукции.
И вот о чем в связи с этим хочется сказать. По статистике, открытие одного магазина Wal-Mart в США «убивает» 40 мелких ритейлеров в округе. Конечно, это Америка, там все не так. Но есть опасения, что и у нас ситуация будет похожей.
В ожидании прихода столичного и иностранного капитала региональные операторы — «Империя продуктов», ТК «Мега-Дон», «Масса», «Алекс Плюс», «В двух шагах» и другие — спешно заполняют нишу дискаунтеров, экономичных универсамов, магазинов «у дома». Для всех этих форматов важно наличие большого количества розничных точек, что позволяет быть более конкурентоспособным.
Однако и в этом сегменте розницы уже активно действуют на нашем рынке «пришлые» сетевые компании (ритейлеры). Например, представитель ритейла Краснодарского края ЗАО «Тандер» продвигает свои магазины эконом-класса «Магнит» не только в городах, но и в сельских районах области.
А есть еще ряд столичных ритейлеров — «Эльдорадо», «М-видео», «Санрайз», ООО «Толедо» с его магазинами «Старик Хоттабыч»... Они уже начали у нас править бал и представляют реальную угрозу местным розничным сетям.
- Располагая небольшими деньгами, потребитель должен иметь возможность прийти в чистый магазин и приобрести недорогие товары - так выглядит главное требование к региональной торговой сети сегодня, — считает директор департамента потребительского рынка товаров и услуг министерства экономики, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимир Бородай. — С приходом на рынок Ростовской области крупных иногородних компаний, работающих по сетевому принципу и очень серьезно затрагивающих деятельность ростовских предпринимателей, мы рекомендуем нашим бизнесменам активнее применять новые бизнес-технологии, использовать различного рода совместную деятельность с известными российскими и зарубежными торговыми марками.
Но пока суд да дело, передел розничного рынка продолжается. Причем самые серьезные перемены еще впереди. А значит, готовиться к битве за место под солнцем придется всем — и крупным, и средним, и в особенности малым торговым предприятиям. Ведь на каждого среднестатистического торговца становится все меньше денег и покупателей... Тут впору и призадуматься: как продолжать торговый бизнес?
- Все чаще складывается ощущение, что владельцы несетевых магазинов в свое время попросту застыли в развитии и ведут дело, словно по старой фотографии: когда-то им удалось увидеть красивый, современный магазин — в Москве или за границей, и захотелось такого же, - говорит директор по стратегическому развитию группы компаний "Алекс-Ростов" (торговая сеть эконом-универсамов «В двух шагах») Сергей Рогузько. — Но рынок меняется. Меняются форматы розничного бизнеса. А они так и продолжают воссоздавать образ магазина, который когда-то произвел на них неизгладимое впечатление...
С мнением эксперта трудно не согласиться. В «малой» торговле у нас сегодня очень много людей, которые вообще плохо представляют себе, что такое розница как таковая. А ведь рынок стал совершенно иным, события развиваются все с большей скоростью, нужно быстро реагировать на изменения!
КОНКУРЕНЦИЯ — это прежде всего логистика, когда нужный товар по хорошей цене оказывается в нужное время и в нужном месте. Потому что уже сейчас выигрывает тот, кто с наименьшими издержками способен доставить товар до прилавка. От того, сколько это стоило, прямо зависит размер торговой наценки, рентабельность, цена, конкурентоспособность магазина и лояльность покупателей.