Сейчас возле Бергена находится знаменитая морская буровая платформа "Тролль С". Свое крупнейшее нефтяное месторождение норвежцы, занимающие шестое место в мире по добыче нефти, назвали в честь сказочных персонажей -троллей, ушастых и носастых хозяев гор. Сувениры с их изображениями встречают вас уже в аэропорту.
Любопытен сам ритуал посещения этой одной из самых глубоководных в мире буровых платформ. Только на вертолете можно попасть на этот рукотворный островок в море. Затем следуют облачение в желтые гидрокостюмы и спуск на специальном лифте на несколько сотен метров на дно моря. Норвежцы уже более пяти лет водят сюда самых знаменитых гостей - президентов, премьеров, глав компаний, автографы которых красуются на внутренних стенах платформы.
Как утверждает германская газета "Франкфуртер альгемайне", доля поставок сырой нефти и нефтепродуктов из Норвегии в страны Европейского союза (ЕС) составляет в 2004 году 52 процента от всех поступлений сюда нефти со всего мира. Ежедневно Норвегия в среднем добывает 3 миллиона 230 тысяч баррелей сырой нефти. Данные об объемах добычи природного газа Норвегией в нынешнем году пока отсутствуют, однако в 2003 году этой маленькой страной с населением всего 4,5 миллиона человек было добыто 73,1 миллиарда кубических метров природного газа. Сегодня в Германии уже не найти человека, который сомневался бы в быстро увеличивающихся богатствах норвежского нефтяного фонда. Денежные поступления в этот нефтяной фонд текут рекой от продаж сырой нефти и природного газа, которые добываются в прибрежных водах страны. Данный нефтяной фонд был создан Норвегией для обеспечения гарантированной безбедной жизни людям преклонного возраста, то есть для старшего поколения норвежцев. "Нефтяные деньги" поступают на счет этого специального фонда и замораживаются. Тратятся на нужды норвежцев преклонного возраста только деньги с банковских процентов. При растущих мировых ценах на нефть весь этот проект, по мнению германских экспертов, выглядит еще более убедительно.
По данным статистики, Норвегия по благосостоянию и качеству жизни уже давно занимает одно из первых мест в мире. Как и Швейцария, Норвегия не является страной - членом ЕС, так как многие норвежцы уверены, что и без членства в ЕС экономика их страны будет развиваться лучше.
По крайней мере, в 2004 году ожидается прирост в 3 процента валового национального продукта с учетом того, что мировые цены на нефть на рынке высокие. Мощности нефтеперерабатывающих заводов и фабрик вновь полностью загружены, а безработица стабилизировалась на уровне 4 процентов.
Вся экономика Норвегии традиционно базируется на трех китах: рыболовстве, судоходстве и последние тридцать лет на добыче нефти и газа. Однако, по мнению некоторых германских экспертов, Норвегия благодаря высоким зарплатам, налогам и ценам превращается в "зону, свободную от промышленности". Размеры выплат на зарплаты и побочные, социальные выплаты в Норвегии самые высокие в мире. По сравнению с другими странами средняя продолжительность рабочего времени в Норвегии самая короткая. С другой стороны, цены там не только на пиво, а буквально на все выше, чем в любой другой стране.
С критическими оценками состояния промышленности Норвегии в целом можно согласиться, однако данная критика никак не подходит к такому сегменту экономики страны, как судостроение и судоходство. Именно здесь Норвегия уже в течение 150 лет после Японии и Греции занимает третье место в мире. Ни одна страна, кроме Норвегии, не может предложить столько разнообразного сервиса и услуг на транспортировку нефти. Очень высокую оценку заслуживает качество строительства и ремонта на норвежских верфях различных типов морских и океанских судов и танкеров. Что касается логистики, то норвежские фирмы и здесь лидеры. Также великолепно норвежские фирмы справляются с задачами по подбору морских команд, организации надежного фрахта чужих и своих судов, они осуществляют качественные консультации по вопросам морского права. При этом страна последовательно проводит политику борьбы за чистоту окружающей среды на морских просторах.
Вместе с тем на фоне положительных результатов в этом секторе экономики крупнейшие ведущие транспортные концерны Норвегии по морским перевозкам предупреждают, что они в ближайшем будущем намерены продать акции своих предприятий, а то и вовсе "закрыть свои лавочки". Германия, например, для того чтобы избежать потерь в своей экономике, была вынуждена в последние годы инвестировать в строительство новых морских судов. В настоящее время Германии принадлежит 14 процентов всех плавающих по морям и океанам судов. В Норвегии заявки на строительство новых судов сокращаются, правда, медленно, но постоянно, как неумолимо снижается в течение последних трех лет и общий тоннаж норвежских транспортных судов на морских просторах планеты. По данным германских СМИ, еще несколько лет назад запросы на строительство новых морских и океанских судов поступали из Норвегии на каждое десятое. Теперь число запросов на строительство новых морских судов из Норвегии сократилось до 2,6 процента от общего числа заказов.
Но не все так уж и плохо. Как считают местные эксперты, Норвегия полностью обеспечила себя дешевой электроэнергией. Причем 99 процентов всей электроэнергии страны вырабатывают гидроэлектростанции. Низкая стоимость электрического тока позволила Норвегии быстро развивать свою промышленность. В частности, в Норвегии было налажено производство алюминия еще до того, как норвежский концерн Norsk Hydro купил в Германии крупнейший в Европе комбинат по переработке алюминия VAW.
Несмотря на то что норвежские фирмы предупреждают, что запасов нефти в Северном море хватит еще лишь на три десятилетия, многие в стране надеются, что в водах арктической Норвегии найдется еще достаточно других месторождений нефти. После Саудовской Аравии и России Норвегия занимает третье место в мире по экспорту сырой нефти, а после России, Канады и Алжира - четвертое место в мире по экспорту природного газа. Особые тесные торговые отношения Норвегия поддерживает с Германией. В настоящее время Норвегия при постоянном приросте обеспечивает 26 процентов потребностей Германии в природном газе и является самым большим клиентом германского концерна "Рургаз", который в прошлом году перекачал себе норвежского газа на сумму 2,2 миллиарда евро. Норвежская нефть составляет пятую часть от всех поставок нефти в Германию из других стран. В то же самое время от северного соседа Германия получает в два раза больше нефти, чем от всех арабских государств вместе взятых. Федеральный министр экономики Германии Вольфганг Клемент оценивает тесное сотрудничество с Норвегией положительно, а Норвегию - как "очень надежного партнера Германии".
Рассказываю так подробно о Норвегии совсем не случайно. Можно быть сырьевым придатком на мировом рынке по разным причинам. Как осознанно выбрала для себя роль сырьевого придатка Норвегия, понятно: она конкретно сконцентрировала основные свои усилия на добыче с морского дна и поставках природного газа и сырой нефти. Так же осознанно она ограничила развитие своей промышленности в целом, а вплотную занялась лишь наиболее выгодными и естественными для условий Норвегии ее отдельными отраслями. Для нашей экономики можно побыть - но только с умом - и в роли сырьевого придатка, а где невыгодно, то отказаться от нее. Например, 80 процентов мировой добычи никеля принадлежит России. Если учесть, что без никеля даже самой плохой стали не выплавить, то получается несколько иная картина. Тут уже скорее другие страны - потребители никеля - нужно назвать придатками сырьевого источника, то есть России.