Волжский автомобильный завод ставит на Lada Kalina
В прошлом номере "Промышленный еженедельник" рассказал о скандальном проекте "Народный автомобиль", идеологом которого выступала компания AWA (N 44, "Русская народная сказка с продолжением"). Однако та сомнительная история не имеет никакого отношения к сегодняшним реалиям "АвтоВАЗа" и к проекту по выпуску нового семейства автомобилей Lada Kalina, чья премьера стала самой громкой в этом году. По мнению специалистов, "АвтоВАЗ" дал старт уникальному проекту, аналогов которому в российском автопроме нет. С "Калиной" вся отрасль связывает самые оптимистические надежды.
Пилотные ходовые образцы Lada Kalina - автомобиля класса "В" - появились в 1997 году. Это были хэтчбеки так называемой "серии "100", данная модель считалась тогда приоритетной. В конце 1990-х годов автомобили прошли дорожные испытания, одновременно готовилась их техническая документация. Однако на рубеже десятилетий промышленные приоритеты несколько сместились. После многолетних переговоров "АвтоВАЗу" удалось сблизиться с американским концерном General Motors (GM). В рамках совместного проекта началась подготовка к производству Chevrolet Niva. Программу Lada Kalina перевели в "дежурный" режим.
К идее ее выпуска вернулись тремя годами позже. Однако теперь конструкторы и маркетологи сделали ставку на модель с наиболее популярным у российских автомобилистов кузовом "седан". Заодно был проведен легкий фейслифтинг: взамен округлых форм передней части машина получила современную головную оптику с прозрачными рассеивателями, более элегантные бампер и облицовку радиатора. Подобный случай оперативного вмешательства в дизайн автомобиля еще до начала его производства - беспрецедентная акция в истории отечественного автопрома...
Доводка продолжалась около двух лет. Первый автомобиль Lada Kalina сошел с конвейера "АвтоВАЗа" чуть больше двух недель назад - 18 ноября. Новое семейство открыл седан, имеющий индекс "1118". Четыре переднеприводных автомобиля этого класса были продемонстрированы на официальной презентации.
Старт нового вазовского производства стал в российском автопроме главным событием года. С началом серийного выпуска Lada Kalina в Тольятти связывают надежды на второе рождение не только Волжского автозавода, но и всего отечественного автопрома. Не случайно первые автомобили, сошедшие с конвейера, были окрашены в цвета российского флага. Ярко-красный седан с символическим номером "О 000 001" отправился в технический музей "АвтоВАЗа", остальные - уже ушли на продажу в дилерскую сеть. Как обещают представители завода, средства, полученные от их реализации, будут направлены в различные благотворительные фонды Тольятти.
По словам вице-президента "АвтоВАЗа" Владимира Кучая, разработчики автомобиля постарались предоставить его будущим владельцам примерно тот же уровень потребительских качеств, что и у иномарок. По многим техническим показателям новинка превосходит машины семейств "Самара" и Lada-110. Одна из главных особенностей Lada Kalina - просторный салон при небольшой длине. В машине с комфортом способны разместиться 5 человек. Чтобы входить и выходить было удобнее, увеличены углы открывания дверей. А более высокое расположение сидений позволило расширить обзор.
В процессе разработки Lada Kalina специалистами завода получено более 90 патентов. В конструкции автомобиля применено множество совершенно новых технических решений. Машина получила 1, 6-литровый 8-клапанный двигатель, соответствующий европейским нормам токсичности "Евро-3". Заметно усовершенствованы система впуска, электрооборудование. Около половины деталей кузова изготавливается из оцинкованных сталей - это ощутимо улучшает коррозионную стойкость. В салоне установлены более эффективные системы отопления и вентиляции. Изменены интерьеры. Автомобиль приобрел более презентабельный дизайн: специально для Lada Kalina сотрудники Центра стиля "АвтоВАЗа" разработали особую цветовую гамму из шести групп: красной, желтой, зеленой, синей, белой и серебристой.
Кардинально пересмотрена система безопасности машины. В этом отношении Lada Kalina соответствует не только российским, но и европейским стандартам. Как показали испытания, более жесткий кузов делает автомобиль на 20% прочнее тольяттинской "десятки". В различных комплектациях машина оснащена антиблокировочной системой тормозов (ABS), усилителем рулевого управления, усовершенствованными инерционными ремнями и ремнями с преднатяжителями и ограничителями усилия, трехточечными ремнями на задних сиденьях, подушками безопасности для водителя и переднего пассажира и т. д. "Конкретный выбор элементов пассивной защиты зависит от самого потребителя", - говорит главный конструктор семейства Lada Kalina Юрий Кутеев.
Для производства Lada Kalina встык со старыми производственными корпусами построен совершенно новый цех. Смонтированный в нем сборочный конвейер практически полностью автоматизирован. Освоенные технологии для России - пока уникальны. Они применяются только в Тольятти и ставят волжский завод в один ряд с ведущими мировыми концернами.
На сегодняшний день это самый дорогой проект в российском автопроме. В общей сложности в передовое производство будет инвестировано около $630 млн. Это, кстати, почти в полтора раза меньше той суммы, которую представители завода афишировали еще в начале 2004 года: снизить затраты на серийное освоение позволили грамотно выстроенная логистика и собственные конструкторские наработки. "На две трети проект финансировали зарубежные источники, что говорит о высокой степени надежности и перспективности компании", - считает председатель совета директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников.
Новый сборочный комплекс, созданный совместно со специалистами германской фирмы Eisenmann, более функционален. В нем сочетаются самые различные типы конвейеров: напольные платформы для монтажа интерьера, подвесной транспортировщик для сборки шасси и т. д. Поэтому, например, на финальной стадии производства автомобили уже стоят на колесах. Это обстоятельство существенно облегчает установку компонентов и позволяет выйти на новый уровень качества.
На конвейере впервые в России применена так называемая "островная технология". Автомобиль уже не привязан к тяговому "крабу", транспортирующему автомобиль от начала и до конца поточной линии. Любая машина с дефектами легко снимается с конвейера и выносится на отдельную сборочную площадку - "островок", где устраняются все неполадки. Такая методика позволяет не останавливать линию, а также одновременно выпускать транспортные средства сразу нескольких модификаций.
Сварка кузовов осуществляется на восьми настраиваемых комплексах. На них задействованы более 350 роботов. Агрегаты спроектированы и изготовлены производством технологического оборудования "АвтоВАЗа" совместно с немецкой компанией Kuka. Весной оборудование успешно прошло тестовые испытания, и уже в начале лета был сварен первый кузов. Созданные математические модели позволили повысить "сопрягаемость" деталей, а также, что самое важное, улучшить геометрию кузова.
В основе окрасочного комплекса - оборудование все той же фирмы Eisenmann. При предокрасочной обработке кузова впервые в практике отечественного автомобилестроения используется программируемый транспортер-челнок "варио-шатл". Его гибкие настройки позволяют изменять углы, под которыми заготовка входит и выходит из ванн, а также регулировать скорость химической обработки в каждой из них. Благодаря этому ноу-хау растворы лучше стекают с кузова, не попадая в другие технологические емкости. Участок подготовки кузова оснащен 26 челноками, установка катафореза - еще тринадцатью. После первичной обработки более трех десятков роботов грунтуют и лакируют заготовку. Немецкое оборудование позволяет одновременно окрашивать каждую партию автомобилей в 16 различных цветов. В течение 30 секунд агрегат способен полностью заменить колер. Цвета чередуются с высокой скоростью благодаря современному методу промывки.
Чтобы достичь оптимального качества окраски, в цехе работает целая система кондиционеров. Они поддерживают постоянную температуру в 20 градусов.
Окрасочный комплекс обеспечивает экологическую чистоту производства. В частности, специальные дожигатели не позволяют парам химических реагентов попадать в воздух, а в цокольном этаже на глубине 6 м расположены гидрофильтры, которые обеззараживают сточные воды. По словам технических специалистов завода, именно эта важная особенность немецкого комплекса позволит "АвтоВАЗу" более эффективно реализовывать свою природоохранную программу.
Помимо прочего, в рамках проекта Lada Kalina завод впервые применяет модульную сборку отдельных узлов. В частности, еще на первых стадиях производства со свежеокрашенного кузова снимаются двери. Они комплектуются отдельно, и устанавливаются на автомобиль в самом конце конвейера. Таким же образом собирается, например, панель приборов.
По окончании комплектации, как это принято на европейских заводах, машины тестируются на постах регулировки, а затем - на испытательных стендах. Автомобили, выдержавшие проверку, транспортируются на участок предпродажной подготовки, а оттуда - потребителю.
Для выпуска Lada Kalina на "АвтоВАЗе" создано новое производство. Его проектные мощности рассчитаны на ежегодный выпуск 220 тыс. автомобилей. Завод способен ежечасно собирать по 60 машин.
По мнению экспертов, столь высокий интерес к передовым технологиям не случаен. Волжский автозавод близок к столпу мирового машиностроения - компании General Motors. Тесное сотрудничество в рамках совместного проекта "GМ-Авто-ВАЗ" не могло не наложить отпечаток на технологическую идеологию предприятия, соглашаются друг с другом независимые наблюдатели.
Первые Lada Kalina появятся у дилеров уже в этом году. Правда, пилотные 400-500 автомобилей, которые планируется выпустить до конца нынешнего года, в продажу не поступят. Они будут распределены среди официальных представителей для ознакомления с устройством и потребительскими свойствами новой модели.
Рекомендованная цена автомобиля в стандартной комплектации составит около $7, 5 тыс. За такую цену, помимо "стандартных" вазовских опций, покупатель получит подушку безопасности, передние стеклоподъемники и электроусилитель руля. Стоимость "люксовых" машин будет зависеть от количества выбранных элементов. В частности, покупатель может выбрать 8-или 16-клапанный двигатель, заказать кондиционер, ABS и другие опции.
В числе основных покупателей своего нового продукта тольяттинские автомобилестроители видят преуспевающих девушек и активных молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет - начинающих водителей, городских жителей с доходом на уровне и выше среднего. Общий потребительский сегмент, естественно, гораздо шире. Исследования, проведенные на московских автосалонах MIMS-2003 и Motor-Show-2004, подтвердили реальный спрос на подобные автомобили. "Результаты даже превзошли наши ожидания, - признавался еще месяц назад на петербургском автосалоне "Авто+Автомеханика-2004" начальник управления по маркетингу ОАО "АвтоВАЗ" Александр Бредихин. - Порядка 25% целевой группы потребителей выбирают эту модель в качестве своего следующего автомобиля, а более трети всех потенциальных покупателей считают, что машина сопоставима по своим характеристикам с зарубежными аналогами".
Правда, настроение самих "потенциальных покупателей" пока еще полно скепсиса. По соотношению "цена-качество" многие отечественные автомобили не выдерживают конкуренции с иномарками. Это особенно заметно по улицам многих крупных российских городов, наводненным зарубежными машинами.
Однако наблюдатели в прогнозах рыночных перспектив Lada Kalina более оптимистичны. "Не исключено, что судьба автомобилей нового семейства сложится несколько иначе, чем у предыдущих тольяттинских моделей", - говорит главный редактор одной из столичных автомобильных газет. По его мнению, Lada Kalina обязательно будет востребована на российском рынке. Во-первых, он еще далек от насыщения. Во-вторых, на нем в основном предлагаются транспортные средства стоимостью не менее $9, 5-10 тыс. Преодолеть эту отметку пока не в состоянии даже те зарубежные автомобилестроители, которые собирают свои машины на территории России. В частности, прямые иностранные соперники Lada Kalina - Hyundai и Chevrolet стоят не менее $9, 8 тыс. Цена "русских иномарок" Chevrolet Niva и Ford Focus (их выпускают, соответственно, СП "GМ-АвтоВАЗ" и Всеволожский завод
Ford Motor Company) из близкого сегмента "С" тоже сравнительно дороги. Аналогов в "родном" классе "В" иностранные фирмы в России пока вообще не выпускают. "Цена Lada Kalina - это важнейшая составляющая ее будущего успеха", - заключает эксперт.
Торговые представители иностранных автомобильных концернов более осторожны в оценках. По их прогнозам, на первых порах розничная цена машины в базовой комплектации может подскочить до $8, 5-9 тыс. Хотя большая часть трейдеров тут же оговаривается, что стоимость снизится, как только рынок насытится автомобилями нового семейства. В этом случае отечественная Lada Kalina сможет соперничать даже с самыми дешевыми "российскими иномарками", в том числе с Renault Logan (начало московского производства французской машины запланировано на весну 2005 года; автор проекта - столичное СП "Автофрамос" ориентировочно оценивает машину в $7, 5-8 тыс. ).
Как заявил генеральный директор Волжского автозавода Виталий Вильчик, обновленный сборочный конвейер позволит тольяттинскому предприятию увеличить свои производственные мощности с нынешних 660-700 до 800-900 тыс. машин в год. По оценкам председателя совета директоров "АвтоВАЗа" Владимира Каданникова, это принесет государству чистый доход в размере $270 млн.
В следующем году завод предполагает выпустить более 30 тыс. машин, а в 2006 году предприятие намерено выйти на проектную мощность. Вслед за седанами в новом семействе появятся пятидверный хетчбек Lada-1117 и универсал Lada-1119, а в отдаленной перспективе - возможно, и минивэн, спроектированный на базе Kalina. Под него уже зарезервирован индекс "1120". Каждая последующая модификация так же будет выпускаться как минимум в двух комплектациях - "норма" и "люкс". Как сообщил вице-президент "АвтоВАЗа" по маркетингу и сбыту Владимир Кучай, в 2006 году начнется экспорт Lada Kalina. Омологировать седан для продаж за рубежом "АвтоВАЗ" намерен уже в начале 2005 года. В настоящее время управление дорожных испытаний и доводки предприятия заканчивает подготовку автомобиля и документации для приемочных и сертификационных испытаний. Kalina "продолжает движение".
***
МНЕНИЯ
Владимир Каданников, председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ" "Думаю, у "Калины" не возникнет проблем даже на самых развитых рынках Европы. Мы всегда поддерживали и будем поддерживать экспорт. Это не потому, что без наших автомобилей на иностранных рынках просто беда. Мы должны присутствовать на самых развитых рынках, так как там гораздо быстрее, чем у нас, внедряются стандарты по экологии, безопасности и прочим параметрам. Можно сказать, что мы развиваемся с этими рынками".
Александр Ноздрачев, и. о. директора департамента промышленности Минпромэнерго РФ "Значение запуска в производство Lada Kalina переоценить сложно. В России впервые начинается выпуск легкового автомобиля класса "В". До этого в бывшем Советском Союзе автомобиль подобного класса выпускался лишь на Запорожском автомобильном заводе. Однако "Таврию" и Lada Kalina можно сравнить только по габаритным размерам. В остальном тольяттинская новинка по своим характеристикам и потребительским качествам соответствует мировому техническому уровню. Это стало результатом работы конструкторов, технологов, строителей - всех тех, кто в непростое время готовил новую модель автомобиля к производству. Lada Kalina - первый российский автомобиль, спроектированный с использованием компьютерного математического моделирования".
***
СПРАВКА "ПЕ": Волжский автомобильный завод (ОАО "АвтоВАЗ") - крупнейший российский производитель автомобилей потребительского класса. Компания выпускает легковые транспортные средства стоимостью $6-8 тыс. В настоящее время тольяттинский завод серийно собирает машины наиболее популярных семейств "Самара-2" (Lada-2109), Lada-2110, Lada-2105 и Lada-2109. Предприятие освоило серийный выпуск заднеприводных моделей Lada-2105 и Lada-2107 с электронной системой управления двигателем. Это позволило довести автомобили до требований экологических нормативов Евро-2. Все основные производства автозавода сертифицированы на соответствие международным стандартам систем менеджмента качества ISO. Наряду с автомобилями класса "В" (Lada Kalina), предприятие разрабатывает модели, которые сменят вазовские "десятки" - семейство "Lada-2170 Priora". За 9 мес. 2004 года "АвтоВАЗ" вложил в развитие производства около 7, 3 млрд руб. Ранее представители завода уже заявляли о намерении полностью обновить модельный ряд к 2008 году без выхода из занятой ценовой ниши. В перспективе "АвтоВАЗ" планирует представлять новую базовую модель каждые 5 лет. В 2005 году завод намерен собрать 702, 8 тыс. машин и около 240 тыс. машинокомплектов. В планах компании - довести ежегодный выпуск автомобилей и машинокомплектов к 2007 году до 1 млн шт. Для дальнейшего расширения производства компания намерена построить новый сборочный завод. Землю под предприятие "АвтоВАЗ" рассчитывает получить в 2004-2005 годах.
***
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ СЕМЕЙСТВА LADA KALINA
Модельный ряд образуют четырехдверный пятиместный седан, пятидверный пятиместный универсал и пятидверный пятиместный хэтчбек. Каждая модель семейства имеет модификации по двигателю, варианты исполнения по уровню оснащения, различные комплектации. Все модели рассчитаны на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от-40 до +45 градусов Цельсия и влажности до 90% при +27.
Базовая модель - седан Lada-1118. Длина автомобиля - 4, 04 м, ширина - 1, 67 м, высота - 1, 5 м. База машины - 2, 47 м. Дорожный просвет - не менее 16 см. Внешний минимальный радиус поворота - 5, 2 м. В снаряженном состоянии автомобиль весит около 1, 08 т. Полезная нагрузка - 0, 475 т. Объем багажника Lada Kalina - 425 л. Заднее сиденье складывается в отношении 2: 1. Под капотом машины - 1, 6-литровый восьмиклапанный двигатель с электронной системой управления впрыском. Емкость топливного бака - 50 л. Мотор развивает 75 л. с. при 5600 об. /мин. и крутящий момент 133 Нм при 2800 об. /мин. Номинальная мощность - 59, 5 кВт при частоте 5200 об/мин. Двигатель работает в паре с пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. До 100 км/ч автомобиль разгоняется за 13 секунд. Максимальная скорость машины - 170 км/ч. В городе ВАЗ-1118 расходует около 9, 3 л бензина на 100 км. На шоссе расход топлива сокращается до 5, 8 л/100 км при скорости 90 км/ч и до 7, 6 л/100 км при 120 км/ч. Автомобиль может комплектоваться 16-клапанным двигателем, мощностью 65, 5 кВт и максимальным крутящим моментом 131 Нм при частоте 3700 об/мин. Автомобиль способен сохранять скорость 77 км/ч при входе в поворот. Плавность хода обеспечиваются усовершенствованными пружинами и буферами, а также направляющим аппаратом подвесок.