Табачный "мезальянс"

Почему-то в сложных ситуациях даже некурящий скажет: "Дело - табак!"

Когда 3 февраля этого года средь бела дня на Петергофском

шоссе неожиданно загорелся склад фирмы "Элит-Транс", в котором хранился табак, принадлежащий известной компании "Петро", никто не предполагал, что запах гари будет преследовать пострадавших почти год спустя. 36 часов понадобилось двадцати противопожарным расчетам, чтобы потушить огромный пылающий ангар. Ущерб "Петро", по сведениям самой табачной компании, составил порядка 7,5 миллиона долларов. Как минимум, на 200 тысяч долларов ч пострадала и фирма "Элит-Транс". 15 июня уголовное дело, возбужденное Управлением противопожарной службы по факту пожара, было переквалифицировано Главным следственным управлением (ГСУ) на статью УК, связанную с умышленным поджогом. "Не иначе происки конкурентов", - решили погорельцы, а следствие, говорят, подтвердило версию "Элит-Транса". Только вот с конкурентами все оказалось очень непросто. Кроме того, как это ни парадоксально, пожар не сильно навредил фабрике "Петро". А несколько ответственных руководителей табачного предприятия, по слухам, даже получили повышение по службе...

Подозрительный разнорабочий

По заключению двух независимых экспертиз, материал (самозатухающий пенополистирол), использованный для утепления ангара, мог загореться только в том случае, если на него плеснуть некую сильно горючую жидкость. И пожарные эксперты нашли пятна, как минимум, двух очагов горения, находившиеся в противоположных концах ангара.

Это означало, что кто-то принес на склад неизвестную, сильно воспламеняющуюся жидкость, плеснул на одну стенку ангара, затем на другую и щелкнул зажигалкой. А потом этот человек мог спокойно принимать участие в тушении пожара. Кто заподозрит своего сотрудника в преступлении?

Однако заподозрили. Служба безопасности "Элит-Транса", почти целиком состоящая из офицеров запаса, провела собственное расследование, результаты которого заставили многих задуматься.

Был вычислен сотрудник -Григорий Матюшкин (имя и фамилия изменены), незадолго до пожара принятый на работу в "Элит-Транс" простым разнорабочим и уволившийся почти сразу после случившегося. Но подозрения основывались не только на этом факте, тем более что уволился после пожара не он один. Ну никак не соответствовал Матюшкин общепринятому имиджу разнорабочего или грузчика. Более того, на двух предыдущих местах работы он занимал должность заведующего складом. Но самое главное: срочную службу Матюшкин отслужил на Сахалине в войсках противохимической защиты, имея военную специальность "химик". То есть, надо полагать, профессионально разбирался в горючих жидкостях.

Версия службы безопасности "Элит-Транса" о причастности Матюшкина к поджогу склада косвенно подтверждалась его нежеланием общаться со следствием. Проходя по уголовному делу в качестве свидетеля, он, по нашим данным, остался единственным, кого следствием ГСУ допросить до сих пор так и не удалось. Причина банальна: по сообщениям оперативников, дверь квартиры, в которой зарегистрирован Матюшкин, никто не открывает.

Более того, выяснилось, что мобильник, которым он пользовался, принадлежал другому человеку, скажем так - земляку по Красному Селу. Через некоторое время после пожара этот человек обратился в компанию "МТС" с заявлением о расторжении договора в связи с утратой телефона. И еще один момент. Фирма "Стройкооперация", в которой бывший военный химик одно время заведовал складом, располагается на бульваре Новаторов, 94. По тому же адресу находится фирма "Миларин", учрежденная Игорем Быковым и Александром Носковым, в недавнем прошлом - руководящими сотрудниками табачной фабрики имени Урицкого. Случайное совпадение? Может быть, и так, если бы господин Быков, бывший коммерческий директор фабрики, не имел отношения к рынку табака. Дело в том, что часть его коммерческих структур как раз и выступают конкурентами. И не только "Элит-Транса". Впрочем, все по порядку.

Как "Беломорканал" стал японским

На протяжении всей советской истории заядлые курильщики высоко ценили папиросы "Беломорканал", изготовленные в Ленинграде на табачной фабрике имени Урицкого. Эти папиросы, давно ставшие легендой, до сих пор курят некоторые питерские старушки, пережившие блокаду. Да и не только они. По разным оценкам, от трех до четырех процентов курящего населения России, несмотря на нынешнее изобилие табачных изделий, предпочитают дымить легендарным "Беломором".

При этом, наверное, мало кто из приверженцев "Беломорканала" знают, что курят они нынче, можно сказать, японские папиросы. История превращения фабрики имени товарища Урицкого в подразделение одной из крупнейших в мире табачных компаний началась в самом конце 80-х годов. Страну Советов, доживавшую тогда последние годы, потрясали всевозможные кризисы. Помните талоны на алкоголь и табак и огромные очереди у магазинов?

Для преодоления табачного кризиса советское правительство обратилось к крупнейшим западным компаниям с просьбой о поставках в СССР табачных изделий. Одной из таких транснациональных корпораций была "Р. Джи. Рейнолдс", которая не ограничилась поставками сигарет на советский рынок, а решила производить их на месте. Впрочем, так же поступили и другие табачные компании.

Процесс приватизации фабрики имени Урицкого (как и многих других крупных госпредприятий) покрыт мраком, правда, одно время ходили разговоры о том, что бывшим директором фабрики Сергеем Акуловым якобы интересовались правоохранительные органы. Чем закончился этот интерес, нам выяснить так и не удалось. (По нашим данным, Акулов пару лет назад отошел от табачного бизнеса и сейчас находится в Швейцарии.) Впрочем, не о нем речь.

В 1992 году "Р. Джи. Рейнолдс" приобрела контрольный пакет акций предприятия и стала его хозяином. Разумеется, с фабричной вывески исчезла фамилия легендарного председателя Петроградской ЧК, предприятие стало называться "Р. Дж. Р. Петро". А бывший директор фабрики Акулов, про которого питерские табачники до сих пор говорят, что он продал фабрику, вошел тогда в число миноритарных акционеров предприятия, каковым и являлся вплоть до 1998 года.

В мае 1999 года японская табачная корпорация "Джепен Тобакко Инк." за 8 миллиардов долларов приобрела все табачные производства "Рейнолдса", находившиеся за пределами Соединенных Штатов. Образовался холдинг под названием "Джепен Тобакко Интернэшнл" ("Джей Ти Ай") со штаб-квартирой в Женеве. А бывшая табачная фабрика имени Урицкого ("Петро") в результате модернизации стала крупнейшим производством в России и одним из самых крупных в мире.

Потому-то, наверное, такие известные марки сигарет, как "Кэмел", "Винстон", "Салем" и другие, можно лишь условно называть американскими - ведь, по сути, их руками россиян производит японская компания. И наш родной "Беломор" тоже.

Такое странное сотрудничество

Складской комплекс "Элит-Транса" на Петергофском шоссе был построен более десяти лет назад. Позже комплекс перепрофилировали для хранения табачного сырья, импортируемого из-за рубежа для фабрик города. Чрезвычайно удобное расположение комплекса "Элит-Транса", имеющего железнодорожную ветку, дополнилось лицензией на таможенный склад.

А когда в начале 1997 года на Петергофском шоссе в 500 метрах от "Элит-Транса" заработали новые мощности фабрики "Петро", переместившейся с Васильевского острова, руководители фирмы и вовсе обрадовались. Ведь под боком совершенно случайно оказался надежный и респектабельный деловой партнер!

Все складывалось как нельзя лучше: руководство "Петро" взяло в аренду весь складской комплекс "Элит-Транса" на три года, гарантировав постоянный грузооборот. Со стороны табачников, насколько нам известно, соответствующий договор подписал директор по логистике "Петро" Винсент Аэро. Но после отъезда господина Аэро в Женеву в отношениях между фирмами возникли проблемы.

К осени 1999 года действия "Петро", как не могли не заметить в "Элит-Трансе", стали походить на попытки расторгнуть с ними договор. Это было очевидно: ведь несмотря на выгодность сотрудничества табачников с фирмой "Элит-Транс", российские менеджеры "Петро" предпочитали возить табачное сырье не на склады под боком, а на другие, расположенные намного дальше. Что, естественно, выходило дороже. Если вы думаете, что на "Петро" работают неграмотные логистики, то ошибаетесь - этой науке их обучали не где-нибудь, а, говорят, в самом Лондоне.

"Ларчик открывается" очень просто: на проспекте Газа (за 15 километров от "Петро") располагается транспортное предприятие и склады, доставшиеся "в наследство" от фабрики Урицкого ее бывшему коммерческому директору. Грузовики же фирмы "Миларин" использовались для перевозок сырья и продукции "Петро". А на самом табачном производстве на руководящих постах оказались люди, работавшие вместе с Быковым и Носковым на фабрике Урицкого.

Нет, "Петро" продолжало хранить свой табак на "Элит-Трансе", причем в весьма приличных объемах. Но сырье это, как нам сказали, годами лежало мертвым грузом, занимая большие площади. Быстро оборачиваемые сорта Табаков "Петро" почему-то хранила там редко.

Кстати, в начале этого года в ряде СМИ появилось сообщение о том, что японская табачная компания "Джей Ти Ай" подписала соглашение с питерской фирмой "Форт" на эксклюзивную продажу сигарет по всей территории Северо-Запада России. Игроки табачного рынка выразили искреннее недоумение: почему японцы выбрали малоизвестную компанию "Форт", которая раньше реализовывала совсем небольшие объемы табачной продукции? Ведь на этом рынке есть крупные и хорошо всем известные дистрибьютерские фирмы.

Объяснение простое. Хозяином и руководителем ООО "Форт" является уже упомянутый бизнесмен Игорь Быков. А в московском офисе "Джей Ти Ай", как нам стало известно, работает его бывший подчиненный по фабрике Урицкого, отвечающий ныне за дилерскую сеть японской компании в странах СНГ и России.

В логику классического бизнеса вмешались явления, порожденные советской эпохой, о которых японцы, наверное, даже не догадываются.

"Война все спишет"

После пожара камнем преткновения в отношениях между "Петро" и "Элит-Трансом" стал табак, остававшийся на складах. И сырья этого было больше двух тысяч тонн. Причем, по мнению руководителей "Элит-Транса", по меньшей мере половина этого табака (весь объем оценивался на сумму, как минимум, 5 миллионов долларов) совершенно не подверглась воздействию огня и дыма, осталась кондиционной. Тем не менее табачники "Петро" настаивали на срочном вывозе и утилизации абсолютно всего сырья.

И натолкнулись на решительный отказ "Элит-Транса". Ведь при таком раскладе "Элит-Транс", по сути, признает себя виновным в неправильном хранении и, как следствие, порче табачного сырья на складах фирмы. Как говорится, и ежику понятно, что известные санкции не заставят себя долго ждать.

В общем, ситуация оказалась на грани серьезного конфликта. Практически ничего не изменилось и после того, как руководителям "Петро" сообщили о том, что склад "Элит-Транса" был кем-то подожжен. Для табачников этот факт никакой роли не играл, так как за весь хранившийся на складах табак причиталось семь с половиной миллионов долларов страховки.

Странно, не правда ли? Вместо того чтобы использовать вполне кондиционный табак на производстве или продать другой табачной компании, его решили просто смешать с мусором.

На самом деле ничего странного. Можно предположить, что "Петро" решило таким способом избавиться от табачного сырья, давным-давно приобретенного менеджерами фабрики. Так что пожар оказался как нельзя кстати...

Наше обращение в компанию "Петро" с вопросами относительно пожара и табака, хранящегося на складе "Элит-Транса", осталось без ответа. В телефонной беседе менеджер по связям с общественностью "Петро" Ирина Галиева сообщила, что никаких комментариев руководство фирмы давать не будет.

Впрочем, как это ни странно, еще недавно несговорчивые табачники вдруг согласились на все условия, выдвинутые руководством "Элит-Транса", и в присутствии представителей страховой компании стали аккуратно вывозить свое якобы некондиционное табачное сырье. Вывозили на мусорный полигон "Новый свет", где дорогой табак бульдозерами смешивали с бытовыми отходами. Хозяин - барин.

Однако вопросов на эту конкретную табачную тему у нас оказалось больше, чем ответов. Видимо, табак - настолько специфический продукт растений семейства пасленовых, что нормальный внешний вид еще не говорит о его пригодности для производства. Ведь уничтожению на полигоне подверглись картонные короба с табаком, хранившиеся на складах "Элит-Транса" и абсолютно не затронутые пожаром.

***

P. S. Как мы выяснили в Главном следственном управлении, в октябре текущего года уголовное дело о поджоге было приостановлено по статье 208 части 1 УПК РФ ("за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого"). Следователь Елена Кручинина, сославшись на тайну следствия, отказалась от каких-либо комментариев по этому делу...

***

Битва титанов

Контрабанда или "серый" экспорт?

В июне этого года закончилась длительная судебная тяжба Европейского Союза с табачной компанией "Филипп Моррис". Закончилась сенсационно: Европейская комиссия заключила мировое соглашение с табачным гигантом, в соответствии с которым "Филипп Моррис" согласилась выплатить 1, 25 миллиарда долларов в обмен на прекращение судебных преследований. Эти деньги будут потрачены на борьбу с контрабандой, наносящей Евросоюзу убытки, исчисляемые миллиардами долларов.

Истцами по делу компании "Филипп Моррис" выступили сразу десять стран Евросоюза, обвинившие табачную компанию в пособничестве контрабанде. По сообщениям международных информагентств, в иске Европейской комиссии говорилось о намеренных поставках "Филиппом Моррисом" избыточного количества сигарет в страны с низкими налогами. При этом компании было известно, что нереализованные сигареты будут незаконно ввозиться в страны Евросоюза с высоким уровнем налогообложения.

Насколько известно, ранее Еврокомиссия в суде Нью-Йорка обвинила трех мировых табачных гигантов ("Филипп Моррис", "Рейнолдс" и "Джепен Тобакко") в организации контрабанды сигарет в Европу. Общая сумма ущерба, наносимого экономике ЕС действиями упомянутых табачных компаний, составляет по разным оценкам от одного до двух миллиардов долларов в год.

По сообщениям прессы, Еврокомиссия не собирается останавливаться на мировом соглашении с "Филиппом Моррисом" и надеется, что примеру этой компании последуют остальные табачные гиганты.

Мировое соглашение, заключенное с крупнейшим производителем сигарет, свидетельствует о главном: компания "Филипп Моррис" по сути признала, что действительно ведет нечестную игру на мировом рынке табака ради получения огромных барышей. Такую же игру ведут и два других табачных монстра. Причем вряд ли выделение ими денег на борьбу с контрабандой кардинально изменит ситуацию. Потери компаний от наличия на табачном рынке фальсифицированной продукции - ничто по сравнению с гигантскими доходами от "серого" экспорта настоящих, качественных сигарет.

Не будем акцентировать внимание на подпольном производстве фальсифицированных сигарет, которое, несмотря на все усилия правоохранительных органов, упорно не сдает свои позиции.

За несколько последних лет Россия превратилась из импортера в экспортера сигарет всех всемирно известных брендов. При том что цена, например, того же "Мальборо" в России намного ниже аналогичного бренда, продаваемого в странах Евросоюза. Если верить информации в прессе, одна фура левой табачной продукции в России стоит примерно 150-200 тысяч долларов, а на территории Евросоюза цена на нее вырастает до полутора миллионов.

Вообще контрабанда сигарет известных брендов, изготовленных в России, становится очень популярной во всем мире. Еще бы, у нас производится больше сигарет, чем может поглотить российский рынок. Отсюда - нелегальный экспорт, которому способствуют сами производители. Как? Очень просто.

Не нарушая закон, они производят партию сигарет под оплаченный заказ. Чего стоит, рассуждают сотрудники ГУБЭПа, включить на фабрике линию на пару часов ночью? Линию, производящую 400 пачек сигарет в минуту. И куда бы ни пошла эта ночная партия, никакой ответственности табачная компания не несет. Разумеется, официальные дистрибьютеры предпочитают не заниматься нелегальным экспортом. Но кто мешает создать фирму-однодневку, провести несколько экспортных операций, а затем ее прикрыть?

Более красноречиво о масштабах "серого" экспорта говорят цифры. По данным ассоциации табачных дистрибьютеров "Гранд-табак", в 2003 году в России было произведено 382 миллиарда единиц табачных изделий. Из них 5 миллиардов составил официальный экспорт. Оценочная же емкость российского рынка - 320-330 миллиардов сигарет. Понятно, что десятки миллиардов штук разницы были частично проданы подпольно на внутреннем рынке, но подавляющая часть этого "серого" экспорта оказалась в странах Европы и в ближнем зарубежье.

Этим и объясняется стойкое противодействие крупных производителей продукции из табака установлению любого контроля над количеством поступающего к ним табачного сырья. Ведь зная эти объемы, нетрудно подсчитать примерное количество производимых на фабриках сигарет. В этой связи похоже, что отмена приказа N 111 ГТК России "О номенклатуре товаров, оформляемых Северо-Западной акцизной таможней" оказалась в первую очередь в интересах табачных компаний.

Скорее всего, именно по этой причине инициатива руководства "Элит-Транса" о создании на базе этой фирмы Центра таможенного оформления для предприятий табачной индустрии так и не была реализована до конца. Несмотря на то что в июне 2001 года при поддержке Северо-Западного таможенного управления этот центр был открыт, просуществовал он совсем недолго.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости