БИЛЕТ В ЕВРОПУ СТОИМОСТЬЮ 200 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

РОССИЙСКАЯ АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ СТАНОВИТСЯ ПОЛНОПРАВНЫМ ПАРТНЕРОМ "ЭРБАСА"

Подписание контракта на изготовление компонентов для "аэробусов" на сумму 200 млн. долл. фактически означает официальное признание Европой способности российской авиапромышленности (по крайней мере, лучшей ее части) стать равноправным участником в кооперации по производству гражданской авиатехники. Для НПК "Иркут" это соглашение - "билет" в Европу, членство в престижном европейском "клубе" авиастроительных предприятий.

В начале недели руководители НПК "Иркут" и "Эрбас" подписали ряд документов по производству на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) различных элементов планера для авиалайнеров семейства А-320 - килевых балок, направляющих закрылков, решеток пола и ниш носовой стойки шасси. Согласно контракту, подписанному 21 декабря, в течение следующих десяти лет в Иркутске сделают деталей для "аэробусов" на сумму в 200 млн. долл.

Стоит отметить, что на сегодня ИАЗ - лидер среди предприятий ОПК России по объему портфеля европейских заказов, причем с большим отрывом. Следующее по списку предприятие - НАЗ "Сокол", с объемом контрактов в несколько десятков миллионов, как от "Эрбаса", так и итальянской "Аэрмакки". Элементы шасси поставляет "Эрбасу" нижегородский "Гидромаш". Подмосковный "Рубин" участвует в работах по колесам для авиа-"иномарок". В России делают теплообменники на несколько моделей "боингов" и "аэробусов". Есть определенные продвижения и у моторостроителей: детали для иностранных авиадвигателей изготавливают ММПП "Салют, НПО "Сатурн" и КМПО.

Заметим, что подписанию контракта с "Иркутом" предшествовал многомесячный внутренний тендер "Эрбаса", в ходе которого европейские специалисты посетили несколько отечественных авиазаводов. Руководители "Эрбаса" не скрывали, что их целью является определение лучших российских предприятий по критерию "цена - качество", с учетом их финансового благополучия и способности обеспечить гарантированное исполнение всех заказов точно в срок с надлежащим уровнем качества.

Последнее крайне важно для Европы, где, в отличие от республик бывшего СССР, продолжается массовое строительство гражданских самолетов. Только "Эрбас" в год поставляет авиакомпаниям всего мира более 300 крупных (взлетным весом свыше 50 тонн) лайнеров. А российский "авиапром" в последние годы выпускает по 10-12 гражданских воздушных судов всех типов.

Надо сказать, что европейцы не очень торопились с размещением в России более-менее значительной части производства "аэробусов". После террористических атак на здания-близнецы Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке в сентябре 2001 г. мировая индустрия гражданской авиации погрузилась в глубокий кризис. Его последствия в Европе преодолели только в 2003-м, а ведущие авиаперевозчики США до сих пор балансируют на пороге банкротства.

В результате две крупнейшие мировые авиастроительные компании сократили темпы строительства новых самолетов. Годовой объем производства на "Боинге" упал с 530 до 280 авиалайнеров, "Эрбас" - до 300 самолетов в год. Не успели авиакомпании оправиться от событий сентября 2001 г. как последовала новая череда напастей - эпидемия "куриного гриппа" в Китае и война в Ираке (2003 г.). Затем - уничтожение шахидками-смертницами российских Ту-134 и Ту-154 (2004 г.).

К счастью, в 2004 г. мировая индустрия воздушного транспорта, несмотря на действия террористов и беспрецедентный рост цен на авиационный керосин (с 200-250 до 450-500 долл. за тонну), показала тенденцию к росту объемов перевозок. Приостановленные программы обновления парка воздушных судов в настоящее время возобновляются.Это создает фундамент для роста производства. Ранее в этом году "Эрбас" объявил об увеличении плана по годовому строительству самолетов до 400. Одновременно европейцы запустили ряд программ по сокращению производственных издержек и сокращению стоимости единицы продукции.

Размещение в России производства элементов планера самолетов семейства А320 -один из путей достижения этих целей. В рамках программы по производству и испытаниям образцов компонентов ИАЗ и "Сокол" уже изготовили ряд комплектующих для "аэробусов" на сумму в несколько миллионов долларов. Из факта подписания 200-миллионной сделки с "Иркутом" можно сделать вывод, что по показателю "цена - качество" российские компоненты оказались вполне приемлемыми для Airbus. По новому контракту первые поставки начнутся в 2006 г. Однако, уже в 2005 г., "Эрбас" готов к расширению уже действующих контрактов на сумму до 15 млн. долл. А пока европейские и российские технологи в рамках недавно созданной рабочей группы готовят ИАЗ к полномасштабной сертификации по европейским стандартам. Работа включает гармонизацию стандартов, модернизацию производства (гальваника, термообработка, покраска, механообработка), закупку и монтаж оборудования, разработку и изготовление оснастки, испытания образцов, отработку логистики, проведение инспекций.

Итак, долгожданный контракт подписан. Что дальше?

Наверное, в дополнение к уже размещенным заказам на производство элементов планера семейства самолетов А320 можно рассчитывать на дополнительные, по другим моделям "Эрбаса", в частности, широкофюзеляжным А330/340 и А380. Возможно, что российские предприятия решатся на участие в новых европейских проектах на правах партнеров с разделением рисков. Следующий шаг - участие в акционерном капитале иностранных предприятий-партнеров. Перспективы - большие. Сейчас главное -закрепиться на новых позициях, чтобы уверенно продолжить движение к интеграции с европейской и мировой авиационной промышленностью. При этом, однако, не следует забывать, что в ближайшие 5-10 лет в гражданской авиации приоритет все равно останется за национальными программами (Бе-200, Ту-334, Ту-204/214, Ил-96) и совместными с лидирующей ролью отечественной промышленности (Ан-140, Ан-148, RRJ). И помнить, что за границей ищут дружбу только с сильными, самодостаточными партнерами. Выбор "Иркута", с его мощными программами Су-30МКИ/МКМ и Бе-200 - отличный тому пример.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости