Торговля... во благо цивилизации

Забота о человечестве в отдельно взятой компании

Kesko - один из крупнейших торговых концернов Финляндии. Его годовой товарооборот составляет 6 - 7 млрд евро. Торгует Kesko сельскохозяйственными и жестяными товарами, автотранспортом, мебелью, текстильными изделиями для дома, одеждой и аксессуарами. Лично я была в одном из магазинов одежды Kesko, который называется Anttila, и заметила, в частности, что цены в нем весьма доступные даже по сравнению с их средним уровнем в стране Суоми. Почему я рассказываю об этом концерне, цель которого, как и всякой коммерческой организации, - получение прибыли? Потому что мне довелось узнать более-менее подробно о том, как здесь умудряются совместить несовместимое, а именно делать деньги и вести очень затратную экологическую и социальную деятельность. Иными словами - помогать природе и людям адаптироваться в сложных условиях нашей технократической цивилизации.

Доу-Джонс рекомендует

Ежегодно исследовательский центр Доу-Джонса проводит масштабное анкетирование торговых организаций. Преследуемая цель - выявить наиболее успешно и гармонично развивающиеся компании. Для этого анализируют бизнес- и кадровую политику, перспективы развития, меры по повышению качества и прочие маркетинговые составляющие. Но не только.

Огромное значение в подобных исследованиях придается тому, какую социальную ответственность перед всем миром несет фирма, как она способствует оздоровлению природы, общества, конкретного человека. Среди 2500 европейских торговых организаций, прошедших исследования центра Доу-Джонса, только 20 процентов соответствуют высоким требованиям успешного и гармоничного развития. И Kesko в этом рейтинге занимает одно из первых мест.

Нет смысла говорить о культуре торговли, общения с клиентами, об уровне сервиса и о прочих подобных "нюансах" организации западного бизнеса. О них и так уже все знают - либо испытали на себе, либо многократно наслышаны. На примере Kesko стоит рассказать о другом - о том, каким образом крупные уважающие себя торговые фирмы Европы выполняют моральные и этические обязательства перед обществом. Причем не только перед своими согражданами, но и перед всем человечеством. Чтобы стало понятно, о чем идет речь, приведем конкретные примеры.

При закупке товара в третьих странах строго проверяется, использовался ли детский труд. В частности, специалисты Kesko обнаружили, что в текстильной промышленности Индии работает много детей. Конечно, в ущерб своему интеллектуальному и физическому развитию. Тогда совместно с ЮНИСЕФ (Детским фондом ООН) корпорация реализовала социальный проект по освобождению двух с половиной тысяч маленьких рабочих от их трудовой повинности. Эти дети возвращены в школы.

Еще в концерне учитывают, какой вред окружающей среде развивающихся государств наносит предприятие, потенциально интересное в качестве поставщика товаров. По инициативе Kesko закупочная цена товара может возрасти за счет того, что в нее включат затраты на возмещение ущерба природе.

Отходы тоже несут прибыль

Что же касается своей страны, то складывается впечатление, что в отношении ее окружающей среды Kesko не просто ответственен, а заботлив, как родная мать. Это станет более оправданным в нашем понимании, если знать, что подобная забота дает концерну весомую денежную прибавку.

У компании около 3 миллионов квадратных метров торговых площадей, рассказывают специалисты Kesko. На всех предприятиях - от супермаркетов до небольших магазинов - проведено детальное исследование систем освещения, вентиляции, работы холодильников, торговых автоматов, рекламных щитов и так далее. Учтены все нюансы, и экономия только электроэнергии в 2004 году дала ни много ни мало миллион евро!

Скажем, в Anttila, где мне довелось побывать, экономия электричества составила 6 процентов, а в будущем этот показатель предполагается довести до 30 процентов. В Kesko собираются повсеместно внедрить уже опробованную технологию естественного освещения: крыши оборудовать большими окнами, а помещения, соответственно, - поддерживающими потолочными конструкциями.

Что касается логистики, то на примере того, как она организована в Kesko, можно писать методические рекомендации. Конечно, у концерна есть свой парк современных грузовиков, непременно оснащенных прицепами и системами газоочистки, но поражает не это. Сеть магазинов расположена так, что для половины населения расстояние до ближайшего торгового центра не превышает одного километра. Это сделано для того, чтобы за покупками можно было бы съездить на велосипеде или дойти пешком, то есть с целью снизить объем автомобильных выхлопов.

Кроме того, в концерне действует "принцип обратного пути", когда машины за товаром из магазина пустыми не выезжают. Их нагружают утилизируемыми отходами - прессованными алюминиевыми банками, картонно-бумажной и стеклотарой, пленкой, использованной древесиной. На свалку попадает лишь 10 процентов мусора. Даже для экологически продвинутой Финляндии это очень хороший показатель. До того как Kesko занялся селективным сбором мусора, затраты на обращение с отходами составляли 9200 евро в год, а теперь - 5200 евро.

К таре здесь тоже особое отношение. О том, чтобы выкинуть на задворки супермаркета пустые ящики и коробки, не может быть и речи. В концерне вообще использование картона и бумаги свели к минимуму, только в 2004 году отказались от этого добра весом в 5 тысяч тонн. В Kesko предпочитают пластиковые многоразовые контейнеры, причем владеют ими совместно концерн и предприятия-изготовители. Это существенно экономит средства обоих участников подобных соглашений.

В общий карман

По всем экологическим показателям Kesko в Финляндии вне конкуренции. Концерн обладает экологическими сертификатами ЮНЭП (программы ООН по внедрению рациональных методов природопользования) и Международной торговой палаты, в нем работает многочисленный штат экологов, проводится внутренний экологический аудит товаров. И так далее. Как уже стало понятно, природоохранные меры приносят компании немалую прибыль.

"Как влияет она на ценовую политику предприятия и на зарплату его сотрудников?" - спросила я у администраторов Kesko. Ответ прозвучал еще более удивительный, чем вышеописанная деятельность концерна. Никак не влияет. Вся полученная прибыль идет на дальнейшее экологическое усовершенствование этой торговой системы, на реализацию природоохранных и социальных программ как в Финляндии, так и за ее пределами. Kesko спонсирует деятельность всемирно известного научного центра Hevrika, детские кружки и коллективные проекты, общественную организацию "Молодая Финляндия". То есть действительно выполняет добровольно взятые на себя обязательства перед обществом. О чем, кстати, ежегодно перед ним отчитывается. Концерн издает доступные всем желающим объемные тома подробного доклада, где его деятельность представлена в цифрах, графиках, диаграммах и таблицах.

И главный вопрос: так зачем же негосударственной коммерческой организации все это нужно? Затем, сказали в Kesko, что только такой путь развития может спасти нашу цивилизацию от саморазрушения.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости