Как стало известно "Бизнесу", закрылась крупнейшая служба доставки продуктов на дом "Служба 77"- Владельцы объясняют отказ от проекта нерентабельностью доставки как таковой. "От нас ожидали таких же цен, как в Auchan, ассортимента, как в Marktkauf, и доставки за 5 минут, но это невозможно" - так описывает причины закрытия "Службы 77" экс-гендиректор компании Алексей Крол. По его словам, владельцы компании приняли решение о ее ликвидации на прошлой неделе. Уже несколько дней телефоны "Службы 77" не отвечают, а веб-сайт закрыт "по техническим причинам".
"Служба 77 " была основана в 1999 году. В 2002 году владелец компании Игорь Кудряков продал 100% ее акций Vision International People Group (VIP Group), которая специализируется на производстве биодобавок. В 2003 году оборот "Службы 77" составил около $50 млн. После того как "Служба 77" сменила хозяев, компания неоднократно заявляла о запуске серьезных новых проектов - в частности, создании сети супермаркетов и "магазинов у дома". Помимо этого, руководство "Службы 77" объявляло о том, что станет эксклюзивным агентом по доставке сети супермаркетов "Перекресток". Однако ни один из проектов не был реализован. "Ни одного супермаркета или магазина мы не построили, и с "Перекрестком" у нас никаких отношений уже давно нет", - сетует Алексей Крол.
"Причиной закрытия "Службы 77" стала ее абсолютная нерентабельность", - заявил "Бизнесу" представитель VIP Group Сергей Варфоломеев. По бизнес-плану, который новый менеджмент компании (Крол пришел в "Службу 77" в прошлом апреле) разрабатывал весной 2004 года, точки безубыточности она должна была достигнуть в середине этого года.Однако акционеры поняли, что "в ноль" "Служба 77" не выйдет не только к этому сроку, но, возможно, вообще никогда, говорит Крол. "Для того чтобы мы стали рентабельными, нам нужно было делать цены примерно такими же, как в супермаркетах", - полагает Крол.
Содержание логистической структуры и управление огромным ассортиментом требовали слишком больших расходов, чтобы бизнес окупался. "Возможно, рентабельности можно было бы достичь, если бы "Служба 77" вышла на большие обороты, однако владельцы решили этого не ждать", - говорит бывший гендиректор службы доставки. Он отказался уточнить, сколько денег VIP Group вложила в "Службу 77" за два года, однако говорит, что "инвестиции были весьма значительными". Эксперты не удивляются закрытию "Службы 77". Президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков соглашается с Алексеем Кролом: "Служба доставки продуктов может самостоятельно существовать только при крупном обороте и правильной логистике". Он считает, что при нынешнем высоком уровне проникновения розничной торговли в Москве служба доставки просто бессмысленна. С Зуйковым соглашается управляющий партнер BBPG Consulting Алексей Тихомиров: "Я сомневаюсь, что имеет смысл служба доставки продуктов, по крайней мере в городах, где можно на каждом шагу купить все, что нужно".
Маржа "Службы 77" все время падала, а сетевые супермаркеты бурно развивались, напоминает Тихомиров. По его мнению, служба доставки может отлично существовать при магазинах, а как самостоятельный бизнес рентабельной быть не может.
Другие компании, занимающиеся доставкой товаров, судьбу "Службы 77* повторять не собираются. "Если бы мы были нерентабельны, вряд ли мы сейчас вообще работали", - заявил "Бизнесу" на условиях анонимности топ-менеджер одной из московских служб интернет-доставки. А менеджер по финансовым вопросам компании Scarlet floret (занимается доставкой цветов по Москве) Александр Шкляр говорит, что у таких компаний, как его, проблем значительно меньше: "Мы не должны перевозить большие объемы, а курьерами у нас работают студенты, что удешевляет доставку. Кроме того, цветочники работают с люксовым товаром, так что могут позволить себе установить цены выше, чем в магазинах".