Автотрассы будущего

В Госдуме РФ состоялись парламентские слушания на тему "Автомобильные дороги России: правовые и финансовые аспекты развития", организованные Комитетом по промышленности, строительству и наукоемким технологиям.

В слушаниях участвовали представители Министерства транспорта РФ, Федерального дорожного агентства, руководители ряда регионов, представители Торгово-промышленной палаты РФ, Союза транспортников России, многие другие.

Во вступительном слове председатель Комитета Мартин Шаккум отметил, что вопросы развития автомобильных дорог не раз поднимались в Госдуме РФ. Но сегодня ситуация качественно изменилась: если раньше речь шла в первую очередь о необходимости увеличения финансирования отрасли, то теперь на первый план вышли проблемы эффективного использования бюджетных средств, направляемых на дорожное строительство. По словам М. Шаккума, правительству в первую очередь необходимо сосредоточиться на разработке и реализации программы модернизации транспортной системы РФ и ее подпрограммы "Автомобильные дороги".

Заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин в своем докладе заявил, что состояние автомобильных дорог, к сожалению, не соответствует стандартам. Так, на сети федеральных дорог, по данным диагностики транспортно-эксплуатационного состояния, 56 процентов находятся в неудовлетворительном состоянии, в режиме перегрузки движения работают около 28 процентов дорог. Положение дорог в субъектах еще сложнее. Так, например, 56 тысяч населенных пунктов вообще не имеют дорог с твердым покрытием.

В материалах, предоставленных участникам слушаний, приведено немало впечатляющих цифр. Так, в России число погибших в ДТП в расчете на сто тысяч жителей в шесть раз выше, чем в США, в девять - чем в Великобритании, почти в три раза - чем в Болгарии.

В целом же, по данным Минтранса, с 1990 года парк автомобилей в России вырос в 2, 6 раза, а финансирование автодорог за последние пять лет сократилось почти в два раза.

К числу инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения, транспортники относят, в частности, модернизацию существующих и строительство новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения - "Колыма", "Лена", Салехард - Новый Уренгой - Сургут, Якутск - Вилюй - Мирный - граница Иркутской области. Эти транспортные артерии будет содействовать обеспечению северного завоза и улучшению социально-экономической ситуации в регионе.

Создание транспортного коридора "Урал Промышленный - Урал Полярный" по восточному склону Урала в направлении Полуночная - Лабытнанги обеспечит освоение полуострова Ямал, Карского шельфа, позволит в том числе стимулировать ускоренное развитие Северного морского пути.

Реализация транспортной стратегии, разработанной Минтрансом, учитывает особенности социально-экономического развития и потребностей отдельных регионов страны. Так, транспортная система Уральского федерального округа обеспечивает, как известно, развитие старейшего в России индустриального региона, а также освоение перспективных месторождений полезных ископаемых. Основные коммуникации опорной транспортной сети региона связаны с Транссибирским транспортным коридором. Поэтому в качестве приоритетной задачи определена их модернизация для продления Европейского транспортного коридора N 2 до Екатеринбурга.

На территории округа будет также решаться задача развития транспортных коммуникаций в направлении Казахстана и Китая, что обеспечит в перспективе привлечение в Россию дополнительных транзитных грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одной из приоритетных задач в регионе, в соответствии со стратегией, является создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта. Основными центрами транспортной логистики являются крупнейшие промышленные и транспортные узлы - Екатеринбург и Челябинск.

Для обеспечения растущих автомобильных перевозок планируется построить и реконструировать отдельные участки автомобильных дорог по маршрутам Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск и Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Салехард.

Участники слушаний обсудили также вопросы создания законодательной и нормативно-правовой базы функционирования дорожного хозяйства. До сих пор отсутствует ключевой отраслевой закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ", работа над которым ведется уже более семи лет, в Государственную Думу также не внесен проект федерального закона "О платных автомобильных дорогах", разработанный Минтрансом.

Участники слушаний в целом одобрили проект федерального закона "О дорожных фондах в Российской Федерации", разработанный Советом Федерации. Концепция законопроекта предусматривает создание системы целевых бюджетных дорожных фондов субъектов РФ и муниципальных образований.

Следует отметить, что проблемами дорожного хозяйства занимались в эти дни и другие федеральные органы власти. Так, третьего октября в Доме правительства состоялось очередное совещание по вопросам социально-экономического развития регионов. Открывая заседание, председатель правительства Фрадков заявил, что "необходимо уточнить полномочия федеральных и местных властей в сфере управления автодорожным хозяйством". По словам Фрадкова, именно недоработки в вопросе разграничения полномочий в дорожном хозяйстве и являются основной причиной проблем. В муниципальных образованиях люди не понимают, "как организовать работу в данной сфере, какие дороги строить, не распределены ответственность и собственность", отметил председатель правительства.

Глава кабинета подчеркнул, что для эффективного функционирования автодорожной сферы необходимо принять ряд законов, в первую очередь касающихся классификации автодорог.

А Совет Федерации пятого октября принял обращение к главе кабинета министров, в котором выражена озабоченность состоянием финансирования дорожного строительства. Члены Совета Федерации, представляющие в парламенте интересы регионов, обратили особое внимание правительства на сокращение субсидирования бюджетов субъектов РФ на эти цели на 31, 7 процента, в то время как уже в 2005 году они были не в состоянии обеспечить строительство региональных дорог за счет собственных средств. Совет Федерации обратился к Михаилу Фрадкову с просьбой "рассмотреть данный парламентский запрос и в письменной форме проинформировать палату о принимаемых мерах по финансированию дорожного хозяйства в 2006 году".

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости