На заседании Президиума Правления ТПП РФ
По выводам консалтинговой компании A.T.KEARNY. которая определяет привлекательность различных стран для инвестиций в торговлю и потребительский рынок. Россия в 2003 и 2004 годах оказалась на первом месте. И это не единственная высокая оценка такого рода.
Весной 2005 года ОЭСР опубликовала доклад "Последние тенденции в прямых иностранных инвестициях", в котором также выделяет Россию, наряду с Индией и Китаем, как "страну со значительным потенциалом роста". В качестве основной причины эксперты прямо называют "бум розничной торговли, подпитываемый растущими доходами населения и взлетом потребительского кредитования". На это обратил внимание в своем выступлении на заседании Президиума Правления Палаты председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.
Вел заседание Президиума президент ТПП РФ Евгений Примаков. Основным вопросом повестки дня стал доклад о практике работы комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка.
Рассказывая о работе своего комитета, Александр Борисов затронул широкий круг проблем, касающихся развития потребительского рынка страны. Если посмотреть на статистику, отметил он, то в последние годы отрасль торговли стабильно лидирует в числе наиболее прибыльных, уступая только связи и нефтепереработке, и является бюджетообразующей. А темпы ее роста в последние пять лет превышают почти вдвое общие темпы роста экономики. "Нефтяная отрасль перестала быть мотором экономики, а ее место заняли отрасли, ориентированные на внутренний спрос, торговля, услуги, связь", - процитировал докладчик выступление главы Минэкономразвития Германа Грефа в Госдуме.
Рынок растет, а работать некому
По данным Росстата, объемы розничной торговли составляли в 2002 году 120 млрд. долларов, в 2003 - 150 млрд. долларов, в 2004 -185 млрд. Рост за первые шесть месяцев этого года составил 11, 3 процента, так что по его итогам товарооборот достигнет, возможно, 220-230 млрд. долларов. Если сюда добавить еще 50-55 млрд. из сферы бытовых услуг, то мы увидим, что эта сумма сопоставима с половиной ВВП страны и превышает в 2, 5 раза национальный бюджет, отметил докладчик.
В этих условиях, казалось бы, внимание государства, правительства и курирующего министерства к отрасли должно быть повышенным, статистика выверенной, а законодательная база четкой. Что же на самом деле? В 2004 году в Минэкономразвития расформированы управления внутренней торговли и бытового обслуживания населения. Более того, оно сняло с себя ответственность за анализ и планирование развития отрасли, считая, что все это должно быть прерогативой региональных и местных властей.
(Окончание на стр. 2)
Однако в большинстве субъектов нет соответствующей законодательной базы, а во многих регионах и крупных городах нет даже соответствующих органов регулирования, сказал Александр Борисов. Нет у нас и федерального закона о торговле. Почему Москва обеспечивает сегодня около 30 процентов розничной и 40 процентов оптовой торговли? Да потому, что здесь уже много лет назад был принят собственный закон о потребительском рынке, среднесрочные программы расширения торговли и общепита, опирающиеся на генплан развития до 2020 года. А ведь в 90 процентах российских городов нет ничего подобного.
Особо следует обратить внимание на непрозрачность торговли. В условиях, когда судьбой отрасли на общероссийском уровне занят только один, да и то общественный, орган - ТПП РФ, ничего удивительного, что экспертные оценки значительно разнятся с официальными: согласно им, объемы торговли в стране на 100-150 млрд. долларов больше официальных цифр. Простой пример: по официальным данным, импорт одежды и аксессуаров в 2004 году составил 300 млн. долларов, а по оценке экспертов, объем только нелегального и контрафактного импорта одежды и обуви составляет 20 млрд. долларов. (Данные приведены в таблице. - Ред.).
Другая проблема - кадры. Рынок растет быстрыми темпами. Городские и региональные сети становятся общенациональными. Размеры и масштабы торговых центров достигают гигантских размеров. Появляются новые профессии: "менеджер по логистике", "бренд-менеджер", "мерчандайзер" и т.д. А где взять людей даже на простейшие позиции - например, кассиров? Отрасль не справляется с обучением новых кадров. Нужна помощь властей - и федеральных, и региональных.
Переход на новые рельсы
Что же в данной ситуации делает комитет по развитию потребительского рынка? Во-первых, отметил Александр Борисов, мы усовершенствовали положение о комитете, впервые прописав в этом документе не только права, но и обязанности членов комитета. Во-вторых, сохранив костяк, пересмотрели членский состав комитета, пригласив в него лидеров бизнеса, представителей не только столицы, но и Санкт-Петербурга, работников иностранных компаний. Совместно создали новый план работы. В-третьих, серьезно расширили сферу интересов комитета, создав новые рабочие группы, в том числе по вопросам законотворчества, статистики, кадровой политики, электронной торговли, франчайзинга.
Докладчик подчеркнул, что, опираясь на новую базу, комитет провел серьезную работу, в частности, по подготовке проекта федерального закона "О регулировании розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Российской Федерации". Он обратился к руководству ТПП России с просьбой оказать содействие в продвижении этого проекта. Членами комитета проводится анализ и мониторинг потребительского рынка по отраслям. Подготовлен доклад "Состояние потребительского рынка России в 2004 году". Ведется работа над аналогичным докладом этого года. По его словам, важное место в работе комитета занимает взаимодействие с комитетами ТПП РФ: по деловой этике, по безопасности предпринимательской деятельности, по качеству продукции.
В плане информационно-аналитического обеспечения работы комитета налажено сотрудничество с рядом печатных и электронных СМИ, в Интернете создан его сайт. Это позволяет регулярно освещать основные направления деятельности комитета, проблемы отрасли.
Александр Борисов отметил, что пока не удалось наладить активную работу всех подкомитетов, недостаточно налажено взаимодействие с территориальными торгово-промышленными палатами и мало привлекаются к работе иностранные участники потребительского рынка.
Малому предпринимателю поможет статья 624 ГК РФ
Выступая в ходе обсуждения доклада, депутат Государственной Думы Петр Шелищ дал высокую оценку деятельности комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и высказал ряд предложений, которые могут способствовать в решении возникающих у предпринимателей проблем. В частности, он обратил внимание на то, что скоро площади, занимаемые в настоящее время малыми предпринимателями, в том числе предприятиями розничной торговли, будут выставляться на открытые торги - муниципальная недвижимость будет продаваться в частные руки. Опасность заключается в том, что в результате скупят эти помещения крупные и богатые фирмы, которые затем просто взвинтят плату для арендаторов малого бизнеса. Подобные меры властей, на его взгляд, никак не стыкуются с широковещательными заявлениями властей о поддержке малого бизнеса и могут привести просто к их разорению. В этой связи он посоветовал всем заинтересованным предпринимателям указать муниципальным властям на возможности, заложенные в статье 624 Гражданского кодекса РФ. Согласно ее положениям предусматривается, что арендатор может стать собственником занимаемых помещений. А в случае, "если условие о выкупе арендованного имущества не предусмотрено в договоре аренды, оно может быть установлено дополнительным соглашением сторон, которые при этом вправе договориться о зачете ранее выплаченной арендной платы в выкупную цену". Другими словами, у малого бизнеса есть возможность сохранить за собой арендуемые площади.
Борис Фомин, председатель комитета ТПП РФ по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности, заметил, что, хотя отечественный потребительский рынок развивается быстрыми темпами, это не относится к текстильной и легкой промышленности: удельный вес отечественных товаров по объему продаж на рынке отрасли составляет менее 20 процентов. Основная часть импортируется из Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии. Таким образом, российский потребитель фактически инвестирует в развитие легкой и текстильной промышленности этих государств, не говоря уже о том, что около 60 процентов товаров импортируется в страну нелегально. Основная часть отечественной текстильной продукции продается на вещевых рынках, и происходит это по той причине, что крупные магазины и супермаркеты, входящие в иностранные торговые сети, либо отказываются брать российскую продукцию, либо заведомо предлагают такие условия, что выставлять ее там на продажу становится просто невыгодно. Выход в том, чтобы отечественные товаропроизводители создавали свои торговые дома и дистрибьюторские сети, но это неизбежно ведет к повышению себестоимости продукции.
Председатель комитета ТПП РФ по рекламе Борис Школьников поставил вопрос: все ли делается для того, чтобы именно отечественные торговые марки реально утверждались на нашем потребительском рынке? В данном процессе еще очень слаба роль профессионально грамотных маркетинговых исследований, а также определения эффективности рекламы, предназначенной для продвижения торговых марок. Все это требует наличия системы подготовки кадров, тех, кто глубоко и всесторонне осведомлен о специфике всех срезов потребительского рынка.
Награды Палаты
Президиум Правления ТПП РФ постановил:
наградить Знаком отличия Торгово-промышленной палаты России I степени Е.Б. Лимонова, президента ТПП Владимирской области;
наградить Знаком отличия Торгово-промышленной палаты России II степени: М.В. Назарова, вице-президента ТПП Владимирской области; И.В. Царькова, президента Калининградской ТПП; Б.В. Брусиловского, президента Новосибирской ТПП; Т.Д. Хорошавину, президента Омской ТПП; Т.Г. Кузнецову, начальника управления экспертизы, сертификации и систем качества ТПП Республики Башкортостан; Б.В. Рачкова, обозревателя газеты "Экономическая газета"; Ю.В. Якутина, научного руководителя издательского дома "Экономическая газета".
[Графические материалы:
Структура потребительских расходов в РФ
Материал доступен в бумажной версии издания]