Информационной технологии - битам и байтам, которые совершают свое движение в компьютере, -принадлежит будущее. Постоянный прогресс информационной техники приводит к огромным структурным переменам в экономике. Правда, связанные с этим изменения требуют намного больше времени, чем до 2000 г. еще думали инвесторы. Но создание в экономике единой информационной сети сейчас только началось, так что у них все еще есть большие шансы.
Пока выбор надежных акций остается не простым делом. Принимаемые решения должны поэтому учитывать то значительное влияние, которое в ближайшие годы информационная технология станет оказывать на экономику. Так, многочисленные деловые процессы, еще не так давно требовавшие совместной работы двух человек, а порой даже многих людей, сейчас совместно осуществляют только компьютеры. На этом и далее могут строить свой бизнес изготовители сетевой техники, например "Cisco Systems" (курс акций за последние 12 месяцев повысился почти на 60%) или "Juniper Networks" (рост курса акций почти на 80%). Американский инвестиционный банк "Merrill Lynch" только недавно рекомендовал инвесторам приобретать акции "Cisco", несмотря на то , что их курс переживал благоприятные изменения в течение всех последних лет. Для этого есть основательные причины: по данным агентства по изучению рынка "Infonetics", сбыт соответствующего аппаратного обеспечения в III KB 2003 г. повысился на 16%.
С другой стороны, информационная техника на свой лад делает экономическую жизнь более разумной. Самыми лучшими примерами этого являются современные цепи товарных поставок или работа с клиентами с помощью специализированных компьютерных программ CRM (customer relationship management). С одной стороны, сейчас предприятия логистики и их клиенты намного точнее, чем прежде, знают, где в каждый соответствующий момент находится их товар. С другой стороны, торговые организации могут более эффективно работать со своими клиентами. Даже акции первопроходца CRM фирмы "Siebel Systems", которые в 2002 г. значительно упали в цене, в 2003 г. вновь стали расти на волне надежд, связанных с информационной технологией. За последние 12 месяцев их курс повысился более чем на 50%.
Кроме того, информационная техника помогает рождению совершенно новых видов промышленности. В кинобизнесе, например, все больше эпизодов
(в фильмах "Матрица" или в трилогии "Властелин колец") создается компьютером. В области трюковых фильмов, благодаря своим компьютерным программам, киностудия "Pixai' добилась больших успехов и в течение года смогла обеспечить повышение курса своих акций примерно на четверть.
Многочисленные инвесторы в 2003 г. , разрабатывая свою стратегию капиталовложений, уже учитывали растущую роль информационной технологии. Об этом говорят как стоимость отдельных ценных бумаг, так и все котировки на американской технологической бирже "Nasdaq". 9 октября 2002 г. индекс там составлял 1114 пунктов. С тех пор он повысился более чем на 70% и достиг чуть менее 2000 пунктов.
Сравнение соотношения курса акций и прибыли в технологической отрасли с такими же показателями других отраслей практически не имеет смысла. Ценные бумаги технологических предприятий представляют интерес только для инвесторов, которые готовы рисковать и полагают, что у них есть особое чутье на рыночные ниши, способные приносить прибыль в будущем.
А где такие ниши еще могут оказаться? Как правило, не там, где уже действуют известные предприятия.Такие агентства по изучению рынка, как "Forrester" и "Jupiter", предсказывают, правда, что торговля в режиме реального времени (онлайн) станет и далее приносить двузначные показатели роста. Однако эти ожидания уже давно учитываются в курсе акций рыночного лидера "Amazon.com" или онлайнового аукционного дома "Еbау".
Акции известных производителей аппаратного обеспечения тоже не представляются инвесторам столь привлекательными. Ценные бумаги "IBM" или "Hewlett-Packard" в 2002 г. не принесли убытков, но от таких прибылей, как у "Cisco" или "Siebel", они тоже весьма далеки. Только техасское предприятие "Dell Computer" извлекает выгоду из желания покупателей приобретать недорогую стандартную продукцию, а также от установленного им порядка приступать к производству только после того, как от клиента уже поступил заказ.
"Frankfurter Allgemeine"