В нашем распоряжении оказался промежуточный отчет Национально-то агентства прямых инвестиций (НАПИ), занимающегося разработкой концепции повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области. Проведенные экспертами НАПИ исследования показали: хоть Донской регион и обладает огромным потенциалом для привлечения инвестиций, о его возможностях практически ничего не известно. В итоге средства вкладываются в те регионы.
которые, в отличие от Ростовской области, сумели себя правильно позиционировать.
Тендер на разработку концепции повышения инвестиционной привлекательности Ростовской области Национальное агентство прямых инвестиций выиграло в августе 2003 года. Стоимость работ оценивается в 6 млн. рублей, при этом в обладминистрации ожидают, что НАПИ не только разработает документ, но и приведет в регион конкретных инвесторов - своих партнеров.
Как стало известно, промежуточный отчет НАПИ был подготовлен в начале февраля и сейчас находится на изучении у чиновников областной администрации. В документе отмечается, что приведенные в нем результаты анализа носят предварительный характер, будут уточняться и подвергаться дополнительной проверке. Между тем сформулированные в нем основные выводы вряд ли уже будут пересмотрены.
Специалисты НАПИ считают, что активность инвесторов в Ростовской области ниже, чем в целом по стране и Южному федеральному округу. В результате регион постепенно теряет свое место в России по основным макроэкономическим показателям, снижаются темпы роста его конкурентоспособности на российском и международном рынках. Так, проведенный агентством сравнительный анализ показал, что в наибольшей степени на снижение инвестиционной привлекательности повлияло уменьшение доли области в инновационном, трудовом и потребительском потенциалах страны. В то же время выросли финансовый и институциональный потенциал. Кроме того, произошло снижение индексов политического, экономического и экологического рисков, зато вырос законодательный.
В качестве наиболее приоритетных отраслей для развития Ростовской области специалисты НАПИ выделили АПК, машиностроение (сельскохозяйственное и оборонный комплекс), строительство деловой инфраструктуры, развитие транспортной системы (транспортно-логистический центр), торговлю, металлургию, химическую промышленность, производство строительных материалов и ЖКХ. Впоследствии агентство собирается оценить инвестпривлекательность каждой из этих отраслей и определить их эффективность для областной экономики, способность обеспечить баланс интересов Ростовской области и потенциальных инвесторов.
В промежуточном отчете отмечается также, что проведению переговоров с инвесторами и привлечению дополнительных финансовых ресурсов мешает отсутствие у региона и отдельных его городов и районов индивидуальной оценки кредитоспособности, присваиваемой ведущими международными или российскими рейтинговыми агентствами. В то же время при реализации своей стратегической программы развития Ростовская область, исходя из бюджетной обеспеченности 2002 года, по нормативам Бюджетного кодекса в прошлом году могла бы занять $3,954 млрд. и ежегодно выделять на обслуживание долга $127 млн. Специалисты НАПИ считают, что регион должен воспользоваться такой возможностью для осуществления нуждающихся в дополнительном финансировании приоритетных инвестпроектов, повышая тем самым их привлекательность для других инвесторов.
Анализ также показал, что на рынке образовательных услуг Ростовской области наблюдаются значительные «разрывы» в существующем уровне спроса и предложения. При этом ключевой проблемой является «практически полная оторванность высшего образования от нужд народного хозяйства». Одной из причин этого, по мнению специалистов агентства, является то, что областные власти рассматривают образование как часть социальной сферы, а не как базу для социально-экономического развития территории. Как говорится в отчете, «Министерство образования остается государственной системой распределения бюджетов в логике административных решений и не всегда цивилизованного лоббизма». В итоге действующие производства испытывают кадровый дефицит, который прежде всего относится к рабочим специальностям высокой квалификации, а также управленцам высшего звена. С другой стороны, само бизнес-сообщество эту проблему тоже не пытается решить.
Еще одной проблемой Ростовской области является неправильное позиционирование вовне. Анализ показал, что донской край практически не раскрыл свой имидж региона с высоким экономическим потенциалом негативные имиджевые особенности (высокая степень износа основных фондов, высокий уровень терроризма в ЮФО, шлейф криминального региона и т.д.) перекрывают позитивную составляющую.
В связи с этим председатель правления НАПИ Игорь Вдовин и министр экономики области Виктор Дерябкин в начале февраля объявили о проведении конкурса «За вклад в будущее Ростовской области». Как сообщил господин Вдовин, изначально премию предполагалось вручать журналистам, освещающим вопросы инвестиционной активности в регионе, однако в процессе разработки концепции повышения инвестиционной привлекательности области специалисты НАПИ столкнулись с необходимостью привлечения к созданию привлекательного имиджа Донского региона не только журналистов, но и дизайнеров, специалистов в области PR и рекламы и т.д. Поэтому кроме журналистских работ жюри конкурса будет также выбирать лучшие слоган, логотип и инвестиционную визитную карточку области.