На прошлой неделе в Самарской области дан старт проекту, который, несомненно, позволит сделать шаг на пути области к интеграции в мировое сообщество.
Руководители области и города Тольятти, компаний и предприятий-инвесторов, представители Минтранса России, Немецкого консорциума консультантов и "Бусс Холдинга" (Гамбург), а также ряда других организаций и компаний подписали Меморандум о строительстве в области мультимодального контейнерного терминала (МКТ) по обработке грузов и контейнеров.
Обсуждение строительства в Самарской области мультимодального контейнерного терминала (МКТ) - своеобразного координирующего грузы центра на международной трассе "Север - Юг" - впервые началось около года назад. Рассматривалось несколько площадок, и оптимальным местом признана территория речного порта Тольятти.
Справка. Работы по созданию Самарской логистической транспортной системы начаты в 1995 году по решению губернатора Самарской области г-на Титова (постановление N 407 от 26.12.1995). Тогда же разработан реинжиниринговый проект по созданию в области логистической системы ("Региональный логистический центр в Самарской области"). В декабре 1997 года специально для этой работы создается ОАО "Волгатранстерминал" (ВТТ). В настоящее время ВТТ и осуществляет создание принципиально нового для внутренних регионов России объекта транспортной инфраструктуры - мультимодального контейнерного терминала-депо в рамках федеральной целевой программы "Модернизации транспортной системы России в 2002-2010 гг.".
Предпроектный анализ финансировался из областного бюджета. Дальнейшие работы (разработка эскизного проекта, включая составление бизнес-плана МКТ) будут финансироваться из областного и федерального (Минтранспорта РФ) бюджетов и, возможно, из бюджета РАО "РЖД".
На первом этапе в 2004 году планируется выстроить логистическую систему формирования контейнерных потоков, разработать бизнес-план по строительству двух-трех речных контейнеровозов большой грузовместимости и двух универсальных сухогрузных судов типа "река-море" (около 23 млн. долл.), строить которые предполагается в Волгограде или Нижнем Новгороде. В 2005 году предполагается реализовать проект ВТТ о региональном логистическом центре.
Министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Правительства Габибулла Хасаев подчеркнул: появление новых технологий в области логистики - это, прежде всего, создание рабочих мест в области и Тольятти, развитие сферы услуг и еще один налогоплательщик.
Проект внесен в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России в 2002-2010 гг.", в подпрограммы "Международные транспортные коридоры" и "Внутренний водный транспорт". И, естественно, в "Программу экономического и социального развития Самарской области на 2004-2008 гг.". В перспективе - развитие экономических взаимоотношений со странами Средиземноморского бассейна через порты Украины (Одесса, Ильичевск), с направлением на Транссиб через Екатеринбург и обратно. В навигационный период сухогрузы будут осуществлять линейные перевозки как внутри области, так и между портами России, Европы и Ирана. Генеральный директор ЗАО "Куйбышевазот" (управляющая компания ОАО "Порт Тольятти") Виктор Герасименко считает, что "возможности производственных мощностей порта представляют собой перспективную базу для реализации проекта МКТ".
Международная финансовая корпорация "Немецкий трастовый фонд" (МФК-НТФ) желала бы рассмотреть свое 25%-е участие в инвестировании данного проекта и синдицировании кредита при условии, что инициирующие стороны своими материальными и денежными активами сумеют обеспечить 20% общей стоимости первой ступени проекта МКТ (около 5 млн. дол.).
По мнению директора основного инициирующего инвестора (компании "Бусс Холдинг ГМБХ и Ко.КГ", Гамбург, Германия) доктора Йоханна Килингера, "проект имеет все условия для реализации". Господин Килингер считает также, что прежде всего этому будет способствовать хорошо развитая в Самарской области железнодорожная инфраструктура, которая "поможет интегрировать МКТ в международную систему перевозок".