Выступление президента ОАО "РЖД" Геннадия Фадеева на всероссийской видеопресс-конференции 30 сентября 2004 года
Добрый день, дорогие друзья, уважаемые представители средств массовой информации регионов Российской Федерации!
По данным, поступившим с мест, в студиях управлений и отделений железных дорог на видеопресс-конференции присутствуют свыше 700 представителей средств массовой информации. Год назад, когда "Российские железные дороги" только начали свою работу в статусе открытого акционерного общества, на подобной пресс-конференции было около 400 человек. Это говорит о растущем интересе к деятельности нашей компании со стороны средств массовой информации, широких слоев общественности.
Для меня как президента крупнейшей железнодорожной компании мира, компании, выполняющей государственные цели и задачи, очень важно ваше мнение в отношении перспектив и направлений развития железнодорожного транспорта России.
В течение всей прошлой недели из разных регионов страны к нам поступило свыше 300 вопросов от журналистов более 250 средств массовой информации. Я думаю, что на многие из этих вопросов вы сможете получить ответы из моего короткого вступительного слова, а затем мы сможем перейти к дискуссии.
С момента создания открытого акционерного общества "Российские железные дороги" прошел год. Это был один из самых сложных и ответственных периодов в истории железнодорожного транспорта России. Мы обязаны были не только запустить новые организационные и финансовые механизмы управления всей сетью железных дорог России. Необходимо было продемонстрировать как руководству страны, так и российскому и мировому бизнес-сообществу, что мы становимся крупнейшей железнодорожной бизнес-структурой в форме открытого акционерного общества. Результаты первого года работы показывают, что компания на правильном пути.
С первых дней работы нам удалось создать устойчивую динамику роста производственных и финансовых показателей. Рост грузооборота по сети составил свыше 8 процентов, пассажирооборота - более 6 процентов. Обеспечена устойчивая рентабельная работа по грузоперевозкам.
Результаты деятельности компании позволили получить международное признание мировых рейтинговых агентств, "Российским железным дорогам" установлен самый, высокий рейтинг кредитоспособности среди российских компаний на уровне "Суверенного". Это свидетельствует о высоком уровне открытости акционерного общества, прозрачности его финансовых операций, повышает доверие к компании, обеспечивает доступ к международному рынку долгового капитала, поскольку без рейтинга эмиссия еврооблигаций невозможна. Разработана и утверждена Советом директоров компании Стратегическая программа развития ОАО "РЖД" до 2010 года. Это, nо-сути, "конституция" нашей компании, стоимость реализации которой составляет 1 триллион 900 миллиардов рублей. Хочу подчеркнуть, что это в основном собственные средства компании.
Выполнение Стратегической программы - это прямое участие нашей компании в решении поставленных задач по удвоению ВВП.
Важнейшей составляющей Стратегической программы являются региональная политика компании, формирование взаимовыгодных партнерских отношений акционерного общества с регионами, проектные инвестиции в региональный бизнес, направленные не только на повышение производственно-экономической эффективности работы компании, но и на обеспечение роста уровня жизни в регионах.
Вся история российской государственности подтверждает аксиому: сильная Россия - это сильные регионы. Железные дороги всегда играли особую роль в жизни государства, были важнейшим транспортным каналом, связывающим воедино обширные территории России. От эффективной работы отрасли во многом зависят укрепление единого экономического пространства, повышение инвестиционной привлекательности страны.
Железнодорожный транспорт - ключевое звено в экономике страны. Развитие его инфраструктуры остается важнейшим направлением курса реформ, проводимых Президентом и Правительством РФ.Но все мы должны понимать, что конечная цель этого реформирования - не только математические выкладки объемов перевозок и семизначных нолей прибыли. Это реальное улучшение уровня жизни людей в регионах, успешное выполнение социальных программ.
Бизнес ОАО "РЖД" - это бизнес социально ответственный. И в каждом заключенном нами контракте: будь-то производство новых колес, обновление локомотивного и вагонного парка, создание совместных предприятий по перевозкам, таких как "Русская тройка" на Дальнем Востоке, - во всех наших действиях заложена социальная составляющая. Это и новые рабочие места, и налоговые отчисления в региональные бюджеты, которые в результате перераспределения трансформируются в программы социальной поддержки населения, развития малого и среднего бизнеса. Это и организация пассажирского сообщения: как пригородного, так и межрегионального.
Каковы итоги и перспективы нашего сотрудничества с регионами? На данный момент наша компания сотрудничает с 77 из 88 субъектов Российской Федерации. На территории 33 субъектов Российской Федерации находятся инфраструктура двух и более железных дорог, не считая других филиалов компании.
Основой партнерских отношений ОАО "РЖД" с администрациями субъектов Российской Федерации являются соглашения.
В настоящее время дороги уже приступили к подписанию документов на 2005 год, регламентирующих нашу совместную работу. Своевременное подписание соглашений с включением в них обязательств по реализации инвестиционных проектов создает благоприятные условия для их осуществления - за счет формирования бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом интересов компании, а также включения их в инвестиционную программу ОАО "РЖД" на 2005 год.
В целях совершенствования взаимодействия с региональными органами власти разработан проект долгосрочного Генерального соглашения между нашей компанией и субъектами Российской Федерации, который одобрен Правлением и Советом директоров компании, согласован с Федеральной антимонопольной службой и направлен в администрации регионов на рассмотрение. В результате проведенной работы от 17 региональных органов власти получено согласие на подписание Генерального соглашения с незначительными коррективами.
Новой тенденцией в корпоративной региональной политике на современном этапе является переход от соглашений к заключению договоров по конкретным видам деятельности между ОАО "РЖД" или железными дорогами - филиалами компании с администрациями субъектов России.
Взяв курс на выполнение всех налоговых обязательств в полном объеме, как текущих, так и по реструктуризации налоговой задолженности, "Российские железные дороги" являются одним из бюджетообразующих предприятий многих регионов страны. Доля налоговых отчислений, например, в бюджете Читинской области составляет 30 процентов, Амурской области - 25 процентов, Республики Бурятия - 17 процентов, Воронежской области - 12 процентов, Хабаровского края - 11 процентов.
Традиционно субъекты Российской Федерации участвуют в совместном строительстве и реконструкции объектов компании. В этом году 19 субъектов Российской Федерации участвуют в финансировании строительства и реконструкции объектов компании на 9 железных дорогах. Уже пущены в эксплуатацию вокзалы в Челябинске, Лабытнангах, готовится к открытию реконструированный вокзал в Томске, полным ходом идут работы в Ижевске.
Первостепенное значение приобретает решение поставленной задачи по использованию научно-производственного потенциала регионов для обеспечения интересов компании. Подписаны основополагающие документы с органами власти Республики Чувашия, Удмуртской Республики, Челябинской и Свердловской областей, субъектами Дальневосточного, Южного и Северо-Западного федеральных округов.
Проработано подписание документов, определяющих дальнейшее развитие взаимоотношений с промышленными предприятиями Свердловской области, и в первую очередь с Уральским заводом железнодорожного машиностроения.
Таким образом, создание системы взаимодействия ОАО "РЖД" с субъектами Российской Федерации позволит:
- проводить согласованную с субъектами Российской Федерации транспортную политику;
- обеспечить наиболее полное представление интересов ОАО "РЖД" в региональных целевых программах, затрагивающих развитие транспортного комплекса, в том числе актуализацию Транспортной стратегии России с учетом интересов ОАО "РЖД";
- конкретизировать выполняемые государственные обязательства ОАО "РЖД" в регионах как коммерческой компании;
- развивать инфраструктуру железных дорог с учетом интересов субъектов Российской Федерации;
- сформировать систему возмещения выпадающих доходов от оказания услуг в соответствии с законодательством и наладить бюджетное обеспечение убыточных видов деятельности и сократить объемы убытков от них;
- привлечь дополнительный объем инвестиций из федерального, региональных и муниципальных бюджетов, а также внебюджетных источников.
Особое внимание хотелось бы обратить на взаимодействие нашей компании с регионами Дальнего Востока, Крайнего Севера и Юга страны. Развитие экономики этих регионов, их скорейшая интеграция в единое экономическое пространство страны имеют огромное геополитическое значение. На прошлой неделе Правление компании одобрило проект создания на паритетных началах совместного предприятия с Дальневосточным морским пароходством "Русская тройка". Уставный капитал этого предприятия составит 16 миллионов долларов США. Еще свыше 45,4 миллиона долларов планируется дополнительно привлечь из внешних источников финансирования. "Русская тройка" сможет использовать агентскую сеть в 15 странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Этот проект предусматривает для клиента возможность сокращения тарифов за счет предоставления "сквозного сервиса" и сокращения промежуточных участников процесса перевозок в нежелезнодорожной составляющей сквозной ставки. На первом этапе эксплуатации возможно снижение тарифа на уровне 13 процентов, а с приобретением судов выгода клиента может достичь 18 - 20 процентов от суммы существующих по отдельности ставок "агент - море - экспедитор -железная дорога - агент".
Создание "Русской тройки" - это не только увеличение объемов грузовых транзитных перевозок по Транссибу. Это и развитие всей экономической инфраструктуры на Дальнем Востоке, это, в конечном счете, улучшение уровня жизни населения на всем пути следования груза.
Мы приняли совместное с администрацией Хабаровского края решение - вторую очередь мостового перехода через реку Амур сооружать в полном объеме, вместе с автомобильной частью, через которую проходит автодорога Москва - Находка. Это позволит полностью обеспечить растущий грузопоток Транссиба на много десятилетий вперед.
Увеличение объемов инвестиций в среднесрочной перспективе на дальневосточном направлении связано с тем, что железнодорожная инфраструктура востребована в связи с недостатком мощностей трубопроводного транспорта. Этот момент необходимо использовать, чтобы закрепить экспорт нефти за железнодорожным транспортом и с помощью гибкой системы тарифообразований постараться сохранить эти объемы на перспективу.
Неуклонный рост российско-китайской торговли стимулирует увеличение железнодорожных перевозок. В сентябре 2004 года на крупнейшем между Россией и Китаем железнодорожном пограничном переходе Забайкальской железной дороги за сутки впервые было передано 17 пар грузовых поездов.
Развитие грузовых перевозок по Транссибу и БАМу позволит решить проблему интеграции Дальнего Востока через рентабельную Сибирь с экономически развитыми районами центра России, что обеспечит экономическую целостность страны. Этой задаче посвящено и развитие международных транспортных коридоров, и в этом направлении мы работаем с нашими зарубежными партнерами.
Подписанное на днях соглашение в Берлине с компанией "Дойче Бан" дает возможность выхода на западноевропейские рынки, а перспектива объединения Транссиба и Транскорейской магистрали позволит нам интегрироваться в экономическое пространство стран Юго-Восточной Азии. А это, в свою очередь, новые контракты, приток инвестиций, создание новых рабочих мест.
Проблема трудовой занятости населения особенно остро ощущается в южных регионах Российской Федерации, и в первую очередь на Северном Кавказе. Ее решение как раз и позволяет достичь той самой социальной стабильности, о необходимости которой неоднократно заявляло руководство нашей страны. Наша компания немало сделала в тех субъектах Федерации, которые пока еще называют очагами социальной напряженности.
Наверное, многие из вас писали и рассказывали об открытии этой весной прямого пассажирского сообщения между Москвой и Грозным. Но это событие было лишь видимой всем верхушкой того айсберга огромной работы, которую провела наша компания по восстановлению всей инфраструктуры железнодорожного хозяйства в Чеченской Республике.
Мы смогли фактически заново создать депо Гудермес как основное локомотивное предприятие в Чеченской Республике по обеспечению грузовых и пассажирских перевозок. С вводом этого локомотивного депо 500 семей уже сегодня получили устойчивый заработок, стабильную работу. Завершаются работы по восстановлению жилых домов на станциях Гудермес, Герзель, Солкушино, Червленная-Узловая, Наурская, Ищерская. Начаты работы по восстановлению жилых домов на станции Грозный.
Сегодня представляется очевидным, что путь к стабилизации в Южном федеральном округе лежит через развитие экономики региона, создание условий для малого и среднего бизнеса. Помимо прямых инвестиций в решение социальных задач одним из этих условий, несомненно, можно считать развитую сеть железных дорог в регионе. В ближайших планах компании - восстановление движения по южному ходу Назрань - Слепцовская -Ермоловский - Грозный и создание железнодорожной ветки Грозный -Махачкала - Баку.
Проблема занятости населения характерна и для районов Крайнего Севера. Здесь мы намерены использовать принцип государственно-частного партнерства на основе концессионных соглашений.
Уже в этом году, используя данные принципы, ОАО "РЖД" совместно с "Газпромом" и другими заинтересованными инвесторами готовит проект развития транспортной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе для освоения перевозок газа и углеводородов. Совместная реализация этого проекта двумя естественными монополиями позволит обеспечить реальное наполнение бюджетов всех уровней.
Подобный подход позволит не только активизировать освоение месторождений, но и снизить инфраструктурную составляющую в расходах по каждому отдельно взятому проекту и получить положительный макроэкономический эффект для экономики регионов и страны в целом.
Предполагается также, что компании "Надымгазпром", "Уренгойгазпром" и "Газпромтранс" примут участие в достройке и дальнейшей эксплуатации железнодорожных участков на севере Тюменской области. Кроме того, мы вместе с "Газпромом" договорились о подготовке и выполнении совместного проекта по использованию сжиженного и сжатого газа в качестве моторного топлива для наших локомотивов. Причем в первую очередь это будут локомотивы нового поколения со значительно более высокими энергетическими показателями.
На обновление парка подвижного состава в 2004 - 2006 годах предполагается направить собственные средства компании в размере 82,1 миллиарда рублей, из них на приобретение нового подвижного состава 38,5 миллиарда рублей. Кроме того, планируется приобретение подвижного состава с использованием механизма лизинга на сумму 50 миллиардов рублей.
Первые результаты реализации программы отечественного локомотивостроения многие из вас могли видеть на Коломенском заводе 14 июля 2004 года. Именно в этот день состоялась презентация первого российского грузового тепловоза, изготовленного полностью из российских комплектующих. По своим характеристикам новый тепловоз значительно превосходит грузовые локомотивы, эксплуатируемые сегодня на сети железных дорог России и стран СНГ, и сопоставим с лучшими образцами зарубежных локомотивов. Эта презентация тепловоза 2ТЭ70 стала нашим докладом Президенту России, свидетельством того, что наши слова не расходятся с делом.
По соглашению с Коломенским заводом в 2004 году объем заказа ОАО "РЖД" на предприятии достигнет 2,5 миллиарда рублей. Уже в этом году завод поставит на Российские железные дороги 34 таких тепловоза, 118 дизелей, запчасти и другую продукцию, а в последующем объемы заказов будут увеличиваться. А это значит, что тысячи работников этого завода и члены их семей будут знать, что на ближайшие годы у них будут гарантированная работа и постоянно растущие доходы.
Можно привести в пример и наше сотрудничество с Выксунским металлургическим комбинатом, с которым мы заключили контракт более чем на миллиард долларов на поставку колес повышенной прочности, контракт с чебоксарским предприятием "Промтрактор-Промлит" на производство стального литья, боковых рам и надрессорных балок. Поднимая тяжелое транспортное машиностроение, мы тем самым развиваем и научно-технический комплекс, внедряем новые технологии, а это значит, что сотни тысяч наших ученых, инженеров, разработчиков, тех, кто находился в вынужденном бездействии и простое, смогут найти применение своим знаниям и своему таланту.
Имея мощность 8000 лошадиных сил, коломенский тепловоз предназначен для вождения тяжеловесных составов массой до 6000 тонн. Это особенно актуально как для растущих объемов перевозок нефти в Китай на забайкальском направлении, так и для движения контейнерных поездов по открывшемуся этим летом транспортному коридору "Север - Юг" через порт Оля на Каспии.
Усиление влияния России на Каспии Президент России В.Путин назвал одной из приоритетных для нашей страны задач. Строительство железнодорожных подходов к порту Оля послужило реальным вкладом со стороны компании "Российские железные дороги" в увеличение объемов внешней торговли страны.
Через Каспий Россия выходит на рынки с общим населением около полутора миллиардов человек. Одним из самых перспективных в портовой индустрии области является новый морской торговый порт Оля. Правительством Российской Федерации он отнесен к категории важнейших федеральных объектов и включен в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России". Выгодное географическое положение порта Оля дает возможность круглогодично осуществлять перевалку грузов, обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали.
Ввод в эксплуатацию железнодорожного подъездного пути к порту Оля протяженностью 50 километров позволил сократить время в пути от индийского города Мумбая до Москвы на 10 - 15 суток против маршрута через порты Балтии и уменьшить стоимость доставки грузов более чем на 10 процентов, что позволяет прогнозировать увеличение объемов перевозок на данном направлении.
Если говорить в целом, то объем перевозок в направлении портов России с октября 2003 по август 2004 года увеличился на 22,7 процента, или на 27,8 миллиона тонн, и составил 150,6 миллиона тонн. А это самым непосредственным образом сказывается на социально-экономическом положении людей в тех регионах, через которые проходят эти транспортные коридоры, через которые проходят наши железные дороги.
На этом я хотел бы завершить свое вступительное слово. Надеюсь, что я уже ответил на часть ваших вопросов, и мы можем перейти к дискуссии.
***
Откровенный разговор
Среди наиболее интересных был вопрос представителя газеты "Южно-Сахалинск сегодня". Он интересовался будущим Сахалинской железной дороги, ее техническим оснащением в связи с перешивкой магистрали на колею 1520 миллиметров, несоответствием тарифов на перевозки с общесетевыми.
Президент компании напомнил, что в прошлом уже были попытки создать новые железнодорожные подходы к Татарскому проливу и соорудить через него мост (или тоннель). Проработки технико-экономического обоснования проекта показали его гигантскую стоимость и неокупаемость. Но даже если бы на Сахалин пришел новый мостовой переход, он уперся бы в потрепанную узкую колею. Поэтому принято решение провести реконструкцию железной дороги с перешивкой колеи на общероссийский стандарт. Начали с искусственных сооружений, и на сегодня ряд объектов уже принят в эксплуатацию. В 2006 году дорога полностью перейдет на отечественную колею и универсальный подвижной состав.
Что касается тарифов на перевозки, причем не только железнодорожным, но и автомобильным, и водным транспортом, то они исторически сложились на уровне, втрое превышающем среднесетевой. "Российские железные дороги" направили в соответствующие органы предложения по снижению тарифов на свои услуги в этом регионе, но из-за бюрократических проволочек решения по этим предложениям до сих пор нет.
Кузбасс дает половину объемов всей погрузки сети дорог. Поэтому закономерным был вопрос корреспондента газеты "Честное слово" о том, как реализуется Программа развития и совершенствования технологии магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002 - 2005 годы?
Геннадий Фадеев ответил, что все договоренности компании с частным бизнесом, в том числе с Ерунаковскими разрезами, "Южкузбассуглем", выполнены. И это очень важно. Ведь Кузбасс политизированный регион, к пульсу которого прислушивается вся страна. Пока не было ни одной жалобы на невнимание к транспортным проблемам. А ведь этот промышленный гигант поднял планку добычи угля почти до 160 миллионов тонн в год. И шахтерский рекорд поддержан четкой работой железной дороги, построены новые подъездные пути, которые ускоряли выход поездов на Транссиб. Для этого были объединены усилия угольщиков и железнодорожников.
Свои наболевшие вопросы задали приволжане. В частности, поинтересовались, насколько улучшилось качество предоставляемых услуг клиентам.
Картина изменилась в лучшую сторону, но пока не настолько, как хотелось бы, сказал Фадеев. Но то, что не менее 95 процентов груза доставляется вовремя, характеризует качество этой работы. Внедряются новые системы электронного документооборота. На недавнем заседании Правления ОАО "РЖД" принята специальная программа об изменении взаимоотношений с клиентурой в области планирования вагонопотоков.
Особое внимание отводится в связи с этим и развитию логистики.
- У нас разработана эта технология в Новороссийске, -сказал глава компании, - в первую очередь для перевозки металла с Магнитки в порт. Логистические методы позволяют сбалансировать портовые мощности и подвод поездов. Подобные логистические центры сейчас создаются в Санкт-Петербурге, Владивостоке, но эту работу надо тиражировать быстрее.
Журналистов столичного региона больше всего интересовали вопросы совершенствования пассажирского комплекса сети, перспектив его развития.
Надо сказать, что глава компании при удобном случае всегда старается пообщаться с пассажирами на вокзалах. Недавняя встреча состоялась на Ярославском. Люди сразу узнали Геннадия Матвеевича, окружили, стали благодарить за те новшества, преимущества которых в полной мере ощутили на себе столичные жители. Это интермодальная система Павелецкий вокзал - аэропорт Домодедово, скоростные поезда "Спутник" от Мытищ до Ярославского вокзала и другие.Но Фадеева больше интересовали недостатки сервиса, о чем он прямо спросил собеседников. И лишь одна женщина высказала претензию, что поезд на Архангельск теперь отправляется из Москвы слишком поздно. Но тут же добавила: зато уровень обслуживания в нем значительно вырос!
Вспомнил президент ОАО "РЖД", как, еще будучи начальником Московской дороги, получил письмо с лучшей оценкой работы магистрали: "Впервые в электропоезде я почувствовала себя человеком!" Ради такого, наверное, стоит жить и работать...
И потому не случайно опыт столичной магистрали по организации пригородного сообщения тиражируется на всю сеть.
Что же касается перевозок в дальнем следовании, то уже более десяти лет идет разговор о необходимости ухода от перекрестного субсидирования, то есть возмещения его расходов за счет грузовых. Однако, по словам Геннадия Фадеева, вопрос этот должен в первую очередь решаться не в коридорах ОАО "РЖД", а в Правительстве. В новейшей истории России все кабинеты министров желали подойти к этому шагу, но он так и не был сделан. И в проекте бюджета государства на будущий год, принятого Госдумой в первом чтении, на возмещение расходов пассажирского комплекса снова не предусмотрено ни копейки.
Но во вступительном слове глава отрасли назвал деятельность ОАО "РЖД" социально ответственным бизнесом. И потому обещал, что и в дальнейшем железные дороги, несмотря на отсутствие поддержки со стороны государства в течение последних 15 лет, будут совершенствовать пассажирский комплекс. И тарифы на социально значимые перевозки - в общих и плацкартных вагонах, которых около 70 процентов пассажирского парка, - будут выдерживаться в рамках, "доступных каждому гражданину страны".
В заключение Геннадий Фадеев сердечно поблагодарил журналистов за участие в видеопресс-конференции, внимание к проблемам отрасли и выразил надежду на дальнейшее обоюдовыгодное сотрудничество.