Нефтезамещение "ЮКОСа"

Перерыв в поставках нефти китайской госкорпорации CNPC продлится до 20 октября, заявил президент РЖД Геннадий Фадеев. Но "ЮКОС", прекративший с 1 октября экспорт нефти в адрес CNPC, не намерен возобновлять сотрудничество с CNPC. Вместо него, считают эксперты, поставками нефти в Китай может заняться "Сургутнефтегаз".

Согласно подписанному правительствами России и Китая соглашению, нефть в КНР продает только "ЮКОС". На 2004 год предусмотрены поставки 6, 3 млн. тонн, из них 2, 5 млн. тонн - частной компании "Sinopec" и 3, 8 млн. тонн - государственной корпорации "China National Petroleum Corporation" (CNPC). Но в середине сентября "ЮКОС" заявил о сокращении экспорта нефти в Китай на том основании, что счета нефтяной компании заблокированы и она не сможет оплатить таможенные пошлины и услуги компании "Российские железные дороги". Ограничения коснутся только CNPC, которая в этом году недополучит 1 млн. тонн из заявленных 3, 8 млн.

Впрочем, кое-кому компания все же платит. Так, судоходная речная компания "Волготанкер" получила от "ЮКОСа" оплату за перевозку нефти и нефтепродуктов до конца октября, сообщил "Интерфаксу" в минувший четверг Андрей Клейменов, вице-президент по связям с общественностью ООО "Волготанкер АМС", управляющей компании группы "Волготанкер".

Доля нефти "ЮКОСа" в перевозках "Волготанкера" в настоящее время составляет 52%, при этом четыре года назад она достигала 86%. Представители "Волготанкера" ранее сообщали о том, что компания, как и РЖД, не будет перевозить нефть "ЮКОСа" в кредит.

"Sinopec" согласилась взять на себя предэкспортное финансирование поставок нефти по следующей схеме: китайская нефтяная компания берет на себя таможенные и транспортные затраты за октябрь, а "ЮКОС" получит деньги за поставленную в Китай нефть за вычетом суммы, которую "Sinopec" потратит на предэкспортное обслуживание сделки.

В "ЮКОСе" тогда заявили, что CNPC отказалась работать с ним по этой схеме, поэтому в адрес этой китайской госкорпорации с 1 октября экспорт нефти прекратится. CNPC эту информацию опровергла. Россия надеется, что сотрудничество с CNPC прервалось ненадолго. Об этом заявил в минувший четверг журналистам президент РЖД Геннадий Фадеев. По словам Фадеева, перерыв в отгрузке нефти для CNPC продлится максимум до 20 октября.

Но президент РЖД не пояснил, каким образом возобновится экспорт нефти в Китай. Зато вице-президент ЗАО "ЮКОС-РМ" по транспорту и логистике Александр Сапронов официально заявил "Газете. Ru", что компания не рассматривает возможность возобновления сотрудничества с CNPC. Представитель "ЮКОСа" пояснил, что в сложившейся ситуации компании нужно "мобилизировать средства для погашения налоговой задолженности путем сокращения издержек на экспорт нефти в Китай".

Китайская государственная нефтегазовая корпорация CNPC направила в адрес НК "ЮКОС" письмо с требованием строго соблюдать подписанные между двумя компаниями соглашения о торговле нефтью и в кратчайшие сроки возобновить поставки нефти для CNPC. В настоящее время, отмечается в нем, CNPC предприняла шаги по увеличению импорта нефти из других источников, и "временная приостановка" поставок нефти "ЮКОСа" не сможет оказать влияния на ситуацию со снабжением нефти в Китае.

Но аналитики считают, что в отношениях "ЮКОСа" и CNPC больше политики, нежели экономики. Сергей Ежов из Топливно-энергетического независимого института говорит, что, вероятнее всего, "ЮКОС" спекулирует контрактом с китайской госкорпорацией, пытаясь добиться разблокирования своих счетов.

Вряд ли правительство согласится пойти на уступки "ЮКОСу". По словам господина Сапронова, российское правительство и китайская госкорпорация уже наверняка начали переговоры с другими поставщиками нефти.

При этом в поиске альтернативного экспортера в Китай больше заинтересована российская сторона, поскольку CNPC без нефти не останется. Как заявила в минувший четверг китайская нефтяная корпорация, она надеется увеличить импорт сырья через морские порты. У России пока что нет на Дальнем Востоке ни нефтеналивных терминалов, ни сколько-нибудь существенной добычи. Поэтому китайской стороне придется искать других поставщиков, которых она, скорее всего, легко найдет среди своих соседей по региону.

Россия же немедленных экономических потерь от прекращения поставок нефти CNPC не понесет, но в дальнейшем нынешний сбой в поставках может помешать работе российских компаний на перспективном и постоянно растущем китайском рынке. Поэтому российское правительство наверняка попытается уговорить одну из отечественных нефтяных компаний заменить "ЮКОС" в контракте с китайской госкорпорацией. Замдиректора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов отмечает, что российские нефтяники всячески открещиваются от этой перспективы, поскольку экспорт нефти в Китай железной дорогой - на грани рентабельности: перевозка одной тонны нефти стоит $80 при цене $256 за ту же тонну.

"Сургутнефтегаз" официально заявляет: кроме имущественного комплекса Талаканского месторождения и акций ОАО "Ленанефтегаз", соглашение о приобретении которых было подписано между НК "ЮКОС", ОАО "Саханефтегаз" и ОАО "Сургутнефтегаз" в марте нынешнего года, намерений по приобретению других активов НК "ЮКОС" в планах ОАО "Сургутнефтегаз" нет. Об этом говорится в распространенном 30 сентября официальном сообщении компании.

Поэтому правительство может надеяться на исключительно лояльные нефтяные компании.Например, "Роснефть" с "Газпромом" или "Сургутнефтегаз".

Нефтяной аналитик ИК "Проспект" Дмитрий Мангилев считает, что более всего для замены "ЮКОСа" подходит "Сургутнефтегаз", поскольку месторождения компании находятся в Ханты-Мансийском АО, то есть везти недалеко. Нефть, добываемую в Сургутском районе и отправляемую на переработку в Кириши Ленинградской области, "Сургутнефтегаз" мог бы отправлять в Китай.

Пресс-секретарь "Сургутнефтегаза" Раиса Ходченко отказалась подтвердить или опровергнуть наличие переговоров между правительством и нефтяной компанией об экспорте нефти в адрес CNPC. "Я не располагаю такой информацией", - заявила госпожа Ходченко "Газете. Ru".

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости