Тенденции изменились

Накануне Нового года состоялась встреча генерального директора ФГУП «Почта России» Игоря Аркадьевича Сырцова с представителями средств массовой информации

Добрый день! Прежде всего, разрешите вас поздравить с наступающим Новым годом и пожелать всего наилучшего в предстоящем году. Безусловно, сегодня на нашей встрече, провожая год уходящий, хотелось бы подвести его итоги и поговорить о том, что нас ждет в следующем году.

Чем же интересен год, который сейчас заканчивается, для почты? Во-первых, в этом году появилось наше предприятие. Если раньше Почта России было понятием в основном нечто обобщающим, сама почта состояла из ассоциаций независимых юридических лиц, то, как вы помните, в 2002 году Правительство приняло решение провести реструктуризацию организации федеральной почтовой связи, и в соответствии с принятой концепцией, в феврале 2003 года было зарегистрировано Федеральное Государственное Унитарное предприятие “Почта России”. Вот сегодня у нас 25 число и я могу сказать, что на 25 декабря Почта России – это уже 21 тысяча работающих непосредственно в предприятии, обслуживающих клиентов, представляющих полный комплекс всех услуг почтовой связи в четырех регионах. То есть самый главный итог уходящего года, то, что процесс реструктуризации, присоединения и начала операционной деятельности был запущен и есть уже первые результаты.

Следующий шаг, который мы ожидаем, должен произойти в начале следующего года – это присоединение еще 35 регионов и увеличение численности работающих в предприятии примерно до 150 тысяч, практически 50% численности Почты России, а также и объемов предоставляемых услуг.

Один из главных вопросов, которые перед нами на сегодняшний день стоит,- это изменение показателей работы почты. В первую очередь – это сроки прохождения корреспонденции. Очень много нареканий, справедливой критики мы получаем за довольно большие сроки прохождения корреспонденции, и даже при том, что контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции в России очень большие, объективно, даже эти контрольные сроки выдерживаются далеко не всегда. Но абсолютно понятно, что если ничего не менять в технологической оснащенности и в технической оснащенности почты, коренным образом изменить эту ситуацию невозможно. Поэтому, уже сегодня мы работаем над концепцией создания автоматизированных центров сортировки письменной корреспонденции. На сегодняшний день на российской почте практически 95% письменной корреспонденции сортируется вручную. Старая техника пришла в негодность, не соответствует современным требованиям - изменены стандарты конвертов, да и, честно говоря, потоки, которые на протяжении последних лет обрабатывались почтой, не нуждались в автоматической сортировке.

Так же идет работа по модернизации существующей системы магистральной перевозки почты. Это тоже требует довольно серьезной модификации и трансформации. Традиционно в Советском Союзе и, естественно, в России почта преимущественно перевозилась железнодорожным транспортом. И сегодня эта ситуация сохраняется, хотя проблемы в обеспечении качества транспортировки с каждым годом возрастают. Во-первых, начнем с того, что подавляющее количество почтовых вагонов, которые сегодня находятся на маршрутах входят в состав почтово-багажных поездов, сроки перемещения которых чрезвычайно большие. Следовательно, увеличивается и срок прохождения почтовых отправлений. Во-вторых, по многим маршрутам существует нерегулярность движения или крайне редкая периодичность этого движения. Есть направления, где поезда ходят раз в неделю или раз в две недели. Все это время почта вынуждена ожидать следующего рейса и лежать на почтовых предприятиях.

В 2003 году мы запустили первый пилотный проект, который в первую очередь направлен на получение опыта, на проработку всех этих вопросов. Мы арендовали грузовой самолет, и он был запущен на регулярный специализированный почтовый маршрут. Надо сказать, что, наверное, психологические результаты этого проекта пока превосходят экономические, потому что маршрут этого самолета пролегает в основном по северным труднодоступным районам. Я могу сказать, что из Москвы он летит в Норильск, оттуда в Якутск, потом в Анадырь, Камчатку, Владивосток, Хабаровск и уже по югу Сибири возвращается в Москву. Вот сам факт перелета, появления специализированного рейса, например, в Якутске вызвал очень необычную и восторженную реакцию жителей. Просто они не помнят такого, чтобы в Якутск прилетал специализированный почтовый рейс.

Таким образом, мы, во-первых, сокращаем сроки прохождения корреспонденции, во-вторых, мы в значительной степени увеличиваем свои возможности по развитию логистики.

Параллельно идет работа над созданием специализированного подразделения в системе магистральной транспортировке почты, которое будет заниматься магистральными автомобильными перевозками. Надо сказать, что опыт в российской почте по автомобильным магистральным перевозкам не нов. Есть сегодня такой опыт и в значительной части почтовых операторов мира. Мы используем такой вариант в европейской части России.

Почта является активным участником и пользователем программы Электронная Россия. В 2003 году с помощью средств, выделенных на развитие этой федерально-целевой программы, в значительной степени были расширены и возможности почты, потому что были оборудованы узлы доступа в Интернет с довольно серьезными качественными показателями.

На эту программу в 2003 году почте было выделено свыше трехсот миллионов рублей – это уже серьезные средства, и в результате в 2004 году качество услуг в значительной степени возрастет. На этой основе будут расширяться в дальнейшем возможности и количество пунктов коллективного доступа в Интернет.

Активно идет работа над развитием нашей очень серьезной программы “Единой системы почтовых переводов”. От традиционных почтовых переводов денежных средств, которые всегда предоставляла почта, она переходит на электронные денежные переводы, т.е. магистральный трафик. Если раньше бланки денежных переводов перемещались физически, как традиционные почтовые отправления, и сроки прохождения таких денежных переводов впрямую зависели от “сроков передвижения бумаги”, то сегодня магистральный трафик переходит на электронные носители и сроки в значительной степени сократятся. Мы пока еще не декларируем контрольные сроки, но ориентир, на который мы держим направление – это 72 часа от момента направления до момента выплаты. И я думаю, что в 2004 году в первом квартале мы предложим нашим клиентам применять эту услугу по выделенным точкам, когда можно будет отправить срочные переводы, которые могут конкурировать с радиотелеграммой, в период когда через 2 – 3 часа можно будет получить деньги в другом конце страны. Сегодня у нас работает свыше 1600 точек, которые находятся непосредственно в сети, это позволяет нам обеспечить вот такое качество. Надо сказать, что развитие этой услуги позволяет нам формировать целый комплекс дополнительных услуг. Начиная от традиционно денежных переводов, заканчивая услугами по сбору денежных средств для корпоративных пользователей. Например, активно развиваются такие программы, как “федеральный клиент”. Есть, например, такие банки, которые развивают активно программу … кредитования и перед ними встает довольно острая проблема по сбору денежных средств, платежей по кредитам. И вот почта на сегодняшний день для таких клиентов стала действительно очень мощным инструментом, позволяющим оперативно собирать эти деньги, предоставлять необходимую информацию и в кратчайшие сроки получать эти денежные средства. Такие проекты будут и дальше развиваться. И мы возлагаем на это большие надежды.

С другой стороны развитие этих технологических возможностей позволяет формировать другие виды услуг, например, ту же торговлю по почте.

Вы знаете, что почта традиционно занималась оказанием таких видов услуг. В значительной степени развитие посылторга было дискредитировано и затруднено во второй половине 90-х годов. Во-первых, из-за большого количества мошенников, которые работали под видом торговли по почте, а во-вторых, из-за кризиса 98 года, потому что он привел к тому, что товары, отправленные по почте, были доставлены покупателям, а деньги, так называемый наложенный платеж за эти товары шли до отправителя несколько месяцев, а когда они пришли, компании, которые этот товар предоставили практически прослезились, потому что от этих денег практически ничего не осталось. Сегодня если мы сможем гарантировать короткие сроки прохождения, а мы сможем это проектировать, это в значительной степени будет способствовать возрождению этой услуги. И действительно сегодня эта услуга возрождается. Она будет развиваться как традиционно, так и с использованием современных методов предложения товаров, т.е. с использованием Интернета, в том числе и через наш портал. Я думаю, что в следующем году на этом портале будут и товарные предложения.

В 2003 году продолжилось развитие такого проекта, как КиберПресс@. Смысл этого проекта состоит в том, что с помощью специального оборудования мы можем в формате А3 распечатать свыше двухсот изданий практически в момент их выхода из редакции. То есть электронными каналами передаются файлы этих изданий, и они распечатываются в несколько уменьшенном формате, но в полноценном газетном варианте. И их не нужно вести через всю страну, их можно получить к утренней чашке кофе. Особенно эта услуга востребована (довольно дорогостоящая) иностранцами, и мы понимаем, что постепенно себестоимость таких изданий будет сокращаться. Во многих регионах потребность и возможность получать своевременную периодическую печать это очень хорошее преимущество и вызывает повышенный интерес. Сегодня такие пункты работают в 15 регионах и в следующем году мы будем продолжать работу, развивая эти возможности дальше.

Знаете, о наших планах можно говорить очень долго, потому что они касаются буквально всего нам необходимого. И кроме названного, еще хочу отметить работу над изменением технологии прохождения посылочной почты. Это тоже довольно важный сектор работ. Нам надо предложить нашим пользователям, рынку качественно другой вид услуги. Современное развитие посылочного сектора невозможно без предоставления услуги от двери до двери с действительно нормальным информационным обеспечением. Требование клиентов такое, чтобы за его отправлениями к нему приехали, гарантировали конкретные сроки доставки, гарантировали возможность получения информации о сроках прохождения, месте прохождения его отправления и получении подтверждении о доставке в конкретный срок.

Я думаю, что даже такими крупными мазками трудно осветить все темы и наши планы, т.е. лучше в дальнейшем ответить на ваши вопросы.

Если есть вопросы, я готов на них ответить.

— Игорь Аркадьевич, вы говорите, что планируете реорганизовать почту в новую структуру в течение 1 квартала 2004 года. Новые технологии, как известно, требуют немалых инвестиций. Какой объем инвестиций на 1 квартал 2003 года?

— То, что касается расходов на саму реструктуризацию, то мы никаких средств от государства не получали. На сегодняшний день все происходит за счет собственных ресурсов: небольших наших возможностей, но, как говорится, приходится напрягаться. Причем мы рассчитываем в ближайшее время эти средства окупить, потому что сами организационные изменения и переход к новой структуре позволяет рассчитывать на довольно значительную экономию. С другой стороны, многие вещи нам удается решить за счет небольших денег. Мы находим понимание у многих наших контрагентов, о том, что эти изменения эволюционные при всем при этом почта остается почтой, она как выполняла свои функции по предоставлению услуг как гражданам, так и государству, так и остается федеральной почтой, поэтому требовать каких-то серьезных вложений на чисто организационные расходы, наверное, неправильно.

Вместе с тем, в бюджете следующего года, что отрадно, федеральной почте выделено 20 млн. рублей на проектирование автоматизированного центра. Я считаю, что это весьма показательно, и нас это весьма обнадеживает. Еще один важный момент. В этом году Правительством была утверждена Концепция развития рынка услуг почтовой связи. Я это упустил в своем выступлении, но считаю, что это тоже один из серьезных итогов 2003 года. И сейчас дано поручение разработать федеральную целевую программу развития федеральной почты. Мы рассчитываем, что такая программа позволит нам рассчитывать на федеральные инвестиции в развитии инфраструктуры и технологических возможностей почты. Каковы будут цифры? Вы знаете, что в Концепции рынка услуг, которая разрабатывалась с привлечение зарубежных консультантов, рассчитана необходимость инвестирования в модернизацию системы магистральной перевозки порядка 350 млн. долларов. Это ориентир. Инвестиции же эти будут не только из федерального бюджета, они могут быть комбинированы. Сам факт проведения реструктуризации и создания единого предприятия вызвал очень большой интерес у бизнес-сообщества, которое работает в почтовом секторе. Когда стало известно, что эта концепция утверждена, когда предприятие было создано, я был назначен на должность генерального директора, я выдержал очень большое количество встреч с бизнесменами, которые были очень заинтересованы в сотрудничестве с таким предприятием, предлагали различные формы сотрудничества, в том числе и инвестиции. Поэтому, формы могут быть, безусловно, разные и они будут выбираться в каждом конкретном случае.

— Ожидается ли рост тарифов на универсальные почтовые услуги?

— Во-первых, я бы не говорил только о росте тарифов. Безусловно, будет рост тарифов на универсальную почтовую услугу. Это традиционное мероприятие. Тарифы эти утверждаются государством, в частности МАП, и тарифы на универсальную почтовую услугу во многом не покрывают себестоимость оказания этой услуги, но этот рост тарифов в основном связан с инфляционной составляющей, он не значителен, и покрывает только эту составляющую. При всем при этом мы, например, планируем, как это ни странно, снижение тарифов на другие услуги. Так, в наших планах снижение тарифов на денежные переводы, потому что внедрение единой системы почтовых переводов позволяет нам в значительной степени снизить себестоимость на оказание этой услуги. Сейчас я рад сообщить вам, что у нас открыт полноценный обмен между Москвой и Украиной в полном объеме электронными денежными переводами. В ближайшее время, скорее всего в начале января, мы откроем обмен с Казахстаном, и на очереди еще Белоруссия. Так же идет работа, буквально на прошлой неделе обсуждался вопрос с Азербайджаном, сегодня наши специалисты находятся в Армении. И в ближайшее время будут открываться и эти направления. В следующем году мы надеемся открыть обмен с Францией, Японией и Китаем. Я думаю, что это не полный список. Мы будем стараться расширить список предложений, в том числе и по международным денежным переводам.

— Какой процент от суммы перевода взимается за пересылку международных денежных переводов, пересылаемых по системе ЕСПП?

— Сегодня я могу сказать следующее: эти переводы очень дорогие. 12% стоил международный денежный перевод. При внедрение электронного денежного перевода, пошли на первое сокращение, вот, например, с Киевом, мы установили 10%, но я думаю, что и эту планку может быть мы очень серьезно снизим, потому что она пока еще не конкурентоспособна. Надо просто отработать нормальную технологию, быть уверенными, что мы можем предложить услугу качественного уровня, и сокращение будет очень существенное.

— Будет ли сохранена прежняя технология пересылки денежных переводов на региональном уровне?

— Мы будем отказываться от других технологий. Если говорить о системе денежных переводов внутрироссийских, с первого января весь магистральный трафик мы переводим на электронный носитель.

— Использует ли Почта России аренду каналов, если да, то чьи это каналы и сколько?

— Сегодня мы используем самые разнообразные каналы, потому что по факту, нужно понять, что в России не может существовать только одной такой возможности. Конечно, самыми главными нашими контрагентами являются “Связьинвест” и “Ростелеком”, это понятно. Потому что эти структуры имеют наиболее разветвленную сеть, и связи наши традиционные, потому что мы вышли из одной системы и работаем в рамках одного министерства. Но это не значит, что они имеют эксклюзивное право, что только их каналами мы пользуемся, потому что по целому ряду регионов мы вынуждены использовать, в том числе и другие предложения. Потому что они не могут обеспечить конкурентные предложения.

Тем не менее, развитие сегодня наших возможностей, в том числе и доступа, идет по совместной программе со “Связьинвест” и структурами “Ростелекома”. Также мы собираемся использовать возможности ФГУП “Космическая связь”, потому что по целому ряду территорий, особенно отдаленным, есть трудности.

В заключение встречи я хотел бы подвести еще один итог и выразить вам большую благодарность. Вы знаете, недавно мы проанализировали ситуацию, что пишут о почте и сколько пишут о почте. Наверное, одним из важных положительных итогов является, то, что за последние годы удалось в значительной степени возродить общественный интерес к проблемам развития почты. За последние годы о почте стали писать гораздо чаще. И что самое приятное, тональность вот этих высказываний о почте изменилась. Положительной информации стало больше, чем отрицательной. Мы прекрасно понимаем, что пока мы не в праве рассчитывать, что о нас будут писать только хорошо. Конечно, проблем еще много, но то, что тенденции изменились, за это в первую очередь вам огромное спасибо, потому что это чрезвычайно важно, чтобы население и государство понимало, какие процессы происходят, что они в праве ожидать от происходящих процессов на почте и были бы заинтересованы в положительных результатах. Это для нас является основой нашего развития и то, что наш труд не пропадает даром.

Мне бы хотелось поздравить вас с Новым годом. Пожелать спокойствия, уверенности в себе, чтобы мы чаще встречались в новом году, чтобы у нас было для этого много приятных поводов, когда мы будем рассказывать уже действительно претворенных каких-то новых проектах, о новых услугах. Ну, вы, наверное, заметили, что чисто внешне сторона почты тоже изменилась, стали появляться новые вывески на улицах наших городов. Почта меняется. Я хотел бы, чтобы почта соответствовала той Великой Стране, в которой мы работаем.

С Новым годом!

***

фото: И. А. Сырцов

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости