ЗИЛ помогает республике рабочими местами
На грозненском заводе "Красный молот" в этом году будет введена в строй конвейерная линия по сборке дизельных грузовиков ЗИЛ-5301 "Бычок". Еще год назад заводские цеха "Красного молота" использовались как хранилище для незаконных боеприпасов. Вчера министр промышленности, транспорта и связи Чеченской Республики Амадий Темишев заявил Газете, что "технологически цеха позволяют доукомплектовывать автомобили". По мнению аналитиков, совместный проект имеет отношение не столько к бизнесу, сколько к политике.
Создание в Чечне сборочного производства ЗИЛа с самого начала носило политический оттенок. 21 февраля президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров посетил московский Завод им. Лихачева. В результате переговоров между Кадыровым и президентом АМО "ЗИЛ" Константином Лаптевым появилась программа сотрудничества, которая предполагала возможность создания сборочного производства автотехники на базе ЗИЛа в Грозном. Договоренность была достигнута в рамках соглашения между правительством Москвы и администрацией Чеченской Республики о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Однако, как сообщили Газете в пресс-службе ЗИЛа, Кадыров действительно приезжал на завод, но лишь с целью закупки партии автомобилей. "Для конвейерного выпуска машин "ЗИЛ" какой-то новый завод строить не надо, - говорит министр промышленности, транспорта и связи Чеченской Республики Амадий Темишев. - У нас есть грозненский завод "Красный молот". Как заметил Газете Амадий Темишев, завод находится в "полуразрушенном состоянии, но он сохранился лучше других предприятий республики. Его уцелевшие цеха технологически позволяют доукомплектовывать автомобили". Если проекту суждено будет сбыться, с грозненского конвейера будут сходить сделанные на базе "Бычка" самосвалы, гидроподъемники, автовышки, комбинированные машины для содержания дорог, мусоровозы и другая спецтехника. Амадий Темишев полагает, что собираемые в Грозном "Бычки" будут пользоваться спросом не только в республике, но и в других южных регионах России. Но аналитики рассматривают бизнес-составляющую проекта весьма скептически. "Речь больше идет о социально-политических аспектах вопроса", - говорит аналитик ИГ "Атон" Алексей Языков. По его словам, с точки зрения логистики продукции этот шаг малообоснован. "Ведь собирающимся на тольяттинском конвейере "АвтоВАЗа" автомобилям ничто не мешает ездить по всей стране", - считает эксперт. Поэтому такой шаг вряд ли дополнительно приблизит зиловские грузовики к южным регионам. "Для
ЗИЛа этот шаг также достаточно странный, - продолжает аналитик. - Несмотря на некоторую стабилизацию положения в Чеченской Республике, этот регион продолжает оставаться горячим. Содержать там производство, даже если завод будет построен на бюджетные средства, - дело сомнительное".
***
Территория разрушенного завода "Красный молот" Ленинского района города Грозного в последние годы не раз становилась объектом внимания следственных органов. С момента ведения боевых действий в республике единственное применение, которое для себя нашел завод, - хранилище незаконных боеприпасов.
***
Завод "Красный молот" - крупнейшее промышленное предприятие Грозного, специализировавшееся на тяжелом машиностроении: производстве оборудования для нефтедобычи и нефтепереработки. Однако во время штурма города завод был разрушен до основания. До войны предприятие было монополистом в производстве нефтепромыслового оборудования и обеспечивало необходимой техникой практически все предприятия Советского Союза. В связи с событиями в Чечне завод "Красный молот" прекратил свое существование, а его техническую документацию перекупили другие российские заводы в Костроме, Перми и Тамбове.