За минувшее десятилетие Татарстан предпринимал неоднократные попытки заиметь свой экономический плацдарм на одном из морей. Выход к морю был необходим предприятиям нефтяной и нефтехимической промышленности.
На заре экономических реформ в местной прессе неоднократно рассказывалось о возможном строительстве терминала в районе Стамбула. Затем мы проектировали и даже начинали строить танкеры класса "река - море", чтобы перевозить нефтепродукты до морского порта. Были амбициозные планы построить международный центр логистики (крупнейший перевалочный центр грузов) в районе Свияжска, на пересечении путей Запад - Восток и Север - Юг. Но то ли идеи не имели под собой твердого основания, то ли этот самый выход к морю был нам в те времена не так уж и нужен, но крупномасштабные проекты не были доведены до логического завершения.
И вот, как выяснилось на пресс-конференции в минувший вторник, Татарстан в лице "Татнефти" делает очередную попытку заиметь свой собственный выход в море. По словам министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Хафиза Салихова, во время визита правительственной делегации республики во главе с Премьер-министром РТ Рустамом Миннихановым в Калининградскую область была достигнута договоренность о строительстве нефтеперевалочного терминала.
Этот плацдарм позволит расширить экспортные возможности "Татнефти" как минимум на четыре миллиона тонн (сегодня экспорт нефти составляет 10 млн. тонн). Калининградский порт относится к числу незамерзающих, и круглогодичная отгрузка продукции через эти транспортные ворота дешевле, чем через какой-либо другой российский порт. Кроме того, свободная экономическая зона, каковой является Калининградская область, позволит сэкономить значительные средства на упаковке и подготовке грузов к отправке.
Как сообщил Хафиз Салихов, этот проект нельзя отнести к числу нереальных. Во-первых, он уже начал реализовываться: под терминал отведен участок земли в районе поселка Ижевское. Во-вторых, "Татнефть" идет по проторенному пути. Крупнейшая компания "ЛУКОЙЛ" уже третий год строит терминал в районе Калининградского порта. Татарстан, приняв во внимание опыт первопроходцев, может создать терминал в более сжатые сроки.
Многие детали проекта, о которых министра расспрашивали журналисты, были отнесены к категории коммерческой тайны. Прессе не сообщили стоимость проекта, площадь земельного участка, неизвестно, кто еще, кроме ОАО "Татнефть", будет участвовать в строительстве терминала. Хафиз Салихов подчеркнул, что реализация данного проекта позволит под иным углом зрения взглянуть на экспортные возможности республики. Увеличивая в несколько раз производство на предприятиях нефтехимической промышленности, Татарстан через свой плацдарм на Балтийском море обезопасит себя от возможных проблем с отгрузкой продукции.