К концу текущего года на усть-каменогорский завод "Азия Авто" начнутся поставки из Чехии комплектующих для сборки автомобилей "Шкода". А к концу 2006 года планируется довести объем выпуска автомобилей этой марки до тридцати тысяч в год. Об этом заявил заместитель министра промышленности и торговли Чешской Республики Мирослав Сомол. Вместе с Чрезвычайным и Полномочным Послом этой страны в Казахстане Миланом Седлачеком и другими официальными лицами он побывал на усть-каменогорском предприятии, с тем чтобы обсудить детали начинающегося сотрудничества.
Об этом проекте поговаривали давно. Визитеры из "Шкоды-авто", что называется, вдоль и поперек изучили здешний автозавод, прежде чем в декабре минувшего года было подписано наконец межправительственное соглашение о производстве автомобилей "Шкода" на мощностях "Азии Авто". Однако его реализация тоже затягивается.
- Претензии по этому поводу надо адресовать не к чешской стороне, а к нам, - признался Анатолий Балушкин, председатель совета директоров ЗАО "БИПЭК Авто", которое инициировало строительство завода "Азия Авто". - В связи с вступлением Чехии в Евросоюз к нам предъявляются очень высокие требования по качеству. Мы и сами заинтересованы в соответствии этому уровню: при жесткой конкуренции на автомобильном рынке выигрывает лучший. Поэтому "Азия Авто" намеревается в июне перейти на международный стандарт управления качеством ИСО-9001.
База для этого есть. Помнится, будучи в Усть-Каменогорске по случаю начала здесь сборки автомобилей "Нива", один из руководителей российского "АвтоВАЗа" Владимир Каданников с долей ревности признал, что оборудование на "Азии Авто" лучше и сборочная линия расположена удачнее.
Отдал должное технологическому уровню завода и Мирослав Сомол:
- По долгу службы я побывал на нескольких автомобильных заводах по всему миру. И, не кривя душой, могу сказать, что хоть масштабы "Азии Авто" не сравнить, скажем, с корейским "Daewoo", по оснащенности он не уступает.
По словам гостей, концерн "Volkswagen", в который входит чешский завод "Шкода", в совместном проекте с "Азией Авто" намерен отработать модель выпуска автомобилей не только на казахстанский рынок. "Шкоды" пойдут и для третьих стран. Прежде всего, для России и Китая, с которыми граничит Восточный Казахстан. Поставки комплектующих - лишь первый этап. Планируется постепенно переходить на узлы и детали казахстанского производства. Правда, пока список потенциальных партнеров невелик. Анатолий Балушкин отметил, что сегодня отечественного первенца автомобилестроения полностью удовлетворяют качество резины Шымкентского шинного завода и талдыкорганские аккумуляторы.
Но продолжить эту отрадную номенклатуру больше пока нечем. Между тем один автозавод дает постоянную работу многим смежникам. Ведь надежный партнер с приличным объемом заказа - это заведомый выигрыш в рыночной "рулетке"... К слову, чешские гости рассказали, что сегодня смежники стоят в очередь за заказами "Шкоды-авто". А конкуренция заставляет совершенствоваться.
Совместный чешско-казахстанский проект по выпуску автомобилей "Шкода" различных модификаций позволит запустить в работу вторую очередь "Азии Авто" и наладить полный цикл: сборку, сварку и покраску.
Чешской и казахстанской сторонами проработаны вопросы логистики, контроля качества, перечня оборудования и организации продаж. Чехи берутся передать технологию, предоставить ценовые льготы на старте проекта. Министерство индустрии и торговли РК курирует проект с нашей стороны, разрабатывая программу по государственной поддержке развития автомобильной промышленности Казахстана. Эта программа позволит законодательно стимулировать развитие отрасли.
Председатель совета директоров ЗАО "БИПЭК Авто" Анатолий Балушкин отметил, что Правительство уже сейчас оказывает помощь в решении многих организационных вопросов.
- Не склоняется ли оно к введению запрета или ограничения на ввоз иностранного "сэконд хенда", за что вы ратуете с самого начала строительства "Азии Авто"? - спросила его я.
- Вопрос рассматривается, - ответил А.Балушкин. - Моя позиция: старые иномарки - "минное поле" для нашей экологии. Издало же чешское правительство два года назад постановление о запрете ввоза автомобилей старше четырех лет.
Вольно же чехам принимать такое решение, когда у них средняя зарплата, как сказал на нашей встрече Мирослав Сомол, 500 - 600 долларов в месяц. А покупка "Шкоды" вполне доступна среднему классу. При наших же заработках и стоимости новой "Нивы" в 7 - 8 тысяч долларов, а "Шкоды" - от 14 до 30 тысяч, подобное решение означает для большинства казахстанцев прощание с мечтой о личном авто. Да и насчет вреда экологии можно поспорить. По признанию руководства областной дорожной полиции на одной из пресс-конференций, инжекторные двигатели старых иномарок безопаснее "новых" карбюраторных российских (модели последних разработаны в середине 60-х годов)...
Осуществление казахстанско-чешского проекта, как сказал Анатолий Балушкин, не означает завершения казахстанско-российского по сборке "Нивы". Более того, до конца текущего года планируется оснастить ее инжекторным двигателем, усовершенствовать некоторые узлы и агрегаты.
г. Усть-Каменогорск