В июле прошлого года, в разгар борьбы с "оборотнями в погонах", из московских автосалонов убрали регистрационные пункты ГАИ. Тем самым начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин уравнял в правах всех столичных автолюбителей: покупатели новых машин отправились в общую очередь в МРЭО. Инспекторами, работавшими в непыльных автосалонах, пополнили личный состав межрайонных регистрационных пунктов - для сокращения очередей. Но, как выяснила корреспондент "Денег" Екатерина Сафарова, очереди в МРЭО в результате все же удлинились, а поле для взяточничества расширилось.
ПОДКАПОТНАЯ БОРЬБА
Каждый день в Москве ставится на учет больше 1000 транспортных средств. Примерно четверть из них - новые машины, купленные в автосалонах. В конце 90-х годов ГИБДД Москвы в качестве эксперимента открыла несколько временных регистрационных пунктов в автосалонах, где продавалось в среднем более 100 машин в день. К каждому пункту был прикомандирован инспектор, на месте оформлявший документы и выдававший номерные знаки. Салоны обеспечивали сотруднику милиции рабочее место, ГУВД - зарплату. К середине прошлого года таких пунктов было более десяти, кроме того, эта практика распространилась и на Подмосковье. Услугами регистрации в автосалонах пользовались и более мелкие дилеры, чьи торговые залы располагались по соседству. Некоторые дилеры предоставляли эту услугу покупателям бесплатно, иногда - за небольшую плату. По разным оценкам, в "салонных" регистрационных точках ставилось на учет до 90% новых машин. Все остальные автолюбители по-прежнему оформляли машины в подразделениях отдела техосмотра и регистрации транспортных средств (ОТОР) ГИБДД Москвы - их десять, по числу административных округов.
С 1 июля прошлого года по приказу начальника столичного ГУВД генерал-майора Владимира Пронина постановка на госучет автомобилей в московских автосалонах была прекращена. Официально это решение ни сам генерал Пронин, ни его подчиненные не прокомментировали. Дилерам объяснили, что инспекторами из "выездных" пунктов пополнят личный состав межрайонных экзаменационно-регистрационных отделов (МРЭО), чтобы сократить там очереди. Неофициально приказ начальника ГУВД объясняли желанием вернуть "прикормленных" инспекторов из салонов на основное место службы. Так или иначе, но все временные пункты регистрации закрыли, а владельцев новых машин отправили в общую очередь.
Усиление личного состава МРЭО 16 инспекторами не привело к рассасыванию очередей. Правда, в городской ГИБДД меня долго убеждали, что очередь все-таки стала покороче.
"Проблема была решена: с ноября все межрайонные регистрационные подразделения работают дольше, с 8.30 до 20.30, кроме воскресенья и понедельника", - доложил мне сотрудник отдела пропаганды, настойчиво просивший не называть его фамилию. А его коллега вздохнул: "Ну вы же понимаете, что нам это решение спустили, наше дело - выполнять, а не комментировать..."
А в декабре столичный авторынок сошел с ума. За последние четыре месяца продажи новых иномарок выросли в два раза, пошла бойчее и торговля отечественными машинами. По данным ГАИ, в январе-феврале в Москве было зарегистрировано 41 932 транспортных средства, снято с учета - 34 017, еще 8649 перерегистрировано. При этом надо иметь в виду, что начало года на авторынке традиционно считается затишьем. Дилеры попробовали найти лазейку, чтобы хоть как-то помочь клиентам. Лазейка нашлась в виде ОТОР-1 на Вагоноремонтной улице - единственного в Москве подразделения ГАИ, где можно зарегистрировать автомобиль вне зависимости от места жительства его владельца. "Это удобно: не нужно иметь связи во всех МРЭО, чтобы без очереди зарегистрировать несколько машин, - объяснили дилеры. - Некоторые салоны договорились о том, чтобы машины ставились на учет без предварительного осмотра, то есть их не надо было пригонять".
На чем строились договоренности дилеров и сотрудников ОТОР, объяснять излишне. В феврале лазейку прикрыли: ГУВД провело в ОТОР несколько проверок - теперь ни одна машина без осмотра не регистрируется. В отделе пропаганды сообщили, что это правильно: все иномарки должны пройти криминалистическую экспертизу.
То есть теперь все стало по правилам - чего, видимо, и добивался генерал-майор Пронин. Что из этого вышло? Живописная очередь из продукции мирового автопрома ежедневно украшает Вагоноремонтную улицу. "Инспекторы сознательно тормозят все процедуры, так как лишились приработка, а за зарплату работать не хотят", - поделился своим мнением один дилер. Тоже анонимно, но ему я почему-то верю.
ПРОФЕССИЯ - ОЧЕРЕДНИК
Дилеры растерялись. Единственное согласованное действие, которое они смогли предпринять, - написать письмо в ГИБДД от имени ассоциации "Российские автодилеры" с просьбой вернуть регистрационные пункты в автосалоны. Никакого эффекта это послание не имело. Сейчас каждый решает проблему как может или предоставляет возможность покупателю самому общаться с ГАИ. "Пункты в салонах закрыли под флагом борьбы с взяточничеством, но в итоге ситуация только усугубилась, - считает пресс-секретарь компании "Авто'кей" Александр Чекрыгин. - Все спустилось на уровень личных отношений с низшим персоналом ГИБДД. Причем если сегодня дилер смог договориться с руководством ОТОР, то завтра это ему уже ничего не гарантирует, потому что в очереди стоят все и каждому надо побыстрее". По словам господина Чекрыгина, "Авто'кей" был первым, кто ввел услугу по регистрации в своем автосалоне. По мнению автодилера, эксперимент оказался удачным, и зачем его надо было прекращать, непонятно. "Авто'кей" ежемесячно продает 1, 5 тыс. машин, и почти все клиенты получали номера в салоне. И если раньше у покупателя "десятки" постановка на учет занимала час и была бесплатной, то теперь ему придется либо заплатить продавцу $100 и ждать два-три дня, либо самому ехать в МРЭО. Обороты компании "Автомир" еще больше: каждый месяц она продает 4 тыс. машин, в том числе иномарки. Двумя регистрационными пунктами, действовавшими в его салонах, пользовались и другие дилеры - в частности, мультибрэндовый холдинг Major. "Мы по-прежнему бесплатно оказываем эту услугу жителям Подмосковья - там у нас регистрационный пункт сохранился", - говорит пресс-секретарь "Автомира" Александр Брук.
Как сейчас автосалоны ставят на учет автомобили москвичей, мне в красках рассказали сотрудники "Рольфа", Major, ассоциации "Муса Моторс" и еще десятка менее крупных компаний. "Клиент пишет доверенность на имя нашего сотрудника, который гонит автомобиль в ГАИ и ставит на учет. Это занимает два-три дня", - рассказывает Сергей Кириллов, пресс-секретарь "Рольфхолдинга". А по словам директора департамента логистики и транспорта Major Вадима Яхинсона, у них машину погружают на эвакуатор и таким образом доставляют в МРЭО. На криминалистическую экспертизу существует отдельная очередь. Для желающих ускорить процесс есть очередь "без очереди" - в нее можно попасть за 1500 руб. (разумеется, неофициально).
Все неформальные и официальные расходы на регистрацию в ГАИ теперь приходится оплачивать покупателям. Многим салонам даже пришлось пополнить свой штат новыми сотрудниками - профессиональными постановщиками на учет. Разумеется, зарплату им тоже платят за счет клиентов, пожелавших избавить себя от нервотрепки в ГАИ. В "Рольфе" за постановку на учет с покупателя возьмут $250, а в некоторых салонах и все $400. Если год назад дилеры не скрывали стоимость этой услуги, то теперь почти все наотрез отказались назвать конкретную сумму. Надо полагать, из-за непостоянных расходов на борьбу с взяточничеством в ГАИ .
***
Четыре очереди за одним номером.
Корреспондент ИД "КоммерсантЪ" Павел Преженцев, счастливый обладатель новой Mazda 3, рассказывает, чего ему стоила регистрация автомобиля в ГАИ.
Свой первый автомобиль я купил в 1996 году. Последний - две недели назад. За это время даже сама ГАИ успела переименоваться в ГИБДД и обратно. Однако, как я убедился на собственном опыте, по прошествии этих лет процесс постановки автомобилей на учет не стал ни проще, ни быстрее. Если первая моя машина была отечественного производства, то сейчас я купил иномарку, причем в кредит. Автосалон настаивал, чтобы я воспользовался их услугой по постановке на учет, так как в противном случае они вынуждены отдавать покупателю не полностью оплаченную машину на свои страх и риск: банк вносит за нее оставшуюся сумму только после регистрации в ГАИ. Платить $300 не хотелось, и после напряженного диалога со мной менеджер автосалона все-таки отпустил меня одного вместе с машиной.
Процесс регистрации в ГАИ напоминает вялотекущий конвейер. Первая задача - подать бумаги в окошко приема первичных документов (паспорт, справку-счет, полис ОСАГО и т. д.). Для этого надо отстоять первую очередь, в моем случае она составила человек 25. Примечательно, что рядом со штурмуемым окошком приема первичных документов пустовало окно приема документов по предварительной записи по телефону. Может, услуга, недавно введенная ГАИ, не пользуется спросом?
На основании полученных документов мне выдали распечатанное заявление на регистрацию, бланк осмотра автомобиля, квитанции для оплаты и т. д. Оплатив квитанции, я переместился на пункт осмотра автомобиля (добрые люди подсказали, что там лучше заранее запарковать свое авто). Там снова пришлось ждать: осмотр проходит в порядке живой очереди, и инспектор сам подходит к автомобилю. Во время постановки на учет нелишне сразу пройти и техосмотр, тем более что аптечку и огнетушитель, если их нет, можно позаимствовать у соседей по очереди. Получив заветный штампик осмотра (для этого пришлось отстоять еще одну мини-очередь), я вернулся к окошку приема первичных документов. Отдав документы, минут через 20 я услышал свою фамилию - на этот раз меня звали проверить, не ошиблись ли при написании моих данных инспекторы в свидетельстве о регистрации ТС и ПТС. Еще через каких-то полчаса процесс был закончен: инспектор, грустно взглянув на меня для сверки с фотографией в паспорте, выдал номера.