Динамично развивается локомотивное депо Бабаево. При том что на Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги приходится без малого половина ее грузооборота, доля бабаевцев самая большая - 44 процента. По словам первого заместителя начальника локомотивной службы по эксплуатации Владимира Кроневальда, за последние несколько лет в этом депо столько машинистов обкатали, что даже не сосчитать... А председатель Волховстроевского райпрофсожа Юрий Большаков добавляет:
- Смотрите, столько лет они трудятся без каких-либо чрезвычайных происшествий. Гарант такой работы -стабильность руководящего состава депо. Начальник, его замы - по эксплуатации и управлению персоналом - уже не одно десятилетие вместе. Единомышленники!..
Нынешние великолепные помещения депо заняло меньше года назад. Раньше о таких деповчане и мечтать не могли. Просторные светлые коридоры со стенами нежно-зеленого цвета, вместительные учебные классы, оснащенные компьютерными тренажерами.
Открывая дверь одного из учебных классов, Александр Скрябин, заместитель начальника депо по управлению персоналом, поочередно представил тех, кто там находился: машинист-инструктор по обучению, почетный железнодорожник и делегат последнего съезда железнодорожников Виктор Павлушин, машинисты Николай Шерстнев, награжденный медалью ордена "За заслуги перед Отечеством", Александр Тимофеев, и отец, и дед которого тоже были машинистами.
...Небольшой городок Бабаево - изначально железнодорожный. Его градообразующие предприятия - железнодорожные. Станции и локомотивному депо через год исполнится сто лет.
Сам Александр Скрябин родом из Ояти (станция Волховстроевского же отделения). Окончив Петрозаводский железнодорожный техникум, служил в Железнодорожных войсках, где полтора года был машинистом. Демобилизовавшись, получил назначение в локомотивное депо Бабаево. Через несколько лет возглавил работу с кадрами.
Все у него в семье железнодорожники: жена, дочь, сын, жена сына и родители невестки. Сына, окончившего ПГУПС с красным дипломом, определил работать машинистом: пусть пороху понюхает...
Но было время, говорит Скрябин, когда на нашем депо был поставлен жирный крест. До сих пор он хорошо помнит ту официальную бумагу, которую показал один из руководителей отделения. Депо, по сути, расформировывалось и присоединялось к Волховстроевскому в качестве оборотного...
Возрождение началось в июле того же 2000 года с появления другого документа - "Протокола технического совещания". В нем значилось: завершить электрификацию участка Волховстрой - Кошта, увеличить мощность локомотивного депо Бабаево. Было предписано довести количество локомотивных бригад до 250.
Начали с разработки трехлетней программы приема и обучения, укомплектования штата локомотивных бригад и полностью ее выполнили. Между тем проблема укомплектования локомотивных бригад стоит остро во многих деповских коллективах дороги и не везде решается успешно. В чем же секрет бабаевцев? Дело в том, что в небольшом железнодорожном городе практически нет необходимости пропагандировать достоинства профессии машиниста. Люди сами к ней тянутся.
Возрождение, увеличение мощности депо проходили вместе с его перепрофилированием на чисто эксплуатационную работу. Ремонтный цех, в котором трудились порядка семидесяти человек, переставал существовать. Как с ними быть? В конце концов вышли из положения без "крови". По сокращению в другие организации ушли человек десять, без обиды. Остальных, кому позволяло здоровье, обучили для работы на локомотиве. Другие, получив подготовку, нашли себе место в газовой котельной (их две на балансе депо). Третьих определили на склад топлива. Женщинам нашлось дело в доме отдыха локомотивных бригад.
Информацию, которую давала начальник центра занятости Бабаева, иначе как печальной для кадровика не назовешь. По прогнозу, в течение года в центр обратятся порядка 450 человек - от 15 до 60 лет, 80 процентов из них -женщины. Демобилизованных из армии будет 1 - 2 человека. И Скрябин решил действовать по своему сценарию.
Отслужившие молодые, здоровые ребята, как правило, в центр занятости не идут. Сами работу находят. Вот их-то и надо перехватить. С военкоматом связь налажена. Когда и сколько появится "дембелей", Скрябин знает.
Расклеиваются объявления, и в первую очередь в военкомате. Печатают их и в местной газете "Наша жизнь". Стараются как можно шире оповестить жителей ближних деревень о том, что набирают мужчин на курсы помощников машиниста. И о том, это особенно важно, что занятия проходят в учебном цехе депо. Практика показывает: сейчас уговорить молодых людей выехать для учебы в Петербург - проблема. Не хотят отрываться от дома, жить в общежитиях.
Берут на курсы и тех, у кого армия впереди. Правда, при двух условиях: не будет юноша призван на службу во время учебы и 18 лет исполнится ему к моменту практики. Они успевают какое-то время поработать помощниками машиниста. Идут служить, потом возвращаются в депо.
Другой источник пополнения штата (также предусмотренный деповской программой) - средние школы N 65 и N 1 Бабаева и ближайшие сельские. Деповчане встречаются с учениками 11-х классов, беседуют. Тем, кто пожелает, дают направление в Вологодское железнодорожное училище.Окончив школу, они поступают туда, а через год получают специальность помощника машиниста электровоза.
Главный же "цех" подготовки молодых локомотивщиков Бабаева - учебный цех депо -действует в этом году в хорошем темпе. Выпустив помощников машиниста в марте, сразу начали заниматься со следующей группой, курсанты которой станут специалистами 1 сентября. Через 10 дней приступит к обучению очередная, укомплектованием которой занимаются сейчас.
А основа, на которой строится подготовка помощников машиниста, - это то, что передают им ветераны.
- Я убежден, что человек, много лет трудившийся машинистом-инструктором, бесценный кадр для преподавательской работы в нашей системе, - говорит Александр Скрябин. - Среди тех, чей вклад здесь особенно значителен, - Виталий Никифоров, много сделавший для формирования деповской системы подготовки локомотивных бригад. Нынешний руководитель учебного "цеха", тоже бывший машинист-инструктор, Алексей Ипатов... Занимаются с молодежью и лучшие специалисты из инженерного состава депо.
Два с лишним года назад из локомотивного депо прозвучал клич: "Нужны локомотивные бригады!" И поехали сюда машинисты да помощники из Вологды, Чагоды, Кирова, Шарьи... Сейчас не осталось ни одного.
У кого-то уровень знаний был далек от требуемого. Другой стал в общежитии с помощью водки "расслабляться". Расстались не мешкая. А вот большинство уехали сами, не выдержали здешних традиционно жестких производственных и бытовых норм. (Например, одна из местных особенностей - привычная для бабаевских локомотивщиков - их жизнь в предрейсовые дни серьезно контролируется.)
Заполняют штат своими, бабаевскими. Отсылают помощников в УПЦ-3 (в Санкт-Петербург). Получивших там права машинистов обкатывают, не забывая о важнейшем для работы с кадрами принципе: работать на перспективу.
Спрашиваю у Скрябина -есть ли проблемы, какая самая серьезная? "Жилищная", - не задумываясь отвечает он. Рассказывает, как, участвуя в контроле предрейсового отдыха и посещая своих подопечных, покидает порой их жилища с тяжелым сердцем - таковы бытовые условия. А ведь отдых машиниста, помощника часть их производственного процесса: как отдохнут, так и поедут.
В чем же залог успеха работы с кадрами? Перебираю в памяти четкие, как афоризмы, высказывания Скрябина: "Кадровик должен знать производство, разговаривать со специалистами на их языке". "...Должен быть на виду". "...Работать на перспективу". "...Тонко чувствовать грань, которую нельзя нарушить, общаясь с конкретным человеком"...
- А самое главное, - подчеркивает Александр Скрябин, - быть вместе, помогать всем руководителям депо в решении кадровых вопросов.
***
Главный "цех" подготовки молодых локомотивщиков Бабаева - учебный цех депо - действует в этом году в хорошем темпе. Выпустив помощников машиниста в марте, сразу начали заниматься со следующей группой, курсанты которой станут специалистами 1 сентября.