Том Питерс. «Представьте себе!». — Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.
Люди в организациях и правительстве в основной своей массе обладают добрыми намерениями. Им нравится добиваться результата. Им нравится приносить пользу другим людям. Но на каждом шагу они натыкаются на преграды в виде нелепых организационных барьеров и самомнений маленьких тиранов (будь то руководитель среднего звена корпорации, командир полка армии или директор школы).
Созданные нами организации стали тиранами. Они захватили контроль и связали нас по рукам и ногам, создав барьеры, которые, скорее, препятствуют, нежели помогают ведению бизнеса. Линии, которые мы начертали на наших красивых организационных диаграммах, превратились в стены, через которые никому не перебраться и не заглянуть.
Революция рабочего места продолжается. Ни один нормальный человек не собирается проработать всю жизнь в одной компании. Некоторые называют это «концом корпоративной ответственности». Том Питере называет это «началом обновленной личной ответственности, прекрасной возможностью взять судьбу в свои руки».
Чтобы эта возможность стала реальностью, нам необходимы совершенно иные общественные правила. Например, универсальные медицинские пособия, не связанные с компанией. Широкие возможности непрерывного переобучения, частично поддерживаемые правительством. Пенсии, которыми мы управляли бы самостоятельно, независимо от наших работодателей.
Но прежде всего нам нужна воля, страсть и знания, чтобы справиться со свалившейся на нас, хотим ли мы того или нет, ответственностью.
Автор признается, что любит бизнес в его лучших проявлениях, если речь идет о стремлении к росту, об оказании услуг, приводящих в восторг клиентов. И особенно любит бизнес в пору нынешних перемен. В этот самый по-настоящему волшебный, хотя и во многом пугающий, момент.
Теперь нам необходимо что-то разительно отличающееся от «улучшений» и даже от «серьезных изменений», от того, чем мы занимаемся последние 200 лет. Нам необходимо научиться играть в совершенно новую игру... игру под названием «Представить заново», в которой принцип «лучше» больше не действует, акцент на «заново».
В то время когда новые технологии начинают раскрывать свой неслыханный потенциал, мы ежедневно убеждаемся, что только начали пересматривать те самые зарекомендовавшие себя правила менеджмента, которые многие из нас стали подвергать сомнению еще в 1980-е.
Боязнь перемен — ничто по сравнению с ощущением собственной никчемности.
Мы стремимся к консервации. Но прежний порядок обречен.
Мы ценим постоянство. Но «постоянство» - последнее убежище скудного воображения.
Мы практикуем изменения. Но «изменений» недостаточно. Совсем недостаточно!
Время разрушать!!!
Большинство крупных предприятий, выживающих в противостоянии с новичками, после этого становятся лишь тенью самих себя прежних. Все еще живы. Все еще крупные. Но они более не указывают дорогу.
Грамотный менеджмент — это причина N1, по которой большие компании терпят неудачу. Потому что слишком часто «грамотный менеджмент» подразумевает большие, важные бюрократические громады, укомплектованные большими, важными, бюрократизированными сотрудниками, обслуживающими больших, важных, бюрократизированных потребителей и сотрудничающими с большими, важными, бюрократизированными поставщиками.
Том Питере искренне уверен, что «надо быть полным идиотом, чтобы не видеть, что мы находимся в самом разгаре чего-то... очень большого». Вспомним очевидную истину: очень большие проблемы требуют очень больших решений.
Все инновации появляются отнюдь не в результате маркетинговых исследований или тщательно спланированных фокус-групп, но рождаются выведенными из себя людьми. Людьми, которые не в силах мириться с тупостью финансовых отчетов. Людьми, которые приходят в ярость оттого, что базы данных ЦРУ и ФБР не соединены. Людьми, которые разочарованно хлопают руками, когда сделанные ими в сборнике церковных гимнов закладки разлетаются в разные стороны (что потом приводит к изобретению самоклеящихся листочков Post-it).
Том Питере искренне верит, что в беспокойные времена руководители всех уровней и в любом возрасте зарабатывают себе на жизнь исключительно посредством разрушения старых и изобретения новых методов, а не просто за счет сохранения и (всего лишь) улучшения старых.
Правит DYB.COM! («разрушь свой бизнес», destroyed your business).
Эта книга, по словам самого автора, не предназначена главам компаний или гигантских, или частных предприятий. Она предназначена для «глав» проектных групп и руководителей отделов IT и HR. Он утверждает, что каждый из нас теперь является большим боссом собственной компании АО «Я».
И не забывайте о том, что теперь бизнесом правит DYB.COM!
***
фото: