Лекарство против страха

В Санкт-Петербурге расположен крупнейший в стране Отраслевой центр психологических исследований. Он работает в теснейшем контакте с Департаментом управления персоналом ОАО "РЖД" и решает те задачи, которые ставит перед ним руководство компании. В том числе и возникающие неожиданно, как это произошло в связи с волной террористических актов в России. Как раз об этом мы беседуем с начальником центра Сергеем СЕРГЕЕВЫМ.

- Сергей Сергеевич, терроризм -сейчас самый больной вопрос. В одном только Беслане при захвате школы пострадали десятки семей железнодорожников. Террористы хотят, чтобы мы все испугались, ударились в панику. В связи с этим чем может помочь людям центр?

- Вообще говоря, страх - это нормальная психологическая реакция людей на угрозу жизни. Гораздо хуже, если они остаются равнодушными или впадают в ступор, депрессию. Последствия таких реакций непредсказуемы и в итоге могут отразиться и на профессиональной деятельности человека. Вспомним: недавно в египетском аэропорту Шарм-аль-Шейх экипаж лайнера наотрез отказался взлетать, когда увидел, что на борт поднялись две женщины чеченской национальности. Может быть, решение пилотов было продиктовано и страхом. Но в итоге оно предотвратило возможную трагедию. Как потом выяснилось, эти чеченки попали на борт по поддельным документам.

Конечно, на психике машинистов, диспетчеров, дежурных по станциям -людей, несущих ответственность за сотни и тысячи других жизней, - подобные трагедии отражаются сильнее, чем на нас с вами. Вот журналисты, например, в большинстве случаев сами выбирают, с кем им общаться. А машинист поезда или пилот самолета сам себе выбрать пассажиров или груз не может. Поэтому он изначально вынужден быть более внимательным и даже подозрительным.

События в Беслане и другие террористические акты - травма для всех нас. Кто-то справляется с ней сам, а кто-то просто физически не может этого сделать. Начинаются изменения психики на гормональном уровне. И помочь в этом может только опытный психолог.

- Насколько мне известно, центр занимался разработкой специальных методик по выводу людей из таких кризисных ситуаций?

- Еще до начала атак террористов на Россию в наш центр обратились специалисты Северо-Кавказской дороги. Там, на Краснодарском отделении, железнодорожная линия идет вдоль моря. Отдыхающие спешат на пляж и сокращают путь, пересекая железнодорожное полотно. В результате происходят наезды, люди гибнут, пусть и по собственной неосторожности. Но работники железной дороги при этом тоже получают серьезнейшие психологические травмы. Мы разработали технологию психологической реабилитации именно для них.

А потом грянули трагические события в Москве и Беслане. В результате эта технология оказалась востребована гораздо шире. Сейчас на базе нашего центра проводится семинар "Технологии психологической помощи в кризисных и посттравматических ситуациях", на котором мы эту новую технологию и представляем.

- А когда и как появился Отраслевой центр психологических исследований? С чем было связано его создание?

Как научно-исследовательская психологическая лаборатория наше учреждение существует более 12 лет. Что же касается сотрудничества с железной дорогой, то оно имеет свою историю. В 1996 году произошло тяжелое крушение на Тайгинском отделении тогда еще Кемеровской железной дороги. При разборе причин трагедии комиссия под председательством министра путей сообщения РФ Геннадия Фадеева пришла к выводу, что ее можно было избежать, вовремя отстранив от работы поездного диспетчера, который имел возможность, но не смог в силу личных психологических качеств предотвратить ЧП.

В министерстве были подписаны соответствующие документы по введению психологического контроля поездных диспетчеров и дежурных по станциям при допуске их к работе. В 2001 году на базе лаборатории с учетом накопленного нами опыта был создан Отраслевой центр психологических исследований МПС.

Забегая вперед, скажу, что было принято правильное решение. В начале этого года произошло ЧП на Волховстроевском отделении Октябрьской железной дороги. И две женщины, прошедшие психологический отбор в нашем центре - поездной диспетчер и дежурная по станции, - в той сложной ситуации сумели остановить поезд, которым управлял невменяемый машинист.

Главная задача центра заключается в разработке и внедрении психологических кадровых технологий на сети железных дорог. Нам поручено заниматься оперативным персоналом, руководящими кадрами и специалистами. Информация о результатах тестирования оперативного состава и некоторых других категорий работников по всей сети железных дорог стекается к нам, анализируется и представляется в ОАО "РЖД".

Эти меры продиктованы требованием сократить число ЧП на дороге по вине так называемого человеческого фактора. В последние годы во многом благодаря работе центра ситуация с безопасностью движения существенно улучшилась. Например, наш анализ показывает, что люди, прошедшие психологическую подготовку и тестирование по нашим методикам, не допускали ошибок, приводящих к авариям и крушениям.

- Тем не менее аварии и крушения все-таки случаются. В том числе и по вине диспетчеров и дежурных по станциям.

- Поскольку сеть дорог в России велика, то мы физически не можем обеспечить своими специалистами все дороги. Поэтому технологии и методики передаем психологам с железных дорог от Калининграда до Сахалина. Для них проводим и специализированные семинары. Что же касается аварий, то, к сожалению, не все диспетчеры и дежурные по станциям сегодня прошли отбор по нашим методикам. Это связано с несколькими причинами, и в том числе - с недостатком профессиональных психологов на сети. Там, где их нет, человека приходится назначать без тестирования. А это, кстати, является прямым нарушением пункта 1.7. "Правил технической эксплуатации железных дорог" и в итоге повышает вероятность чрезвычайных ситуаций.

- С какими проблемами железнодорожники чаще всего обращаются к психологам?

- В основном с профессиональными. Машинист, поездной диспетчер, путеец, дежурный по станции, практически любой работник железной дороги - это люди, которые постоянно находятся в ситуации, требующей повышенного внимания. Даже безо всяких террористических актов. Ошибка любого из них может привести к серьезным и даже трагическим последствиям.

Приведу простой пример. Машинист ведет поезд. На пути выбегают люди, и локомотив их сбивает. Первым, кто своими глазами видит весь этот кошмар, является именно машинист. Именно он должен в соответствии со служебной инструкцией остановить состав, выйти на пути, оказать первую помощь, если это возможно, и вызвать необходимые службы. А потом... сесть в кабину и вести состав дальше. Вы можете представить себе его состояние? Или состояние диспетчера, на участке которого произошла серьезная авария? Всех последствий он не видит и пользуется лишь устными докладами очевидцев. На основе этой скудной информации диспетчер должен разобраться в ситуации и принять правильное решение, чтобы обеспечить помощь пострадавшим и в кратчайшие сроки восстановить движение поездов.

Уже в течение двух лет у нас проводится семинар, который называется "Краткосрочное психологическое консультирование". В его работе участвовали более 100 психологов со всех железных дорог сети. Мы обучаем их технологиям по выводу из психологического кризиса железнодорожников, побывавших в таких ситуациях.

- Психологическое тестирование работников железной дороги проводится только после нештатных ситуаций или в качестве профилактической меры?

- Все подчинено строгому графику. Кандидаты на ту или иную ответственную должность на железной дороге проходят первичное тестирование. Повторные тестирования проводятся раз в три года. В случае если поездной диспетчер или дежурный по станции имеет условный допуск, психологический контроль проводится раз в год. Эти сроки взяты не с потолка - они просчитаны по специальным методикам, исходя из временных изменений личностных качеств человека.

Конечно, в случае если человек побывал в серьезной переделке - аварии, крушении, наезде - или если у него возникли серьезные домашние неурядицы, он вне очереди направляется на тестирование и лишь по его результатам допускается к работе.

- А как узнать о семейных неурядицах человека, если он сам к психологу не обращается?

- Любой нормальный руководитель подразделения после длительного отсутствия того или иного работника обязан пригласить его к себе и хотя бы побеседовать, чтобы понять, что случилось, насколько человек адекватен. И лишь после этого или допускать к работе, или направлять на психологическое тестирование.

Сейчас ОАО "РЖД" кардинально реформируется. Одна из главных стратегических задач компании - повышение прибыльности, всемерная экономия средств. Но ведь в отрасли нет ничего дороже, чем грамотно подготовленный специалист или руководитель! На такую подготовку тратятся десятилетия и десятки миллионов рублей. Мы же своими психологическими технологиями возвращаем уникальным кадрам работоспособность, а часто и повышаем профессиональные возможности. То есть помогаем компании экономить и время, и деньги. Отраслевая психология для экономики очень важна. И требует такого же внимания со стороны руководства компании.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости