СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ

ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА

Под стратегией обычно понимают некое важное целеполагание на срок от трех лет и более. Следовательно, стратегия карьеры позволяет получить конструктивный ответ на вопрос: «кем быть», отнесенный к довольно длинным периодам планирования.

Стратегия карьеры носит динамичный характер, поскольку на нее влияет много факторов, в основном это изменения условий развития рынка, которые сказываются на профессиональных предпочтениях и итоговых карьерных целях человека.

Престижность различных профессий проходит испытание временем и не всегда его выдерживает. Например, последнее время несколько снизилась популярность профессии бухгалтера или маркетолога в связи с насыщением рынка по сравнению со второй половиной 90-х годов прошлого века.

В то же время востребованность профессий подвержена цикличности. Если в середине 90-х годов профессия, например, менеджера по персоналу была чрезвычайно распространенной, так как было необходимо обеспечить человеческими ресурсами новые виды бизнеса, то после кризиса 1998 г. рынок данных специалистов обвалился, что отразилось на уровне их заработной платы. Однако с 2002 г. начался новый подъем. Правда, если раньше спросом пользовались специалисты, умевшие грамотно выстроить рутинные процедуры управления персоналом (подбор, учет, общее кадровое делопроизводство), то сейчас наиболее востребованы НR-девелоперы, способные создать и воплотить в жизнь адекватные программы развития персонала, формирования кадрового резерва под нужды основного бизнес-процесса компании. Иными словами, менеджер по персоналу в начале третьего тысячелетия - это в большей степени стратегический партнер по бизнесу генерального директора, профессиональный бизнес-аналитик с «человеческим уклоном», чем стандартный исполнитель - кадровик прошлого века.

Точность прогноза тенденций развития рынка труда напрямую влияет на успешность той или иной карьерной стратегии. Минимум два поколения людей, родившихся в период с 1945 по 1970 г., столкнулись с необходимостью резкой смены профессиональной реализации в связи с начавшимися в 1985 г. в нашей стране экономическими изменениями. У специалистов разных профессий возникла потребность изменить привычные методы и способы обеспечения своего образа жизни. В 1985 г. все люди, находившиеся в наиболее активном профессиональном возрасте (от 25 до 40 лет), вынуждены были по ходу развития малопрогнозируемой политической и рыночной ситуации приспосабливать свои знания, умения, навыки к новым нуждам. По различным оценкам, из этих двух «потерянных» поколений не более 20% людей нашли достойное место в новой профессиональной жизни. Интересный феномен - наиболее успешными оказались те специалисты, знание предметной области которых было настолько поверхностным, что это не обременило их долгими муками по поводу необходимости смены профессии. Реальные «гуру» в своих профессиональных областях пострадали значительно больше, потому что их долгие переживания из-за потерянного статуса профессии и собственной экспертной власти, надежда на централизованное урегулирование ситуации привели к необратимой потере времени и проигрышу в конкурентной борьбе с более адаптивными «троечниками» (особенно это заметно на примере отечественной фундаментальной науки, потери в которой невосполнимы).

Следовательно, выстраивая стратегию карьеры, важно определиться по следующим пунктам: востребована ли выбранная профессиональная специализация на рынке труда (уровень конкуренции среди обладателей данной профессии); насколько она конъюнктурна/устойчива; какие еще карьерные пути/специальности примыкают к ней; какая должностная позиция является пределом развития данной специализации; зависит ли выбранная профессия от конкретного регионального рынка.

Следует провести также небольшой SWОТ-анализ по выбранной специализации, т.е. ответить еще и на такие вопросы: какие рыночные возможности позволяют надеяться на ее успех; какие рыночные ограничения создают препятствия к самореализации в данной профессии; какие личностные качества и особенности предыдущего опыта позволяют успешно реализоваться в ней; какие свойства характера и прошлые поражения могут осложнить карьеру; как превратить ограничения рынка и поражения прошлого опыта в возможности хорошей карьеры в будущем; как действовать в случае наступления какого-либо из рисков (ограничений рынка или личностных ограничений), чтобы карьерный путь не пошел под уклон.

Если ответы на данные вопросы есть и они позволяют сделать вывод, что выбранная специализация позволит адекватно самореализоваться, можно приступать к определению целей, выстраиванию их иерархии и оперативному планированию.

Оперативный план развития карьеры

«Лучше иметь плохой план, чем не иметь никакого», - говорят специалисты в области менеджмента, и с ними трудно не согласиться. Поэтому, несмотря на большое количество случайных факторов, нужно попытаться обозначить основные цели и наметить последовательность действий по их достижению.

На этапе планирования было бы правильно рассмотреть процесс построения своей карьеры не как непрерывное действие, продолжающееся в течение всей жизни, а как последовательность проектов, т.е. действий с определенным результатом, ограниченных во времени и ресурсе. Это облегчит выработку конкретных шагов по достижению карьерных целей.

Как мы уже отмечали, сложно в начале своего профессионального пути определиться раз и навсегда с выбором как конкретной карьеры, так и ее конкретной работы. Если всю деятельность по профориентации и ее воплощению в реальность разбить на серию проектов, то можно существенно уменьшить горизонт планирования, конкретизировать цели, а следовательно, повысить точность составляемых планов и прогнозов.

Чтобы четко спланировать свою карьеру в виде последовательности проектов, нужно освоить технологию планирования и проектного управления. Рассмотрим пример карьерного становления именно с точки зрения методологии управления проектом.

Открывая проект по развитию своей карьеры, прежде всего следует определиться с обозримой целью на обозримый период. Например, руководитель отдела финансового анализа может поставить себе задачу стать финансовым директором в данной компании или в другой, а менеджер по продажам - руководителем отдела региональных продаж, а еще через два года директором по продажам либо после перепрофилирования занять позицию бренд-менеджера в отделе маркетинга. Это удобные и достижимые цели в том случае, если работа уже есть.

Однако для молодых специалистов часто ответить на вопрос, кем они не хотели бы работать, значительно проще, чем выбрать карьеру. Метод формирования плана состоит в том, чтобы определить специальности, примыкающие к полученной профессиональной области, но не являющиеся желаемым объектом карьеры в ближайшем будущем, а из оставшихся уже выбрать те виды деятельности, которые вызывают наименьшее отторжение.

Конечно, всегда лучше исходить из позитивного настроя при выборе карьеры, но некоторые люди разделяет свою жизнь на два вида деятельности: на «пропитание» они зарабатывают одним способом, а их самореализация обеспечивается через хобби, некоммерческую активность, а иногда и через деятельность, приносящую небольшой доход.

Для упрощения процесса мы будем говорить о планировании карьеры как основного способа поддерживания и развития привычного образа жизни.

Определение основных целей проекта по развитию карьеры, сроков их достижения, а также ресурсов, необходимых для его реализации, является основной, неизменяемой частью проекта, которая называется «scope».

После определения существа проекта необходимо приступить к планированию, т.е. установлению логической последовательности решения задач, ведущих к реализации проекта. Чтобы учесть все возможные задачи, которые нужно решить, следует собрать мнения различных заинтересованных участников (так называемых stakeholders), которые смогут повлиять на точность прогноза относительно количества шагов, требуемых для успешного выполнения проекта. При этом каждое мнение (предложение) необходимо учесть и вписать в программу реализации. Для каждой задачи надо установить сроки, условия реализации и необходимые для выполнения ресурсы. В результате рождается общий план (черновик) действий на пути к поставленной цели.

После того, как подробный черновой план со всеми задачами и мероприятиями составлен, следует приступить к процессу оптимизации. Это означает удаление из плана тех задач, решение которых является не обязательным для достижения конечной цели или невыполнимым при имеющихся ресурсах или имеющемся лимите времени. Следует отметить, что попытка изначально ограничить себя только хорошо известными и понятными задачами может привести к примитивному алгоритму действий, заранее ограничивающему проект стандартными задачами и условиями, а следовательно, лишающими его конкурентоспособности. В этом случае проект может свестись к задаче «хорошо учиться и хорошо трудиться», что вряд ли будет способствовать продвижению по карьерной лестнице. В ходе оптимизации происходит проверка задач на их логическую связанность, т.е. зависимость друг от друга, а также выясняется достаточность имеющихся ресурсов для выполнения проекта, правильность определения временных сроков для решения каждой задачи и последовательности конкретных шагов.

Оптимизированный план представляет собой реальную логическую последовательность задач и действий по их реализации с учетом имеющихся ресурсных и временных ограничений и возможностей. В это же время, как правило, определяется критический путь проекта, т.е. наименьшее время, за которое он может быть осуществлен при данной логической последовательности действий. Для этого необходимо проанализировать связанность задач между собой и оставить те из них, решение которых добавляет наибольшее количество времени к общему времени проекта. Например, можно поставить себе задачу занять позицию руководителя отдела и быть профессионально готовым к ее решению. Но если в компании все продвижения осуществляются на основе процедуры оценки, производимой один раз в полгода, то время, необходимое для решения этой задачи, не может быть меньше, чем промежуток между двумя успешно пройденными оценками.

Далее следует приступать к непосредственному выполнению проекта, в ходе которого нужно наметить определенные «точки сверки» - обычно они привязаны ко времени. Например, один раз в квартал (полугодие) необходимо рассмотреть достигнутые результаты, сравнивать их с поставленными целями, провести анализ своих действий, выбрать наиболее эффективные и отказаться от нерезультативных, а затем внести коррективы в новую версию оптимизированного плана.

РИСКИ карьеры

На этапе планирования проекта по развитию карьеры особое внимание должно быть уделено рискам, т.е. ситуациям, при наступлении которых проект может отклониться от намеченного плана и даже полностью утратить свою актуальность.

Все риски, которым подвержен проект по развитию карьеры, можно объединить в три основные группы: социальные; материальные (ресурсные); стихийные.

Социальные риски неоднородны по сути своей. Как правило, они связаны с происхождением конкретного человека, унаследованным или приобретенным им социальным и имущественным статусами, его личностными и физиологическими особенностями. Наличие социального риска не означает, что развитие удачной карьеры будет невозможно, просто на преодоление его последствий предусмотреть отдельный ресурс. Грамотное выстраивание шагов по снижению степени влияния этих рисков позволяет их преодолеть.

Материальные (или ресурсные) риски -это степень контроля над необходимыми для проекта материальными ресурсами. Если, например, деньги на дополнительное образование человек заработал сам, то он способен управлять как выбором направления образования, так и его ходом. Если же он направлен на обучение от предыдущей работы или его обучение оплачивают родители, то свобода выбора для обучающегося уже несколько ограниченна. К материальным рискам относится, например, отсутствие счета в банке при желании кардинально изменить свою специализацию или компанию либо начать собственный бизнес. Для «стартовых» проектов обычно требуются серьезные инвестиции, которые окупаются не сразу, а через некоторое время.

Как и в случае с социальными рисками, риски материальные обусловливают необходимость дополнительного расчета шагов по проекту, но редко способны отменить его в принципе. Вообще, материальные риски - самые легко покрываемые, поскольку найти хорошего инвестора -задача не простая, но вполне решаемая.

Стихийные риски включают изменение рыночной конъюнктуры, разорение компании, критические изменения правил игры в отрасли со стороны государства и фискальных органов, крушение общественно-экономической формации, войны, землетрясения, наводнения и т.д. Они не поддаются адекватному прогнозированию при планировании карьерного проекта, поэтому их преодоление связано с созданием плана развития карьеры альтернативного первоначальному, т.е. речь идет об открытии нового проекта. В этом проекте тоже будут свои риски, которые надо учесть.

При работе с рисками следует установить два основных фактора: вероятность наступления риска и ущерб от его наступления. Если вероятность наступления риска (оцениваемая экспертно) выше 0, 6, то его следует расценивать как ограничение и включать в этапы планирования и оптимизации плана, если она менее 0, 5, то нужно подстраховать некими дополнительными ресурсами, но этапного планирования и оптимизации плана этот риск может не включать. Для более точной работы с рисками следует учитывать наносимый ими ущерб. Опасность (ущерб) от наступления риска можно экспертно оценить по шкале от 1 до 10, где 1 - ущерб почти не ощущается, а 10 - ущерб приведет к закрытию проекта. Умножив вероятность наступления риска на коэффициент ущерба, получим степень зависимости проекта от риска. Чем ближе полученное число к 10, тем серьезнее риск.

В заключение следует отметить, что предложенные инструменты карьерных построений являются лишь необходимым, но недостаточным условием успешного формирования специалиста, а достаточное условие - это прежде всего его активная жизненная позиция и стремление к развитию.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости