Инвестиции в персонал

На Северо-Западе обкатывают новые программы ОАО "РЖД"

В основе миссии ОАО "РЖД" положены такие принципы, как удовлетворение спроса на транспортные услуги, повышение универсальной конкурентоспособности, достижение финансовой устойчивости и ответственности за конечный результат. А одним из элементов обеспечения социального партнерства служит обновленная политика в сфере управления персоналом компании, тесно увязанная со стратегической программой развития ОАО "РЖД" и системой управления холдингом. На II социально-экономическом форуме Октябрьской железной дороги (ОЖД) - филиала ОАО "РЖД" такая политика признана эффективной.

Стабильность работы железнодорожного транспорта, отмечалось в документах форума, зависит не только от качества инфраструктуры, уровня корпоративного менеджмента, оснащенности современным подвижным составом, но и от уровня подготовки кадров, привлечения молодых специалистов и сохранения костяка квалифицированных работников. Все это - задачи, которые так или иначе решает каждое предприятие. Но не везде к этим вопросам сумели выработать комплексный подход. В ОАО "РЖД" взяли именно такой курс. И готовы поделиться опытом.

Новый этап реформы

Почему железнодорожники решили проводить подобный форум в 2008 году? Во-первых, чтобы закрепить удачную форму взаимодействия работодателей и представителей трудовых коллективов. Первый подобный форум зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Сейчас, как заметил председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров, время особенное. Реформа ОАО "РЖД" вступила в новый этап развития, который предполагает более глубокие структурные преобразования. И в трудовых коллективах, которые объединяют сегодня свыше 1,27 млн человек по всей России, хотят побольше узнать о происходящем в компании от своих работодателей.

Особенно с учетом того, что летом 2008-го была принята Программа развития железнодорожного транспорта до 2030 года, которая уже утверждена Правительством РФ вместе с законопроектом, призванным сохранить единство сетевого железнодорожного хозяйства. Это означает, что стратегия развития российских стальных магистралей вышла за рамки корпоративного проекта ОАО "РЖД" - она приобрела черты общегосударственной программы.

Железнодорожная отрасль признана системообразующей для РФ. Она создает условия для роста ВВП.

Стратегия развития российских стальных магистралей, как сказал присутствовавший на форуме вице-президент ОАО "РЖД" Георгий Корнилов, предусматривает до 2030 года строительство более 20 тыс. км новых железнодорожных линий, увеличение грузооборота в 1,7 раза, более чем на четверть - скорости доставки грузов. Почти на 17% намечено повысить скорость поездов дальнего следования.

Инвестиции холдинга оцениваются в 14 трлн руб., из которых 6 трлн руб. должно заработать само ОАО "РЖД". Намечена обширная программа обновления парка подвижного состава, предусматривающая ввод в эксплуатацию до 20,4 тыс. локомотивов, закупку 996 тыс. грузовых и 28 тыс. вагонов для пассажирских поездов дальнего следования. Общие инвестиции в эту программу до 2030 года запланированы в 4 трлн руб.

При этом затраты на социальные программы в ОАО "РЖД" расценивают как инвестиции в человеческий капитал. На эти цели выделены солидные средства. И руководство российских стальных магистралей хотело бы знать, насколько эффективен избранный курс, как работает новое положение об оплате труда, которое было введено весной 2007-го.

Не стоит также забывать: ОАО "РЖД" развивается как публичная компания, которой 23 июля агентство Fitch присвоило наивысший рейтинг надежности в связи с успешно размещенными на бирже корпоративными облигациями на сумму 20 млрд руб. Средства от их размещения идут на реструктуризацию портфеля заемных средств ОАО "РЖД". И характер взаимодействия с персоналом тоже влияет на котировки ценных бумаг.

И наконец, как считает зампредседателя Межрегионального объединения Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленобласти Сергей Грабарь, социальное партнерство предполагает взаимодействие железнодорожников не только с трудовыми коллективами, но и с представителями субъектов СЗФО, а также частного бизнеса, связанного с перевозками по стальным магистралям, добавил председатель комитета по транспорту и транспортной структуре Ленобласти Леонид Теребнев.

Устойчивое развитие

В I полугодии 2008-го ОЖД, как подчеркнул начальник дороги Виктор Степов, работала устойчиво и практически ежемесячно сохраняла лидирующие позиции по показателям эксплуатационной работы. Достигнутые показатели - результат внедрения современной системы менеджмента качества.

ОЖД - одно из ведущих подразделений ОАО "РЖД", в котором вместе с дочерними обществами работает 72 тыс. человек. Без доступа к железнодорожной инфраструктуре в регионе невозможно развитие ряда промышленных кластеров субъектов СЗФО. И здесь как никогда актуальными становятся партнерские соглашения железнодорожников с субъектами РФ. Особенно с учетом того, что часть предприятий сети российских железных дорог - градообразующие.

Не случайно элементы стратегии российских железных дорог становятся составной частью региональных программ развития. Это - один из способов гармонизации транспортной системы Северо-Запада в целом.

При этом, в отличие от предыдущего года, темпы роста производительности труда в ОЖД не превышали темпы роста зарплаты: оба показателя оказались на уровне 6,4%, по сравнению с аналогичным периодом 2007-го.

Полигон для инноваций

В ОЖД на Северо-Западе реализуют проекты, которые позволят в итоге закрепить позиции России на границах Северного и Балтийского морей, а в сегменте высокоскоростных пассажирских перевозок - выйти на международный уровень.

Этим объясняются масштабные инвестиции, которые сегодня стекаются в ОЖД. В 2000-2005 гг. в инфраструктуру железнодорожных перевозок направлялось всего 97 млрд руб., а в 2006-2008 гг. запланировано около 101 млрд руб. инвестиций, более половины из которых приходится на 2008 год (51,4 млрд руб.). Иными словами, за один год предполагается освоить почти половину от тех средств, которые еще недавно выделялись ОЖД на пятилетку!

В ОЖД в 2007 году реализован пилотный проект по внедрению системы менеджмента качества по стандартам ИСО 9001:2000 в базовых локомотивных депо. А теперь аналогичная схема распространяется на всей железнодорожной сети.

В 2008-м на полигоне дороги обкатывают другой пилотный проект ОАО "РЖД" - создание эффективной структуры управления компанией как вертикально интегрированного холдинга. В ближайшие полтора года предстоит внедрить эту модель.

Принцип социального "кафетерия"

Передовые позиции ОЖД занимает и в плане социальных программ. Дорога одной из первых в сети внедряет новую систему социальной поддержки персонала на основе адресных. Выбор льгот производится работником самостоятельно в пределах грейда - лимитированного объема поощрений. По прогнозу, стоимость такого грейда по итогам 2008 года должна превысить 32 тыс. руб.

Вводится система выплат за верность компании вместо традиционных надбавок за стаж. Эти выплаты начисляются за более длительные промежутки времени. Работники, допустившие "проколы", рискуют потерять солидные суммы - значительно больше, чем прежде.

В ОЖД немало делается для поддержки пенсионеров-ветеранов. Сегодня все работники компании имеют возможность участия в корпоративной системе негосударственного пенсионного обеспечения. Реализуются ипотечные программы. По ним в 2008-2010 гг. планируется выдать около 1 тыс. кредитов, в том числе около половины - на приобретение квартир в городах на территории Ленобласти, около 300 - в Карелии, более сотни - в Псковской области.

Одобрено профсоюзом

II социально-экономическому форуму ОЖД предшествовали конференции в трудовых коллективах дороги, на которых, как сказал председатель Дорпрофсожа ОЖД Владимир Белозеров, были выработаны варианты решений по обеспечению справедливых условий социальной защиты железнодорожников для выполнения задач, поставленных в стратегии развития российских железных дорог.

Единство трудовых коллективов в рамках общей профсоюзной организации позволило персоналу ОАО "РЖД" добиться широкого спектра социальных гарантий от работодателей. На форуме признали, что такая политика оказалась эффективной.

***

О чем спорили на "круглых столах"

В рамках форума "Социальное партнерство - основа реализации программы стратегического развития компании РЖД" прошло несколько "круглых столов". Такая форма позволила высказаться не только руководству компании, но и представителям трудовых коллективов. В частности, на одном из "круглых столов" прозвучали предложения, как оптимизировать труд бригад проводников пассажирских поездов, которые позволят скомпенсировать дефицит кадров среди работников этой профессии.

Аналогичный подход к комплектации кадров - и в локомотивном хозяйстве. А чтобы улучшить условия труда бригад, предложено внести поправки в комплект оборудования на вновь выпускаемых локомотивах. Были найдены способы повысить эффективность системы оплаты труда и разъездным кассирам в электропоездах. Промежуточные результаты доказывают эффективность данной системы.

На "круглом столе" "Безопасный труд - основа эффективного производства" обсуждались вопросы охраны и безопасности труда. В итоге - внесены варианты поправок в инвестпроекты ОЖД. Начальником дороги В. Степовым уже принято решение увеличить в 2009-м финансирование на эти цели. Как положительный фактор отмечено обучение комсостава и поступление на дорогу спецтехники.

На "круглом столе" "Развитие системы мотивации труда" уточнили совместную программу ОЖД и Дорпрофсожа по улучшению состояния рабочих мест, системы мотивации и стимулирования труда. На II полугодие 2008-го дороге выделено дополнительно для оплаты труда 196,3 млн руб.

Предложений от трудовых коллективов поступило очень много. Ни одно не осталось без внимания. А рациональное зерно из них будет реализовано на практике. Таким образом, и работодатели и трудовые коллективы нашли действенную форму для совершенствования работы дороги и разрешения конфликтов.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости