В декабре исполняется 35 лет начала строительства Камского автозавода. О подготовке к празднованию этой даты на пресс-конференции в городской администрации Набережных Челнов рассказали заместитель генерального директора по управлению персоналом и организационному развитию КамАЗа Ильшат Хазиев и директор КамАЗа по информационной политике Владимир Самойлов.
О "трудовых подарках" к юбилею на этой встрече речь не шла. Из социально значимых мероприятий, приуроченных к нему, топ-менеджеры выделили материальную помощь каждому из 19 тысяч пенсионеров и ветеранов труда акционерного общества в размере 1300 рублей, хотя она и так оказывается им ежегодно.
По выражению И. Хазиева, КамАЗ не заметил, как "поседел". Определенная тревога у старшего поколения по этому поводу есть: кому достанется в наследство его детище? Однако оснований для беспокойства нет. Структура персонала соответствует технологическим требованиям автомобильного производства. Возраст четвертой части коллектива не превышает 35 лет. Примерно такова же доля тех, кому 55-60 лет. Это, как считает И. Хазиев, оптимальное соотношение, что подтверждает и средний квалификационный разряд рабочих - 4, 18. При проектировании автогиганта закладывался показатель, равный 4, 2.
Весьма оптимистичным был ответ руководителей на вопрос корреспондента "РТ", каким они видят КамАЗ еще через пять лет. Во-первых, к тому времени автозавод будет реально владеть половиной рынка большегрузных автомобилей в России, открыв часть своих производств за ее пределами. Существенно обновится модельный ряд за счет тяжелых грузовиков, которые прежде выпускали МАЗ и КрАЗ, а также малотоннажной техники класса "Газели" и "Бычка".
Самая сложная проблема, которая стоит не только перед КамАЗом, но и страной в целом, - вступление во Всемирную торговую организацию. Кризис, пережитый автозаводом, имеет и положительные последствия. Среди всех предприятий автопрома бывшего СССР он сегодня самый подготовленный для вступления в ВТО. Мы ужались в размерах, сократили непроизводительные расходы. То есть мы - действительно рыночное предприятие, подчеркнул И. Хазиев. И последние три года производство растет темпами, гораздо более высокими, чем экономика страны. В текущем году КамАЗ выпустит продукции на 20-25 процентов больше, чем в предыдущем году, Россия в целом - на 7 процентов.
Участие в коммерческом автосалоне в Ганновере - самом рейтинговом в Европе - было знаковым для КамАЗа, который впервые после длительного перерыва заявил о своих технологических возможностях на международном уровне. Если в легковом автомобилестроении, по мнению топ-менеджеров корпорации, мы безнадежно отстали, то наши грузовики вполне конкурентоспособны. И КамАЗу по силам занять свою нишу в системе международного разделения труда.