30 сентября 2004 года Комплексу авиационной безопасности авиапредприятия "Пулково" исполнилось 10 лет
22 сентября 2004 года в авиапредприятии "Пулково" прошла пресс-конференция, посвященная обеспечению авиационной безопасности. В пресс-конференции приняли участие и. о. генерального директора ФГУАП "Пулково" Александр Николаевич Головин, 1-й заместитель генерального директора - начальник Летно-технического комплекса Сергей Геннадьевич Белов и начальник Комплекса авиационной безопасности Евгений Анатольевич Степанов. На пресс-конференции присутствовали представители более 40 ведущих СМИ.
Одним из поводов для проведения данной конференции стал 10-летний юбилей Комплекса авиационной безопасности авиапредприятия "Пулково", сотрудникам которого удается поддерживать безопасность авиаперевозок на уровне мировых стандартов.
На всей территории авиапредприятия "Пулково" в августе, после совершенных бандитами в России террористических актов, был введен самый высокий уровень обеспечения мер авиационной безопасности, который удерживается и в настоящий момент.
На протяжении 10 лет существования Комплекса руководство авиапредприятия уделяло и продолжает уделять максимальное внимание вопросам технического перевооружения службы безопасности. Ежегодно инвестиции в приобретение новой высококлассной техники составляют более 20 миллионов рублей собственных средств авиапредприятия. Так, в 2003 году на работу Комплекса было выделено около 21 миллиона рублей, в текущем 2004 году эта цифра возросла на 5 миллиона.
Как заявил и. о. генерального директора "Пулково" А. Н. Головин, решение об увеличении средств на обновление техники было принято после произошедших в августе 2004 г. терактов: "Обеспечение безопасности пассажиров - основная наша задача, и мы стремится к тому, чтобы использовать в нашем авиапредприятии наиболее эффективное оборудование, отвечающее самым последним мировым требованиям".
Сейчас КАБ "Пулково" располагает 35 рентгентелевизионными установками Rapiscan, 25 стационарными металлоискателями Metor 200, 36 ручными металлоискателями Rapiscan-IPD 6, 3 устройствами поглощения энергии взрыва "ФОНТАН", газоанализаторами паров взрывчатых веществ "ШЕЛЬФ ДС". Введена в действие и эффективно используется система видеонаблюдения, контроля и управления.
С 2003 года применяется уникальная установка по обнаружению взрывчатых веществ "УПВ-5101", которая с помощью нейтронных датчиков позволяет определять наличие самого незначительного количества взрывчатых веществ.
Совсем недавно авиапредприятием "Пулково" было приобретено оборудование, позволяющее за доли секунды считывать паспортные данные и моментально сопоставлять их с базой данных, имеющейся в Федеральной службе безопасности. Использование данного оборудование исключает также возможность прохождения на борт самолета пассажиров с поддельными документами.
Эти и другие технические новшества позволили создать в "Пулково" многоуровневую систему досмотра пассажиров, отвечающую современным требованиям в рамках борьбы с терроризмом.
И. о. генерального директора
"Пулково" А. Н. Головин сказал, что в настоящее время безопасность полетов становится экономической категорией, поэтому деньги для ее обеспечения выделялись и будут выделяться в необходимых количествах в приоритетном порядке.
Во время проведения пресс-конференции начальник Комплекса авиационной безопасности Е. А. Степанов отметил, что безопасность авиаперевозок во многом зависит также и от профессионализма сотрудников Комплекса, который был и остается на высочайшем уровне.
В настоящий момент численность сотрудников Комплекса авиационной безопасности составляет порядка 800 человек. В сферу их ответственности входит предполетный досмотр пассажиров, багажа, ручной клади, самолетов, грузов, почты, комплектов бортового питания, автотранспорта, членов экипажей и персонала авиапредприятия, а также контроль территории и периметра аэропорта (24 км). Помимо этого, функцией Комплекса является обеспечение особых мер безопасности в периоды повышенной угрозы или чрезвычайных обстоятельств. Также в структуру Комплекса авиационной безопасности входит Служба поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.
Обучением и профессиональной подготовкой сотрудников занимается отдел методической работы, входящий в состав Комплекса. Особое внимание уделяется изучению и обобщению международной практики в области авиационной безопасности. Происходит постоянный обмен опытом и информацией с аналогичными зарубежными структурами.
Начальник Комплекса авиационной безопасности Е. А. Степанов сообщил присутствующим журналистам, что в аэропорту производится предполетный досмотр пассажиров, багажа и ручной клади, здесь осуществляется проверка грузов, почты, комплектов бортового питания. В обязательном порядке проверке подвергается само воздушное судно. Введен многоуровневый контроль доступа для членов экипажей и сотрудников авиапредприятия, осуществляется круглосуточное видеонаблюдение за территорией. "Серьезные качественные изменения в организации этих работ произошли в год празднования 300-летия Санкт-Петербурга, -отметил начальник Комплекса авиационной безопасности. - Накануне торжеств мы обменивались опытом с зарубежными коллегами. При том, что мы почерпнули много нового и полезного для себя, организация безопасности в "Пулково" получила высокую оценку представителей иностранных авиакомпаний, в том числе американских".
Нововведением в системе безопасности авиапредприятия стала система допуска для персонала, согласно которой каждый работник предприятия обеспечивается "электронным пропуском" с запрограммированным уровнем допуска. Эти меры направлены на то, чтобы исключить влияние "человеческого фактора" на возникновение возможной чрезвычайной ситуации,
Руководство "Пулково" сообщило, что в настоящее время принята на вооружение система profile, которая уже давно работает и успешно зарекомендовала себя в Америке, Израиле и других странах. Для работы в этом направлении в авиакомпании были специально подготовлены и прошли стажировку 36 психологов. При малейшем сомнении "подозрительному" пассажиру предлагается ответить на комплекс определенным образом разработанных и составленных вопросов. При этом фиксируется поведение и реакции человека. Психоэмоциональное состояние потенциального террориста не позволяет ему адекватно себя вести, и такой человек подлежит задержанию для более тщательной проверки.
Также на пресс-конференции подчеркивалось, что авиационная безопасность зависит не только от мер, направленных на предотвращение преступных посягательств, но также от технического состояния авиапарка. Уже с 2005 года самолетно-моторный парк авиапредприятия "Пулково" начнет обновляться машинами нового поколения. Они постепенно заменят самолеты постройки 80-90-х годов.
Как сообщил на пресс-конференции заместитель генерального директора авиапредприятия С. Г. Белов, в настоящее время объявлен тендер на приобретение новой техники. Рассматриваются варианты приобретения среднемагистрального самолета Ту-204-300, а также лайнера украинского производства Ан-148, предназначенного для полетов на ближние расстояния. Обе машины сейчас проходят сертификацию в преддверии серийного производства. Кроме того, рассматривается вопрос о получении самолета Ту-334, который проходит сейчас испытания. Он позволит заменить ветерана воздушных линий Ту-134.
С. Г. Белов заявил, что, возможно, питерские экипажи начнут эксплуатацию машин западного производства, в том числе корпораций "Боинг", "Эрбас", ряда других. При этом планируется взять за основу лизинговую схему передачи крылатой техники.
В заключение Александр Николаевич Головин подчеркнул, что "Пулково" было и остается одним из самых безопасных авиапредприятий как в России, так и за рубежом.
Высокий уровень авиационной безопасности авиапредприятия "Пулково" неоднократно подтвержден представителями проверяющих инспекций Министерства транспорта России, ИКАО, ИАТА, иностранных авиакомпаний, а также коллегами из служб авиационной безопасности других стран.