В Калининграде действуют ни мало ни много 40 круинговых фирм. И каждая предлагает услуги по трудоустройству моряков на различные типы судов и под различные флаги. Казалось бы, нет проблем: собирай чемодан, целуй родных и...
Но почему же тогда все больше и больше морских специалистов, особенно молодых, остаются не у дел и вынуждены искать тысячу-другую валюты для "нужных людей" или сменить специальность? На подобный вопрос, скорей всего, сможет ответить человек, сам работающий в этой структуре, и как никто другой хорошо знающий проблему изнутри.
Итак, генеральный директор ООО "Планета Калининград" Игорь Поленов:
- Услуги фирмы "Планета Калининград" пользуются популярностью. Игорь Витальевич, в чем причина такого успеха относительно молодой компании?
- Уточним, молодой, но с большим опытом! Мне не хотелось бы отрываться от своих корней, ведь у истоков нашей компании стояли и "набивали шишки" такие достаточно известные на этом рынке компании, как "Исида" (директор Попова Елена Петровна), "Euro Shipping" (директор капитан дальнего плавания Василий Викторович Слабженников), ЗАО "Планета Ростов-на Дону" (директор Олег Владимирович Шаботин).
Начнем с того, что из множества официально зарегистрированных компаний, занимающихся круинговыми услугами, дай бог, половика - действительрьезные компании и не обманывают клиентов. Остальные, в лучшем случае, полагаются на "авось", а в худшем просто но сегут "бабки", о чем вашим братом-журналистом немало написано статей и очерков.
Мы же являемся полномочным и эксклюзивным представителем (в калининградском регионе) крупной и хорошо известной мировому морскому сообществу круинговой компании "Marlow Navigation", которая работает на этом рынке услуг более 20 лет. Международная компания "Marlow Navigation", штаб-квартира которой на Кипре, а филиалы - в Германии и Голландии, обслуживает около 600 судов, в основном немецких и голландских судовладельцев. Флот разнообразный: главным образом, контейнеровозы и сухогрузы, но есть и танкерный, и рефрижераторный. Экипажи судов сформированы из моряков различных стран: Филиппин, Украины, России, Голландии, Литвы, Белоруссии, Польши, Германии, Латвии, Эстонии, Хорватии и т.д.
Менеджмент нашей компании осуществляют действующие капитаны, которым хорошо известны национальные и международные требования к плавсоставу, и поэтому мы ставим перед собой основную задачу - устроить максимально, насколько возможно, земляков на работу на эти суда, поскольку все люди, а в силу специфики своей работы, моряки особенно, заслуживают достойной оплаты своего труда.
Следует отметить, что мы находимся в тесном контакте с Калининградским региональным отделением РПСМ, который осуществляет свою деятельность по защите прав моряков на всех уровнях.
- Судя по всему, это непросто. Ведь на каждое вакантное место приходится по 6-7 кандидатов из разных стран?
- Каждый случай индивидуален. Бывает, моряк сегодня приносит документы, а завтра уходит в рейс. Но гораздо чаще, чтобы устроить специалиста на хорошее место (на судах, обслуживаемых "Marlow Navigation", уровень заработной платы один из самых высоких: минимальный гарантированный заработок матроса составляет $730, а капитана $3894 в месяц на первый контракт), требуется провести большую подготовительную работу.
Перво-наперво мы проверяем все надлежащие документы, затем тестируем специалиста на профпригодность и знание английского языка. Если все соответствует требованиям головной компании, тогда начинаем работать с этим человеком, то есть "продавать" его как специалиста. Формируем для моряка пакет документов и заключаем с ним договор. И все это, заметьте, бесплатно. Более того, мы взяли на себя обязанности по прописке паспортов моряка и судовых ролей по тому судну, на которое направлен специалист, и тоже бесплатно. Это очень важный вопрос, так как право прописки имеет только та компания, которая при наличии лицензии прошла сертификацию в уполномоченной структуре Министерства транспорта России и заключила договоры с администрациями портов.
- Каков главный критерий отбора кандидатов?
- Профессиональные качества и хорошее знание английского языка. Так как экипажи на судах интернациональные, то общение и профессиональная работа осуществляются только на английском.
- А если с документами все "о'кей", а специалист не востребован?
- Тогда смотрим, как можно повысить его "привлекательность". Отправляем на курсы повышения квалификации, на всевозможные тренинги, которые в большинстве своем проходят на базе нашей учебной лаборатории, если нет необходимости в получении сертификатов международного образца. Все Это продвижение к профессиональному мастерству отражается в анкете кандидата, и шансы его повышаются.
Надо сказать, на Калининградскую область приходится самый высокий процент "попадаемости" на работу. На сегодня в нашей базе данных более 1200 человек всех морских специальностей. Постоянно в море находятся от 120 до 140 человек.
- Эти правила касаются и молодых специалистов?
- В трудоустройстве молодых специалистов определенные сложности. Дело в том, что на иностранных судах практикуются сокращенные экипажи, там нет должностей, на которые традиционно приходили выпускники вузов: 3-го помощника и 3-го механика. А весь практический опыт выпускника укладывается в поход под парусами на "Крузенштерне" и, в лучшем случае, практику на рыболовном траулере. Поэтому сначала отправляем молодого специалиста кадетом или матросом, затем постепенно ранг его возрастает.
- Работаете ли вы с курсантами?
- Не так плотно, как хотелось бы, но заявки на кадетов поступают. Примерно 10 человек в год: 5 на палубу и 5 в машину. Из калининградцев -практикантов сегодня в море находятся 3 человека. Готовим к отправке следующую партию Один из кадетов По результатам работы был переведен на должность матроса (кадеты зарабатывают $ 150).
А на днях к нам пришла девушка, которая учится в БГА на штурмана. Хочет пойти в море кадетом. Будем надеяться, что у нее все получится. В системе "Marlow Navigation" работают 3 женщины-капитана. Все они немки по национальности.
- Сегодня буквально "расстреливает" фраза из объявлений многочисленных агентств по трудоустройству: "только до 35 лет".
- У нас для хороших специалистов нет ограничения по возрасту. В компании работает капитан, правда, не россиянин, возраст которого 72 года. Есть 68-летний стармех. Очень много ветеранов, которым перевалило за 55.
Конечно, спрос всегда рождает предложения, и у работодателей появляется широкий диапазон выбора, поэтому, чтобы попасть в "обойму", необходимо постоянно совершенствовать свой профессионализм. А мы помогаем этому.
Надежда Хворостухина