ЧЕМ В ДРУГИХ ГОРОДАХ РОССИИ
На сегодняшний день в Москве насчитывается около 3 млн. автомашин. Плотность размещения автотранспорта и степень его вредного воздействия на экологию и здоровье людей в столице в несколько раз выше, чем в целом по стране. А ставки транспортного налога, как выяснилось, ниже, чем в других крупных городах. При этом действующий сегодня городской Закон "О транспортном налоге" не предусматривает предоставления льгот владельцам автотранспорта, отвечающего современным экологическим требованиям.
О предложениях по изменению ставок транспортного налога и возможности предоставления налоговых льгот мы побеседовали с председателем комиссии Московской городской Думы по городскому хозяйству депутатом Степаном ОРЛОВЫМ.
- Степан Владимирович, на одном из последних заседаний комиссии по городскому хозяйству обсуждался вопрос об увеличении транспортного налога. А почему назрела необходимость в его изменении, в чем причина?
- Дело в том, что ставки транспортного налога не изменялись уже несколько лет. Действующие сегодня ставки не отражают существующего положения дел. Они не стимулируют налогоплательщика улучшать экологические показатели своего автотранспорта и проводить для этого соответствующие мероприятия. Кроме того, сегодняшний налог не дает достаточных средств в городской бюджет. В столице ставки транспортного налога в 1, 5 - 2 раза ниже, чем в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других крупных городах России. А ведь в Москве самое большое количество машин и самый дорогой автотранспорт.
В зависимости от размера, веса и других характеристик автомобиля оказывается большее или меньшее влияние на дорожное покрытие. За счет выброса вредных веществ, объем которых зависит от марки машины и ее адаптированности к экологическим нормам, машина ухудшает состояние окружающей среды и, в частности, городской атмосферы. Наконец, автомобильные пробки! Таким образом, возникла необходимость взимать дополнительный налог с владельцев автотранспортных средств.
Депутаты встречались с руководством Департамента транспорта и связи города Москвы, Департамента экономической политики и развития города Москвы, налоговой инспекции.
Мы считаем, что необходимо изменять ставки транспортного налога, но только для больших и дорогих автомобилей. Мы предлагаем увеличить налог для автомобилей с мощностью двигателя от 150 л. с. и больше. Это делается для того, чтобы увеличение транспортного налога не ударило по малоимущим москвичам. Все владельцы отечественных автомобилей и владельцы небольших иномарок будут платить столько же, сколько они платят сейчас. То есть, если увеличение ставки налога и произойдет, то только для владельцев больших и дорогих автомобилей. Во-первых, именно такие автомобили оказывают серьезное влияние на дорожное покрытие и, следовательно, требуют дополнительного вложения в транспортную инфраструктуру. Во-вторых, для владельцев таких машин повышение будет малоощутимо. Но, кроме этого, мы предлагаем ввести снижающие коэффициенты для тех машин, которые соответствуют экологическим нормативам. Если автовладелец переоборудовал свою машину и сделал ее соответствующей экологическим нормативам или купил машину, которая изначально отвечала определенным нормативам, то он будет платить меньше. Таким образом, мы стараемся не затронуть интересы небогатых автовладельцев. - В Европе давно действуют экологические стандарты Евро-1, Евро-2, а в 1998 году был введен Евро-3. В некоторых странах уже нормой является стандарт Евро-4. А можно ли у нас увязывать транспортный налог с экологическим стандартом, который сейчас не учитывается при регистрации автомобиля в ГИБДД?
- Мы не увязываем транспортный налог с экологическими стандартами, потому что тогда каждый автовладелец должен был бы проходить проверку на экологический стандарт, а это пока сложно: мы не можем обязать ГИБДД проводить такую проверку. Но владелец автомобиля, отвечающего экологическим стандартам, может получить льготу. При техническом осмотре автовладельцу будут выдавать документ определенного образца, где будет указано, что его машина соответствует экологическим стандартам Евро-1, Евро-2 или другим. Этот документ будет основанием для предоставления льготы, но инициативу проявить должен сам автовладелец, потому что любая льгота оформляется усилиями того человека, который хочет ее получить. Это такая же процедура, как и по налоговым льготам. Вы платите налог, но, если вы хотите получить льготу, вы должны собрать определенные документы и обратиться в соответствующие органы.
- В случае изменения транспортного налога кто будет платить по максимальной ставке, а кто по минимальной?
- Нет максимальной и минимальной ставки, а есть ставка, соответствующая количеству лошадиных сил. Градация по мощности двигателя идет такая: до 70 л. с. (налог не взимается вообще), есть категория от 70 до 100 л.с., от 100до 150л. с., от 150 до 200 л. с, от 200 до 250 л. с. и выше. Я повторяю, что повышать транспортный налог нужно только для машин с мощностью двигателя от 150 л. с. Сейчас мы сталкиваемся с ситуацией, когда владелец дорогой машины ценой от 50 до 100 тысяч долларов США платит налог величиной около 3-4 тысяч рублей. Мне кажется, что это недостаточно. Увеличение транспортного налога в полтора раза (я пока не говорю о конкретных цифрах, они еще будут обсуждаться) не ударит серьезно по бюджету автовладельца, который готов заплатить 100 тысяч долларов за покупку автомобиля.
- Ходят слухи, что в 2005 году для новых отечественных автомобилей вводится экологический стандарт Евро-2. А что делать владельцам старых отечественных машин, которые хотят улучшить экологические показатели своих автомобилей?
- Во-первых, транспортный налог, если и будет меняться, то только с 2006 года. Пока у меня нет информации, что официально вводятся евростандарты, мы только обсуждаем такую возможность. Я считаю, что экологические стандарты должны работать только на льготы. Было предложение именно с экологическими стандартами увязывать величину транспортного налога, но мне кажется, что к ним надо привязывать не само повышение ставки, а льготы. Если владелец машины поставил двигатель, который работает на газе, что более экологично и соответствует экологическим стандартам, он будет платить меньше. Но это пока наши предложения: проекта закона еще нет, мы только работаем над ним.
- В случае изменения транспортного налога, увеличится ли объем налоговых поступлений? Куда будут направлены эти средства?
- Увеличение транспортного налога сможет принести, по нашим подсчетам, от 0, 5 до 1, 5 миллиарда рублей в год дополнительного дохода в бюджет Москвы. Эти деньги пойдут либо на экологизацию транспорта, либо на развитие транспортной инфраструктуры: строительство и ремонт дорог и мостов, строительство стоянок и парковок. Безусловно, одного налога не хватит, и город, как и прежде, будет направлять на это большие средства за счет других доходных статей бюджета. Еще один важный вопрос - это администрирование налога и его собираемость. Здесь необходимо улучшать существующие базы данных. Я считаю, что даже на улучшении собираемости налога мы можем получить дополнительные средства в городской бюджет.