ГТК России внедряет систему управления рисками (СУР), призванную сократить расходы на досмотр товаров и облегчить жизнь участникам ВЭД. Ожидается, что уровень досмотра грузов снизится со 120% до 7%.
СУР представляет собой информационный комплекс, объединяющий все подразделения таможенного ведомства и заменяющий роль рядового сотрудника таможни в принятии решения о проведении досмотра. Вместо привычного сейчас тотального досмотра грузов, на который уходит львиная доля бюджета таможенной службы, будет проводиться не менее тотальная проверка документов на груз. Естественно, что проверять документы намного дешевле, чем досматривать товары.
Проверяться будет сам груз, история перемещения аналогичных грузов, грузоотправитель и грузополучатель, также будет учитываться и сравниваться объем поступивших грузов и потребность в них на потребительском рынке и многое другое, что таможенники предпочитают не разглашать. Совокупность этих сведений составляет так называемый профиль риска, который изменяется в зависимости от региона применения. Естественно, что разработка профиля риска - работа систематическая, и на каждой таможне профиль будет непрерывно обновляться и изменяться.
Таким образом, параллельно с оформлением таможенных документов все грузы будут проверяться на соответствие с профилем риска, и в случае, если возникнет подозрение, будет проводиться досмотр. Остальной груз, к которому претензий при проведении проверки не возникло, будет оформляться без досмотра.
На конец 2003 г. средний по стране уровень досмотра грузов, перемещаемых через границу РФ, составлял 120%. В зоне деятельности ДВТУ, в том числе и в Приморском крае, уровень досмотра грузов составляет около 70%. Столь большой отрыв от общероссийского показателя возник потому, что большая часть груза идет через край транзитом и досматривается на месте получения. Как только система управления рисками будет запущена в эксплуатацию, показатели досмотров в крае и в целом по стране должны сравняться.
Прошел почти год с момента принятия концепции СУР и начала ее внедрения в систему ГТК. В этом процессе задействованы все подразделения таможни, а координацией внедрения системы на территории подведомственной ДВТУ занимается отдел контроля таможенного оформления (ОКТО). "На сегодня идет утверждение профилей риска, индивидуальных для каждой таможни, в сентябре должна появиться программа, на основе которой в скором будущем будет создан единый программный комплекс, объединяющий все таможни России" - сказал "ЗР" начальник ОКТО Николай ЛОЩИНИН.
Что характерно, для участников ВЭД внедрение системы рисков никаких опасностей не несет, конечно, если они числятся в списке "благонадежных". Если же у них были проблемы с таможней, досмотров им не избежать. Вообще специалисты таможенного управления надеются, что повсеместное внедрение СУР позволит им снизить количество досмотров до общемирового уровня в 7%, что в свою очередь ускорит перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Но для этого необходимо проделать еще много работы.