Нужна организация сквозного бизнес-процесса
Расчет рентабельности рейсов - одна из сложнейших и актуальнейших задач. Ее реализация в информационной системе позволяет получать наиболее значимую информацию для оценки и планирования бизнеса авиакомпании.
Внутренние производственные связи, наработанные десятилетиями, и профессиональный опыт персонала позволяют нам достаточно успешно осуществлять бизнес. Однако в условиях роста интенсивности авиаперевозок, жесткой конкуренции возникает потребность в комплексной, оперативной, взаимоувязанной информации.
В то же время отсутствие комплексной автоматизации процесса организации перевозок не позволяет осуществлять сквозной оперативный контроль процессов. Таким образом, вопрос комплексной автоматизации деятельности становится для авиакомпаний насущной необходимостью.
В настоящее время общепризнанно, что сами по себе информационные технологии не приносят финансовой отдачи, и эффективность внедрения определяется прежде всего достижением цели, поставленной при создании проекта. Для оценки дохода от пользования информационной системой нужно рассматривать деятельность компании как комплекс задач и организацию работ по их выполнению с учетом обрабатываемых документов и данных. Экономическая категория, которая позволяет увязать все эти аспекты, - это бизнес-процесс.
Все бизнес-процессы можно разделить на два класса: основные бизнес-процессы - производственно-технологические, сбытовые (непосредственно оказание услуг авиакомпании) и процессы материально-технического .снабжения - бухгалтерский учет, экономический анализ и т.п.
При автоматизации основных процессов ожидаемые результаты можно прогнозировать с помощью экономических, в частности, финансовых категорий (снижение себестоимости, сокращение запасов, периода оборачиваемости оборотных средств и т.п.).
Проблемы отечественного авиапрома вынуждают авиакомпании, с одной стороны, тщательно контролировать техническое состояние и ресурсы отечественных воздушных судов, находящихся в эксплуатации, с другой - модернизировать парк за счет покупки воздушных судов (ВС) иностранного производства. Чрезвычайно актуальными становятся вопросы приобретения запчастей для обоих типов ВС, планирования технического обслуживания и ремонта (ТоиР) и их качественного выполнения, подсчета затрат на содержание и обслуживание воздушного судна.
Расчет рентабельности рейсов - одна из сложнейших и актуальнейших задач. Ее реализация в информационной системе позволяет получать наиболее значимую информацию для оценки и планирования бизнеса авиакомпании. Повышение рентабельности авиакомпаний предполагает внедрение сквозного учета материально-производственных запасов - от сбора и обработки заявок по всей авиакомпании и централизованного формирования потребности закупки до непосредственной передачи запасов по месту назначения и контроля выбытия по сроку.
В рамках общего технологического процесса организации авиаперевозок с большей или меньшей степенью детализации формализована деятельность функциональных служб. Однако в ходе их взаимодействия при организации сквозного бизнес-процесса существует значительное количество неформализованных процедур, которые, соответственно, не могут быть автоматизированы.
Реализация программно-технических решений должна опираться на единые регламенты ведения общих справочников и баз данных, систем классификации и кодирования. Внедрение информационной системы инициирует упорядочение этого проблемного участка в деятельности авиакомпании и движение в сторону централизации информации. Без этих процедур вопросы сквозного контроля материально-производственных запасов, отношений с контрагентами, экономического планирования и корректного бюджетирования просто нерешаемы.
Выбор продукта является прерогативой конкретной авиакомпании и зависит прежде всего от объема задач в сочетании с финансовыми возможностями. Однако вне зависимости от класса выбранного продукта в иерархии информационных систем, представленных на рынке, необходимо сочетание программного обеспечения и специализированных систем.
Вне зависимости от выбранного программного обеспечения обязательна разработка стратегии (концепции, модели) автоматизации бизнеса авиакомпании с точки зрения функционального охвата и организационной последовательности. Вывод остается один - совершенствование управления невозможно без автоматизации.