За последние 35 лет на железнодорожном транспорте реализовывались две программы информатизации. Первая - в 1975 -1990 годах. В 1996-м была принята вторая, рассчитанная до 2005 года.
К сожалению, ни та, ни другая не были выполнены в полном объеме, хотя благодаря их реализации на железнодорожном транспорте успешно функционирует одна из самых мощных в стране информационно-вычислительных сетей, обеспечивающая информационные потребности управления эксплуатационной работой сети.
Создание Компании "РЖД" и новые сложные задачи, стоящие перед отраслью, привели к необходимости разработки третьей программы, учитывающей рыночные условия работы железных дорог и всей экономики страны.
И нам хотелось бы высказать свое суждение о содержании проекта "Программа информатизации на 2005 - 2007 годы" , которая стала предметом обсуждения на одном из заседаний Правления ОАО "РЖД".
По нашему мнению, первоочередное усиление материально-технической базы вычислительных комплексов и телекоммуникаций должно быть продолжено. В противном случае через 3-5 лет развитие автоматизации будет остановлено. Уже сейчас в наиболее напряженное время суток загрузка ряда магистральных каналов связи 90 - 100 процентов.
Цели программы в проекте сформулированы слишком расплывчато, в ней нет ничего конкретного и не отражена специфика отрасли. А ведь составленная только на три года, она должна иметь форму четкого плана, где было бы указано: что надо сделать, кто, когда и на каких объектах выполняет проектирование и ввод объектов в эксплуатацию, источники финансирования, величина затрат и многое другое.
Если применить это положение к формулировке цели, то в качестве возможного варианта предлагаем следующую: "Цель программы - обеспечение полного освоения возрастающих объемов перевозок грузов и пассажиров в процессе удвоения до 2010 года внутреннего валового продукта (ВВП) при минимуме затрат и соответствующей мотивации железнодорожников".
Настораживает желание авторов проекта унифицировать протоколы обмена данными и формирования баз данных. Унификация этих процедур на основе новых стандартов остановит большую часть действующих систем и не даст никакого эффекта в будущем. Более того, это может остановить транспорт, так как существующие программы будут исключены из эксплуатации. Подобные вопросы должны решаться при обязательном участии работников ГВЦ, дорожных ВЦ, представителей ВНИИЖТа и проектных организаций.
Коснемся теперь конкретных аспектов.
В подпрограмме "Управление сбытом грузовых перевозок" дано описание действующей технологии планирования перевозок, оформления финансовых и учетных документов при погрузке, отправлении и прибытии грузов и вагонов. В общем виде показано, что автоматизировано и что предстоит автоматизировать в 2005 - 2007 годах, а также ожидаемый эффект от предстоящих работ.
Думается, что здесь обязательно нужно указать исполнителей и соисполнителей работ, объекты внедрения и источники финансирования, а также расчет потребных аппаратных ресурсов. Это замечание касается и всех остальных подпрограмм.
Подпрограмма "Управление сбытом и организацией пассажирских перевозок" охватывает доработку и ввод системы "Экспресс- 3" и в отличие от других подпрограмм разработана на период до 2010 года, что, на наш взгляд, правильно. Тут наиболее полно раскрыты все этапы каждой конкретной работы, указаны сроки их выполнения и исполнители. Обоснован ожидаемый эффект.
Подпрограмма "Управление перевозочным процессом" предусматривает автоматизацию технологических процессов по управлению перевозками на станциях, отделениях, железных дорогах, в отраслевом центре управления. Задача интеграции проектов решается в рамках "Сетевой интегрированной информационно-управляющей системы (СИРИУС). Все вопросы и работы даны в общей форме, не везде указаны исполнители и затраты. Ожидаемый эффект от внедрения СИРИУСа не обоснован. Этот раздел следует объединить с первой подпрограммой.
В подпрограмме "Оптимизация управления содержанием инфраструктуры и подвижного состава" дан краткий перечень недостатков в содержании и ремонте инфраструктуры железных дорог и подвижного состава; поставлена задача создания единого автоматизированного комплекса управления хозяйствами ОАО "РЖД" , включающего линейные предприятия, службы, заводской комплекс и департаменты Компании.
По нашему мнению, работы по автоматизации управления самых крупных хозяйств железнодорожного транспорта объединять в одну подпрограмму нельзя. Каждое имеет свои, не похожие на другие, технические средства, которые требуют собственных методов и форм эксплуатации и ремонта, номенклатуры запчастей и расходных материалов, специалистов разных профессий.
Здесь также нет анализа сегодняшнего состояния работ по информатизации по хозяйствам, поэтому невозможно оценить производственную целесообразность и экономическую эффективность предлагаемых работ.
Подпрограмма "Организация эффективного бюджетирования, бухгалтерский и налоговый учет, оптимизация управления: финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами" проработана достаточно подробно, хотя значительная честь текста напоминает учебник по организации экономического управления.
Каждому функциональному направлению дано достаточное описание функций на трех уровнях управления, сегодняшнее состояние автоматизации, предлагаются планы развития, но без указания исполнителей, объектов автоматизации, сроков исполнения, затрат. Отсутствует, как и в других подпрограммах, расчет потребных вычислительных и телекоммуникационных ресурсов.
Подпрограмма "Стратегическое развитие и системное управление, оптимизация управления инвестициями и инновациями" представлена описанием структуры подпрограммы; технологией стратегического управления ресурсами и инвестициями; плановыми результатами проектирования; этапов реализации, а также ожидаемым экономическим эффектом. Описание представлено теоретическими выкладками, по нашему мнению, далекими от реальной жизни. Приведенный экономический эффект ничем не обоснован. Подпрограмма нуждается в коренной переработке.
Подпрограмма "Унификация и интеграция автоматизированных систем" предусматривает создание реестра автоматизированных систем (АС), действующих и разрабатываемых на железнодорожном транспорте, АСУ унификации и стандартизации АС; АСУ ведением нормативно-справочной информации; ВЕБ-портала в Интернете и многое другое.
Предложения по созданию перечисленных очень дорогостоящих АСУ являются необоснованными. Вместо них следует доработать существующие отраслевые методические материалы. Разработать же обязательно надо программно-аппаратные средства защиты АСУ от несанкционированного доступа.
Всеобщая интеграция автоматизированных систем, предлагаемая авторами подпрограммы, принесет только вред и дополнительные затраты на переработку действующих программных средств, их отладку и ввод. Вопросы интеграции АС должны рассматриваться индивидуально для конкретных АСУ и обсуждаться с участием представителей дорожных ВЦ и ГВЦ, научных и проектных организаций.
В настоящее время в дорожных ИВЦ и ГВЦ успешно функционируют 130 высокопроизводительных серверов, в основном на платформах IBM S/390 и SimSolaris. И заменять их на другие, как предлагают некоторые некомпетентные эксперты, неоправданно. Более того, даже вредно для жизнеспособности крупных отраслевых автоматизированных систем.
По нашему мнению, программу информатизации необходимо переработать, кроме пассажирской и финансовой подпрограмм.
Предлагаем следующее. Основные средства, выделяемые для реализации программы информатизации, должны быть направлены на повышение эффективности и надежности перевозочной, эксплуатационной работы, и прежде всего автоматизации управления перевозками. То есть тех функций, которые обеспечивают экономику и население наиболее дешевыми перевозками.
Целесообразно объединить "Управление сбытом грузовых перевозок" и "Управление грузовыми перевозками" в один раздел, так как их функции выполняются одним контингентом работников и их разделение более чем условно. Выделить в самостоятельные подпрограммы управление хозяйством пути и сооружений: локомотивным и вагонным хозяйством, электрификацией и энергоснабжением, материально-техническим обеспечением, капитальным строительством.
Следует предусмотреть в программе раздел взаимодействия с собственниками подвижного состава и управления этим парком.
Саму программу целесообразно разработать на 2005 - 2010 годы, а ее проект необходимо направить для обсуждения всем железным дорогам, ГВЦ, ВНИИЖТу, ПКТБ АСУЖТ и др. С их же участием следует организовать предварительное и окончательное рассмотрение на НТС Компании.
На наш взгляд, сегодняшняя структура управления информатизацией отрасли повторяет ошибки, допущенные в прошлом. Так, сейчас функционируют два департамента: связи и вычислительной техники и корпоративной информации. Мы убеждены: эти процессы разделять нельзя, а руководство эксплуатацией и дальнейшим развитием информатизации должно быть сосредоточено только в Департаменте связи и вычислительной техники, усиленном работниками Департамента корпоративной информации. При этом во главе данной структуры необходимо поставить грамотного руководителя, технолога и производственника, ранее возглавлявшего крупное отделение, а может, и магистраль, наделив его правами вице-президента ОАО "РЖД" , так как информатизация сегодня "пришла" во все железнодорожные хозяйства.
В новом департаменте необходимо возродить полноценный технологический отдел, в котором должны быть представлены специалисты в области организации грузовых и пассажирских перевозок, коммерческой работы, локомотивного и вагонного хозяйства, хозяйств пути, электрификации, финансов, статистического учета, материально-технического обеспечения. Они должны обеспечивать координацию работ по информатизации с соответствующими службами и департаментами отрасли и отвечать за состояние информатизации по соответствующим функциональным направлениям.
Неплохо было бы вернуться к должностям генерального конструктора информатизации на железнодорожном транспорте и главных конструкторов по направлениям, наделив их соответствующими правами по созданию и внедрению информационных технологий и обеспечению необходимыми вычислительными ресурсами.
***
Цели программы в проекте сформулированы слишком расплывчато, в ней нет ничего конкретного и не отражена специфика отрасли.
***
По нашему мнению, программу информатизации необходимо переработать, кроме пассажирской и финансовой подпрограмм.