Одной из форм участия инженеров, экономистов, ученых и практиков в общественной жизни страны является их работа в научно-технических и инженерных обществах России. Эта деятельность органично вписывается в работу по созданию Общественной палаты страны, что, в свою очередь, является еще одним шагом в развитии гражданского общества. Основным направлением деятельности научно-технического общества водного транспорта (НТОВТ), как и других отраслевых НТО в своей сфере, является содействие в решении конкретных инженерных, экономических, организационных, социальных и нормативно-правовых проблем, стоящих перед морским и речным транспортом.
27 декабря 2004 года прошло расширенное заседание президиума научно-технического общества водного транспорта, на котором были подведены итоги работы за год и принят план деятельности на 2005 год; также был обновлен состав руководства НТОВТ. Председателем центрального правления НТОВТ был избран Владимир Попов, первый заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Минтранса РФ, бывший председатель Николай Григорьевич Смирнов стал его заместителем.
В отчете первый заместитель председателя Владимир Чернявский рассказал, что в 2004 году использовались различные формы деятельности: проводились научно-технические, научно-практические и учебно-практические семинары и конференции; проводились научные и исследовательские разработки, в том числе на конкурсной основе; рассматривались отдельные научно-технические проблемы с привлечением широкого круга научно-технической общественности. Так, в г. Санкт-Петербурге с 20 по 23 января состоялся научно-практический семинар "Цифровые технологии в производстве навигационных карт ВВП", было обсуждено 27 докладов и сообщений, помимо специалистов отрасли, выступили ученые и инженеры МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУНиОМО, ОАО "Транзас", СПГУВК, "Геологоразведка", ГП "Моринтех". Проведены практические занятия по цифрованию оригиналов бумажных карт.
Участники семинара отметили, что недостаточное финансирование не позволяет использовать новейшее оборудование, привлекать к этой работе опытных специалистов.
Впервые был организован и проведен форум "Связь на море и реке - 2004", который объединил ежегодно проходящий с 2001 г. научно-практический семинар "Связь на реке" и международную научно-практическую конференцию (проводится с 1998 г.) "Перспективы развития систем связи и радионавигации на морском и речном транспорте". Одновременно состоялась выставка оборудования и технологии связи, радионавигации, в которой в качестве экспонентов выступили более 70 отечественных и зарубежных фирм.
В работе форума приняли участие около 300 специалистов, в том числе более 70 представителей отечественных и зарубежных фирм из Украины, Латвии, Эстонии, Японии,
Южной Кореи, Дании, Финляндии, а также Минтранса, МЧС, ВМС, Минсвязи, МВД.
В г. Пула (Хорватия) с 28 мая по 5 июня прошел международный научно-технический семинар "Основные направления развития водного транспорта на современном этапе", в котором участвовали 18 специалистов морского и речного транспорта.
Научно-практическая конференция "Обеспечение безопасности и надежности судоходных гидротехнических сооружений" состоялась в г. Волжском 13-16 сентября. В ее работе приняли участие 84 представителя Минтранса, ФАМРТ, ГБУВПиС, НИИ, учебных заведений, а также ЦНИИМаша, АО "Акватик", ЗАО Тидротехэкспертиза", ФСНОТ, Российского речного регистра, "Ленгидростали" и др. На конференции разбирались основные проблемы, связанные с реализацией федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений", в т.ч. перспективы развития и совершенствования системы безопасности гидросооружений ВВТ. Участники обменялись опытом работы, а также были проинформированы о последних научных исследованиях в области эксплуатации судоходных СГТС. В прениях по 34 докладам и сообщениям выступили 10 специалистов.Была организована выставка, рассказывающая об опыте работы Волго-Донского ГБУВПиС по обеспечению безопасности эксплуатации шлюзовой системы. Организованы экскурсии в районы гидроузлов.
В связи с реорганизацией Минтранса не удалось провести такие, уже подготовленные, мероприятия, как научно-практическая конференция "Направления развития внутренних водных путей России (проблемы и решения)" на базе Амурского ГБУВПиС (г. Хабаровск); семинары "Проблемы диспетчерского регулирования на ВВП" и "Проблемы экологии на речном транспорте и направления их решения".
В истекшем году с привлечением актива РосНТОВТ были выполнены 11 научно-исследовательских разработок, в т.ч. "Концепция и техническое задание на проект федерального закона "Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта", "Определение степени риска при охране судов и портовых сооружений ВВТ", "Разработка программного комплекса автоматизированного учета конкурсных торгов", "Исследование структуры, состава и функционально-технических задач, решаемых комплексной системой электросвязи ВВТ с учетом объединения сетей связи, на основе современных цифровых технологий".
В апреле с.г. Президент Российской Федерации утвердил законы N 27 и N 28 о ратификации Россией международных конвенций МОТ "О социально-бытовых последствиях новых методов обработки грузов в портах" (N 137) и "О технике безопасности и гигиене труда на портовых работах" (N 152). Подготовка этих материалов проводилась РосНТОВТ в рамках научно-исследовательских разработок по договору с Росморфлотом под руководством члена президиума общества Теодора Новикова.
Выступившие на заседании члены президиума и приглашенные считают, что большой потенциал инженерной и научной общественности используется недостаточно для того, чтобы по целому ряду проблем водного транспорта вырабатывать рекомендации, в том числе и такие, которые руководство Минтранса могло бы учитывать, принимая то или иное решение.
В частности, Николай Смирнов полагает, что важными задачами НТОВТ являются укрепление и возрождение первичных организаций на бассейнах, поднятие престижа инженера и научного работника, создающих новое и передовое на водном транспорте, участие в российском и международном союзах инженерных обществ, ежегодном конкурсе "Инженер года", что поможет выполнению среднесрочной стратегии развития транспорта до 2010 года, подготовке отрасли к вступлению в ВТО. Активное использование спутниковой навигации и связи, по мысли Сергея Пчелина, президента Ассоциации связи на речном транспорте, может позволить речным судам следовать в тумане, что повысит рентабельность речного судоходства.
Председатель профсоюза докеров России Анатолий Шепель добавил, что в НТОВТ накоплен достаточный опыт по разработке нормативно-правовых документов по охране труда, здесь знают методы и способы продвижения идей и решений.
- Полезно использовать опыт деятельности научно-технического водного транспорта при осуществлении НИОКР по запросам госбассейновых управлений, - считает начальник управления Росморречфлота Алексей Редькин. - Необходимо изменить общественное мнение относительно развития внутреннего водного транспорта. Повысить уровень безопасности гидротехнических сооружений при невыделении достаточного количества средств на эти цели очень и очень трудно, - полагает он.
Подводя итоги заседания, Владимир Попов отметил, что в сфере НТОВТ главным остается всемерное содействие развитию портовой индустрии, в частности, внимание к формированию того или иного терминала, улучшению скорости обработки судов и вагонов, использованию резервов мощностей, безопасности, специализации и поставки высокопроизводительной техники. Если появляется какая-то., полезная идея или из нескольких предложений надо выбрать самое продуктивное, то быстрее оценить и внедрить их может помочь именно такая организация, как НТО.
В плане работы НТО на 2005 год - несколько научно-практических конференций в Москве (март и октябрь), Нижнем Новгороде (июль-август), Перми (сентябрь), НИОКР по контрактам и договорам с организациями водного транспорта, по безопасности мореплавания, экономии ресурсов, развитию водных путей России, финансовой деятельности структур Росморречфлота в новых условиях.
***
Новый состав президиума центрального правления общественной организации "Российское научно-техническое общество водного транспорта"
Председатель центрального правления Попов Владимир Алексеевич;
Первый заместитель председателя (штатный) Чернявский Владимир Леонидович;
Заместитель председателя Смирнов Николай Григорьевич;
Ученый секретарь Фомин Владимир Григорьевич;
Члены президиума: Лаврищев Андрей Васильевич, Новиков Теодор Никитович, Шамрай Сергей Корнеевич, Ефремов Николай Андреевич, Редькин Алексей Данилович, Носов Борис Александрович, Евстигнеев Василий Васильевич, Гаврилов Вячеслав Владимирович, Кормышев Евгений Иванович, Самарин Геннадий Викторович.