В Санкт-Петербурге в Военно-транспортном университете Железнодорожных войск РФ состоялась научно-практическая конференция, на которой обсуждались вопросы укрепления национальной безопасности страны в сфере транспортного обеспечения.
Во вступительном слове начальник университета генерал-лейтенант Сергей Соловьев сказал, что круг обсуждаемых проблем поможет детализировать и дополнить Транспортную стратегию России.
В частности, речь шла о противостоянии терроризму как одной из глобальных угроз национальной безопасности.
Только в Москве за прошедшие пять лет произошло 13 террористических актов. Как защитить людей от этой напасти? Заместитель директора Департамента управления кадрами Министерства транспорта РФ Игорь Кокорев информировал участников конференции, что готовится федеральный закон, который регламентирует меры по обеспечению безопасности пассажиров на всех видах транспорта. В частности, в нем юридически закреплена необходимость предполетного и послеполетного контроля грузов и пассажиров. На предприятии воздушного комплекса будет введена единая система информации (электронная база данных) о пользователях аэролиний, о координации их взаимодействия.
Член комитета транзитной и транспортной политики администрации Санкт-Петербурга Наталья Багаева обратила внимание на уязвимые места в работе метрополитенов, услугами которых пользуются миллионы людей. Система видеонаблюдения, например в питерской "подземке" , не выдерживает никакой критики: это техника образца 60 - 70-х годов. Многие участки остаются вне поля видимости. Между тем нельзя жалеть средств на внедрение современной техники. Хотя следует признать, что это дело весьма затратное. Для обеспечения только видеонаблюдения Московскому метрополитену требуется почти 2, 5 миллиарда рублей. А санкт-петербургскому метро - 1 миллиард рублей, волгоградскому подземному трамваю - столько же. Однако в бюджете на все выделен всего... 1 миллиард рублей!Это фактически десятая часть требуемых средств. Для сравнения: в странах Запада существуют государственные целевые программы, полностью обеспечивающие метрополитены необходимыми средствами безопасности. Почему бы нам не перенять этот опыт?
О совершенствовании технических средств, обеспечивающих безопасность на транспорте, говорил и вице-президент Академии геополитических проблем Российской Федерации генерал-полковник Леонид Ивашов. Особое внимание он обратил на соблюдение жесточайшей дисциплины во всех звеньях транспортного процесса.
К сожалению, добиться этого непросто. Транспортный комплекс сегодня раздроблен и разрознен. Железные дороги принадлежат государству. Но операторские компании со значительной частью подвижного состава - в руках частников. Еще больше проблем в связи с этим на автотранспорте, в гражданской авиации, в судоходстве... Вот почему так важно сегодня в законодательном порядке определить пути и общие правила взаимодействия транспортников всех ведомств по обеспечению национальной безопасности нашей страны.