ПЕРЕПИСКА

Seleznev-va@yandex.ru, Астрахань

ВАЛЕРИЙ СЕЛЕЗНЕВ, ЭНЕРГЕТИК

Кадровое замыкание

Добрый день! Прочитал вашу подборку информационных материалов "Конец света" о случившейся в конце мая в Москве чрезвычайной ситуации с отключением энергоснабжения ("РГ" N 110 от 26.05.2005 г.). Считаю, одна из причин аварии в "Мосэнерго" - абсолютное отсутствие грамотной кадровой политики, проводимой в РАО "ЕЭС России" и ее дочерних компаниях. Специалисты с купленными дипломами - это еще ничего: сумели на него деньги заработать... Но зачастую на руководящие должности назначаются люди вообще без высшего технического образования, я уже не говорю об энергетическом. И эти неграмотные так называемые "топ-менеджеры" несут с собой разрушение годами создаваемых традиций, снижают престиж высшего образования, способствуют назначению на оперативные и административные руководящие должности себе подобных невежд. В поисках сиюминутной выгоды в энергетику - стратегическую отрасль! - пришли бизнесмены, главная цель которых - выжимание из нее денег. И это тоже одна из причин такого серьезного развития этой аварии. Ведь надо было сразу отключить поврежденные участки (не дожидаясь полного развала системы), а не пытаться подавать на них напряжение любой ценой, перегружая и последовательно выводя из строя соседнее оборудование. Уверен, диспетчеры просто испугались!

Было принято ошибочное решение - немедленно, без выяснения возможностей и текущей нагрузки оборудования, подключаемого для восстановления схемы, подать напряжение потребителям, которые были обесточены в первый момент развития аварии. Это и послужило причиной "лавинных" отключений. Да скорее всего это было даже не решение диспетчеров, а выполнение ими распоряжения кого-то из чиновников "Мосэнерго", правления РАО "ЕЭС России" или даже (не побоюсь этого имени) самого Чубайса! Что-то вроде: "Что там у вас происходит? ., (мать-перемать! ! ! ), немедленно все устранить и доложить! ! ! " Такое вполне возможно... И все наложилось одно на другое: раболепство, техническая неграмотность и животный страх брать на себя ответственность при ликвидации аварийных ситуаций! Эта гремучая смесь характеризует образ представителей нового поколения оперативного и руководящего состава электроэнергетики России, взращенного ее теперешними лидерами, как это ни печально... P.S.

А я - начальник смены тепловой электростанции (максимальная оперативная должность), имеющий полноценный диплом энергоинститута и посвятивший свою жизнь энергетике, думаю, на что мне потратить свое жалованье - заплатить долги за квартиру или купить ребенку лекарства?

***

КАЛУГА

ЧИЖОВ, ШУМЕЙКО, БАРКОВ И ДРУГИЕ ЖИТЕЛИ ДОМА N 26 ПО УЛИЦЕ КИРОВА

Наш кошмар еще и светится

С ноября прошлого года мы ведем бесполезную переписку с властями и различными службами города и области по поводу огромного светодиодного рекламного видеопанно, размещенного в непосредственной близости от наших окон. Дав рекламщикам разрешение на его установку, власти, по сути, обязывают нас ежедневно с 8.00 до 22.30 часов изучать, не покидая собственных квартир, рынок товаров и услуг. При этом нас еще и цинично убеждают в том, что нет нормативных документов, запрещающих установку подобных конструкций в жилом секторе. Специалисты Роспотребнадзора по Калужской области также разводят руками, ссылаясь на то, что их СНиПы и ГОСТы "не регламентируют факторы, имеющие место при работе светодиодных рекламных панно". Поэтому они не могут нам помочь.

Так кто же в нашей стране с ее огромной армией чиновников может защитить интересы рядовых граждан, каждодневно испытывающих на себе неблагоприятные воздействия современных новшеств рекламного бизнеса?

***

МОСКВА

П.В. ИВАНОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА ГУП "МОСГОРТРАНС"

Два взгляда на один репортаж

В "Российской газете" была опубликована статья корреспондента Михаила Осина "Заячий билет" ("РГ" N78 от 15.04.2005 г.). В ней автор рассказывал, как он бесплатно воспользовался услугами городского наземного общественного транспорта. Михаил Осин достаточно подробно описывает различные способы проезда "зайцем". Автор бравирует тем, что нарушает нормы действующего законодательства и наносит ущерб не только ГУП "Мосгортранс", но и бюджету г. Москвы. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона г. Москвы от 3 октября 2002 г. N 53 "Об административной ответственности за нарушение Правил пользования наземным городским пассажирским транспортом общего пользования (трамваями, троллейбусами, автобусами) в городе Москве" безбилетный проезд наказывается административным штрафом в размере одного МРОТ, который взыскивается в бюджет города Москвы.

Автор статьи не только сам нарушил нормы действующего законодательства, но и призывает читателей к совершению подобных правонарушений. Популяризация такого рода нарушений, на наш взгляд, совершенно недопустима. Просим разобраться в сложившейся ситуации и принять меры.

/"РГ"/:

Уважаемый господин Иванов! Считаю необходимым пояснить, что профессия журналиста, как, впрочем, и любая другая, имеет свои особые приемы и технологии. Например, при подготовке репортажа "Заячий билет" корреспондент нашей газеты Михаил Осин использовал давно известный и довольно часто применяемый в журналистике способ сбора материала: так называемый метод "журналист меняет профессию", или - что, конечно, звучит точнее применительно к рассматриваемой ситуации - "журналист меняет амплуа". Поясню также (хотя, боюсь, для большинства наших читателей это покажется излишним), зачем репортер это делает: чтобы иметь возможность, исследовав какую-либо социальную проблему изнутри, постараться установить ее скрытые причины и показать их и обществу, и тем должностным лицам, от кого зависит их устранение. Ведь, согласитесь, Петр Валерьевич, нельзя обнаружить причину поломки автомобильного мотора, не заглянув под капот и не исследовав детали двигателя. Система контроля правильной оплаты пассажирами услуг городского общественного транспорта в Москве, по признанию самих транспортников, дает сбои. Где находятся наиболее уязвимые ее механизмы, несовершенством которых и пользуются недобросовестные граждане - "зайцы"? И как обнаружить эти слабые места? Стать на один день "зайцем" и пройти по всей цепочке. Что наш корреспондент по заданию редакции и сделал.

Следует отметить, что по отношению к вашему, Петр Валерьевич, ведомству репортаж выдержан в корректном тоне, автор предоставляет возможность высказаться по проблеме и сотрудникам "Мосгортранса". И, конечно же, газетная публикация - это видно из текста - не содержит ни авторской бравады, ни упомянутых в вашем письме в редакцию "призывов" к читателям пользоваться уловками безбилетников. Разумеется, при подготовке репортажа журналист исходил из того, что читатель имеет право знать, как и насколько разумно расходуются его, налогоплательщика, деньги транспортным ведомством столицы. Эффективно ли работает штат из 500 контролеров? Соответствует ли условиям московского городского транспорта качество технического оборудования автоматической системы контроля пассажиропотока (АСКП) и сама организация работы этой системы? И как "Мосгортранс" планирует решить проблему мошенников-псевдоконтролеров, которые попросту грабят москвичей?

Все эти вопросы хотя и не были заданы в репортаже напрямую, отчетливо в нем прозвучали. Жаль, что в вашем, Петр Валерьевич, отклике на публикацию мы так и не нашли ответов на них. С уважением Виктория Авербух, редактор отдела новостей "Российской газеты".

***

R.Yanke@rambler.ru

РОМАН ЯНКЕ, УЧЕНИК 11 -го КЛАССА

Чему не учат в школе?

Знают ли взрослые, как надо растить молодежь - будущее страны, тех, кто будет обеспечивать им достойную старость? Не уверен... Совсем недавно я наблюдал, как глава районной администрации на встрече с нами - учениками обычной общеобразовательной школы, пятнадцатилетними мальчишками и девчонками, стоящими перед неизбежным выбором жизненного пути, - убеждал в необязательности получения высшего образования. Районный руководитель агитировал нас вступить в ряды рабочего класса: "Намного престижнее, - пытался доказать он нам, - быть обычным рабочим. Главное - являться профессионалом своего дела". Собравшаяся аудитория отнеслась к его словам скептически. Между прочим, карьера рабочего начинается с начального представления о будущей профессии. А есть ли вообще система среднего профессионального образования, в которую нас так настойчиво направляют? Боюсь, там я смогу освоить лишь некоторые теоретические материалы, об уровне которых говорить не приходится. А что дальше-то? После получения корочки о том, что был ознакомлен с теорией предстоящей профессии, я, видимо, устроюсь на работу, буду получать денежное довольствие, буду средством для достижения чужих целей, целыми днями буду горбатиться для другого человека. Теоретически возможно и открыть свое дело, но где мне этому научиться?

Не успеет еще совсем молодой, восемнадцатилетний парнишка подумать о дальнейших перспективах, как по долгу воинской службы может оказаться в одной из "горячих точек", на той земле, где, кроме двухсотлетней мести и крови двух враждующих народов, нет ничего. И зачем я буду там? Ради чего я буду умирать? И убивать? Для спасения собственной шкуры, для того, чтобы родители громко не рыдали над моим телом? Это ведь война: либо убиваешь ты, либо убивают тебя. За что уже погибло огромнейшее количество людей? За нефть Березовского? И ради того, чтобы потешить чье-то самолюбие, удовлетворить чужие амбиции, мы должны расплачиваться за других? За что убивать и быть убитым? Не спорю, защищать целостность России - дело благое, но почему я? ! Я этого хочу? Честно скажу: современной молодежи, мне и моим сверстникам, хочется жить и наслаждаться полной жизнью. Лишиться радости жить - ради чего?

Почему сравнение нас с одногодками, участвующими в Великой Отечественной войне, не в нашу пользу? А потому, что они не задумывались, как мы, о целесообразности своего участия в военных действиях - воевали все, воевал весь великий Союз, все Отечество. И для них в отличие от нас нравственной альтернативы этому не было. Так как же тогда была устроена школа, что ее ученики знали, зачем им рисковать своей еще не состоявшейся жизнью? И как устроить школу сегодняшнюю, чтобы у нас, сегодняшних, не возникало "лишних" вопросов, о которых я написал чуть выше?

Совсем недавно я участвовал в организационно-деятельностной игре "Выбираю директора школы". Хотел понять, чему нас, современную молодежь, не научила школа. Суть игрового процесса заключалась в представлении на суд собравшейся публике своего видения устройства школы. Мною был предложен проект школы взрослого человека, школы жизни, где изначально бы закладывались основополагающие моральные принципы личности. Школы, где не только дают определенный набор знаний из разных областей, но и где воспитывают личность, которая будет знать смысл и цену жизни и смерти, и потому станет чаще задумываться о целесообразности своих действий. Эта моя идея не нашла поддержки ни среди воспитывающих, ни среди воспитуемых. Жаль...

***

МОСКВА

СЕРГЕЙ МЫСЛЯКОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

О космонавтике или профессионально, или - никак

Хотя по профессии я филолог, но с детства интересуюсь историей отечественного ракетостроения и космонавтики. Недавно мы отметили очередную годовщину полета Юрия Гагарина, накануне которой по телевизору было показано несколько передач, посвященных достижениям отечественных конструкторов. К сожалению, видеоряд далеко не всегда соответствовал тексту.

Но ведь одно дело авторская трактовка известных исторических фактов, и совсем другое - их фальсификация. Пусть даже не намеренная, а совершенная из-за небрежного отношения авторов документальных фильмов к своей продукции и их уверенности в том, что зритель безропотно "съест" все, написанное в газетной строке или преподанное с экрана. Мне не раз доводилось быть свидетелем такого: речь в телепередаче идет, к примеру, о ракете Р-36, а на экране мы наблюдаем старт Р-14, а то и вообще королевской Р-5. В фильме "Битва за Луну. Луноход против астронавтов", показанном на телеканале "Россия", речь несколько раз заходит об одном ракетно-космическом комплексе, а на экране мы видим другой: старт "Джеминай" вместо "Аполлона" на носителе "Сатурн-5" или королевскую ракету с ее характерными фермами обслуживания, да еще и под бодрый рассказ о челомеевском "Протоне". Но и это, как говорится, "цветочки". В конце концов можно было бы и промолчать, если бы путаница была только в "железках". Обидно, когда подобная же небрежность допускается в разговоре о людях известных, причастных к созданию космической техники. Можно по-разному оценивать вклад в эту отрасль таких конструкторов, как В.П. Мишин или В.П. Глушко. Но, вне всякого сомнения, эти люди, в разные годы возглавлявшие научно-конструкторскую организацию, созданную С.П.Королевым, заслуживают того, чтобы их называли подлинными именами. Вместо этого в упомянутом фильме Мишин называется Владимиром (хотя его звали Василием), а Глушко дважды назван Валерием, хотя этого академика и дважды Героя Социалистического труда звали Валентином. Думается, подобная неряшливость авторов программ не только сбивает с толку людей, интересующихся историей отечественной космонавтики, но и причиняет глубокую душевную боль их родным и близким. Это еще могло бы быть простительным репортерам новостей, которые готовят срочные материалы "с колес". Вникнуть глубоко в суть проблемы у них порой просто не хватает времени. Другое дело специально создаваемые к памятным датам аналитические программы или документальные фильмы. Не грех бы их авторам заглянуть хотя бы в энциклопедию!

***

INFO@EUROLAWCO.RU

СЕРГЕЙ КУЗИН, ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО "ЕВРОПЕЙСКАЯ ПРАВОВАЯ КОМПАНИЯ"

Нужны иммигранты? Сейчас сделаем!

Процесс стимулирования иммиграции - сложный, требующий времени, от государства - денег, а от государственных служащих - труда, такта и уважения к закону. Однако этот процесс можно существенно упростить, легко, быстро и дешево получив не просто приток, а целый поток трудоспособных иммигрантов. Как? Рассказываю случаи из своей практики. Способ первый.

Елена А., получив по Указу президента РФ от 25.07.2002 г. N 776 гражданство Российской Федерации, переехала жить из Узбекистана в Московскую область и обратилась в местный паспортно-визовый отдел с просьбой выдать ей российский паспорт. Удивительным был не сам факт отказа, а его основание: Елена А. гражданкой РФ не является, потому что не значится таковой в соответствующей базе данных МВД РФ. Ссылка Елены на Указ президента РФ во внимание принята не была, потому что, по мнению тамошних сотрудников органов внутренних дел, Указ президента РФ не является нормативным актом непосредственного действия. Таким образом Елена А. в одночасье из гражданки РФ превратилась в иммигранта. Эта история закончилась относительно благополучно (если не считать потраченных нервов и времени), поскольку после обращения к министру внутренних дел и в президентскую администрацию (как в орган, осуществляющий контроль за решениями президента) дело было решено в пользу Елены - российский паспорт был ей выдан. Способ второй.

Олег Гаврилов был Указом президента РФ от 08.11.1997 г. N 1202 принят в гражданство РФ и переехал из Молдовы на жительство в Москву. Олега призвали в армию (российскую, разумеется), а пока он честно служил, штабные потеряли его паспорт (гражданина СССР со штампом "Гражданин Российской Федерации"), выдав ему взамен справку о его утере. Вернувшись на гражданку, Олег попытался получить российский паспорт. Как вы, наверное, догадались, паспорт ему выдать отказались. Причина та же: в базах данных МВД РФ нет сведений о его принадлежности к гражданству РФ. "А как же меня тогда в российскую армию призвали? " - "Ошибочка вышла". "А как же Указ президента о приеме меня в гражданство? " - "Оригинал есть? " Дело Олега еще далеко от своего завершения - только еще готовится к передаче в суд. А тем временем Олег - новоиспеченный иммигрант в собственной стране. Способ третий (нервных просим не читать).

На днях ко мне обратился Алексей Ш., который в отличие от Елены и Олега родился в России, в Белгородской области и своего гражданства никогда не менял. Достигнув соответствующего возраста, гражданин РФ Ш. обратился с заявлением о выдаче ему российского паспорта. Факт наличия у Алексея российского гражданства в органах внутренних дел не отрицали, но и паспорта не дали: не было бланков. В армию (российскую, конечно) однако ж забрали и без паспорта.

Возвратившись из армии, Алексей возобновил попытки получить паспорт. В определенный момент разгильдяйство сотрудников органов внутренних дел, занимавшихся делом Алексея, превратилось в издевательство: парня заставили собрать документы и подать заявление о приеме (! ) его в гражданство Российской Федерации, а затем сами (что? это прерогатива президента РФ? Ай, бросьте) решением УВД Белгородской области приняли его в гражданство и выдали наконец паспорт. То есть мало того что Алексей был фактически превращен в иммигранта (иначе как его могли принять в гражданство РФ), так его, "иммигранта", еще и заставили служить в российской армии.

Поражает как абсурдность, так и недальновидность действий властей. Приняв Алексея в 2004 году в гражданство, власти тем самым установили его негражданство в предшествующий период, включая период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах РФ. Неужто российские власти и впрямь полагают, что незаконное привлечение негражданина РФ к несению военной службы в российской армии сойдет им с рук и не повлечет за собой вчинение иска о возмещении причиненного морального и материального вреда? Надо заметить, что легкость и беспроблемность, с которой власти решают вопросы гражданства и сопряженный с ними вопрос выдачи паспорта гражданина РФ, может рано или поздно в очередной раз аукнуться очередным неприятным для России как для государства - участника Конвенции о защите прав человека и основных свобод постановлением Европейского суда по правам человека, констатирующим очередное нарушение конвенции.

***

МОСКВА

ВАЛЕНТИН ОСИПОВ, ЧЛЕН МОСКОВСКОГО ЮБИЛЕЙНОГО ШОЛОХОВСКОГО КОМИТЕТА, ЛАУРЕАТ ВСЕРОССИЙСКОЙ ШОЛОХОВСКОЙ ПРЕМИИ

Поклон за Шолоховиану

Добрый день, уважаемая редакция! Интересно было читать беседу вашего корреспондента со Светланой Михайловной Шолоховой, дочерью великого классика, в день его 100-летия ("РГ" N 108 от 24.05.2005 г.). И как же хорошо, что она отметила выход нескольких книг. Но расширю информацию: всего вышло более 60 изданий. Издание многих из них - итог поддержки правительства. Это и собрания сочинений, и шолоховедение, и биографические книги. Поклон же издательствам "Голос-пресс", "Советский писатель", "Молодая гвардия", "Синергия", "Терра-книжный клуб" и другим. Не могу не отметить и личный вклад С.М. Шолоховой. Я доверил ей чтение первого варианта своей рукописи "Шолохов" для серии "ЖЗЛ". И получил от нее рецензию, в которой содержалась не только лестная констатация, что мои с 1984 года усилия по сбору материала предстают "открытием", но и пожелания стилевого характера, и взыскательная выверка фактов (и я поправил несколько ошибок). Разумеется, отправил Светлане Михайловне отчет "о проделанной работе", и он не вызвал возражений. Увы, не успели выйти три ценнейших издания. Это уникальная "Шолоховская энциклопедия", воспоминания и факсимиле черновиков "Тихого Дона". Но надеюсь, что правительственное шефство над пополнением Шолоховианы будет продолжено.

***

МОСКВА

КОЛЛЕКТИВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА N 10

Приходите - посмотрите

22 апреля 2005 года в вашей газете была опубликована статья "Уничтожающие память" по поводу музея имени Федора Полетаева. Подчеркиваем, что в связи с 60-летием Победы в колледже педагогическим коллективом, студентами и администрацией проводится большая патриотическая работа. Музей им. Федора Полетаева, созданный в начале 80-х годов, функционирует до сегодняшнего дня. Таких музеев всего два: в Рязани на родине Ф. Полетаева и в Москве - наш музей. К нам часто приходят дети из дошкольных и школьных учреждений Москвы, приезжают делегации из других городов и стран. Так, за период с декабря 2004 по апрель 2005 года было проведено более 20 экскурсий. В 2004 г. в связи с 95-летием со дня рождения героя итальянского Движения Сопротивления Ф. Полетаева, музей посетила итальянская делегация, которая была принята в дружеской обстановке администрацией педагогического колледжа во главе с директором Булатовым С.В. В музее собран большой и интересный материал о боевом пути артиллериста Федора Полетаева. Приглашаем всех желающих посетить музей "Жизнь и подвиг Федора Полетаева". С нашей стороны будут приложены все усилия для сохранения потомкам исторического наследия.

/"РГ"/:

"Уничтожающие память" - так было озаглавлено в "Переписке" письмо В. Чумаченко, председателя Совета ветеранов 9-й Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии, председателя совета музея "Жизнь и подвиг Ф.А. Полетаева". ("РГ" N 84 от

22.04.2005 г.). Василий Сергеевич с горечью писал о том, что со сменой в педагогическом колледже N 10 директора созданный здесь музей его легендарного однополчанина, Героя Советского Союза и Героя Движения Сопротивления Ф. Полетаева оказался в опале. "Более 20 лет педагогический колледж был нашим вторым домом. А теперь, в канун 60-летия Великой Победы, мы думаем: идти ли нам туда, где так безобразно относятся к нашей памяти? .." - писал ветеран. В ответ мы получили письмо, опровергающее его слова. Оно было подписано общим именем - "педагогический коллектив". В связи с этим необходимо уточнить важный, на наш взгляд, момент. Дело в том, что свое обращение в редакцию В. Чумаченко сопроводил копиями некоторых документов. Среди них и заявление в мэрию Москвы с просьбой защитить музей, под которым стоят подписи одиннадцати преподавателей колледжа. Поэтому считаем, что авторам письма, публикуемого сегодня, следовало бы подписать его немного иначе - "часть педагогического коллектива". Видимо, так все же было бы точнее. И последнее. То, что в московском педагогическом колледже N 10 что-то неладно, видно уже из этой переписки. Видно это и из обращения родителей студентов к депутатам Мосгордумы (8 подписей), и из письма самих студентов к руководителям столичных органов образования (26 подписей). Видят ли это и в Департаменте образования правительства Москвы?

***

AZIMUT20@YANDEX.RU, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ТОЛКАЧЕВ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Могилы павших не место для дискуссии

Здравствуйте! Во время юбилейных торжеств было поднято много важных, но не вполне своевременных вопросов, которые едва не заслонили собой главное: победа спасла наш народ от полного уничтожения. Считаю, и несвоевременные вопросы нельзя оставить без ответа. Хотя бы краткого. "У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик". Это из "Памятки немецкого солдата". "Мы обязаны истребить население - это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви". А это из речи Гитлера. "Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого города...", - из инструкции гитлеровского командования от 29.09.41. "Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырехклассной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только: простой счет, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам... Умение читать я считаю ненужным". - Из доклада Гиммлера.

Мы начинаем забывать, ЧТО это была за война. Нас хотели уничтожить, стереть в пыль наши города, обратить остатки населения в рабов. Но мы победили. Спасли себя, свою страну и спасли народы Европы от уничтожения. Это главное. И совершенно напрасно мы ввязались накануне Дня Победы в споры относительно роли в истории Второй мировой сталинизма и судеб послевоенной Европы. Могилы павших не место для дискуссий. Жаль, что этого не поняли руководители некоторых государств, считающих себя цивилизованными. Решать спорные вопросы прошлого необходимо. Но только не в минуты поминовения.

Мы отдали все для нашей Победы. Мы - это народы бывшего СССР. А когда каждый жертвует всем, уже не важно, кто сделал больше, а кто меньше. Маленький грузинский народ такой же победитель той войны, как и русский народ. Президент Саакашвили не приехал на торжества, хотел досадить этим России. А оскорбил свой собственный народ, принизив его историческую роль в победе над фашизмом.

Мы не делим погибших по странам на постсоветской территории. И никогда не узнаем, гражданами каких новых государств стали бы дети павших на той войне. Но каждый народ в первую очередь помнит и чтит своих героев и свой вклад в разгром фашизма.

Россия гордится тем, что главные победоносные сражения Великой Отечественной развернулись на ее земле. Битва за Москву, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге изменили ход войны. Наши города Москва и Ленинград, Сталинград и Севастополь (тогда еще русский город) стали символами сопротивления врагу. И поэтому вполне закономерно, что именно Россия стала центром юбилейных торжеств. Никто и никогда не отнимет у нас нашу победу. Почти вся Европа покорилась фашистам. Ни одна мировая держава не смогла остановить Гитлера. А мы смогли! На Западе причины наших побед пытаются искать то в суровом климате, то в ошибках Гитлера, то в помощи союзников. Мы же сами увязли в бесконечных спорах о роли Сталина и советского строя. Все это не главное. Мы изгнали врагов с нашей земли в XX веке, как изгнали ливонских рыцарей в XIII веке, Золотую Орду - в XV веке, поляков и литовцев - в XVII веке, шведов - в XVIII веке, французов - в XIX веке. Мы с генами унаследовали от отцов волю к победе. Именно она помогла нам победить и в этой войне.

Нам сейчас очень не хватает новых побед. Не на полях сражений, а в политике, экономике, науке. Когда же поколение новой России станет достойным памяти своих предков?

***

МОСКВА

МАРИЯ ТРЕТЬЯКОВА, УЧЕНИЦА 11-го КЛАССА

Ура, у нас каникулы!

Здравствуйте, ровесники, те, кому, как и мне, шестнадцать и кто, окончив десятый класс, вышел на школьную финишную прямую! С летом вас, с последними в вашей жизни школьными каникулами! И, конечно, прожить их надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно проведенные дни. Податься скучать с родителями на дачу? Уехать в молодежный лагерь и проваляться на солнышке в блаженном ничегонеделании? Можно, конечно, и так. А можно потратить драгоценные каникулы на то, чтобы повзрослеть, узнать кучу новых вещей, которые в жизни обязательно пригодятся, и даже немножко помудреть. То есть пойти поработать. По-настоящему, по-взрослому. "По-настоящему" я пошла работать в шестом классе. Как сейчас помню, у меня было неудержимое желание что-то делать, приносить пользу. Работала не где-нибудь, а в родной школе. В мои обязанности входило водить малышей дошкольной группы из класса в класс, чтобы они не заблудились, и следить за ними на переменах. Платили мне немного, но это было и неважно (я пошла работать не только из материальных соображений - см. выше). Зато в свои двенадцать лет я уже могла с гордостью сказать: "Нет, в это время меня не будет, я буду на работе". Работала я два года, и об этом нисколько не жалею. Во-первых, это было очень весело, да и деньги, хоть и совсем небольшие, никогда не мешали, а во-вторых, я совершенно точно поняла, что профессия воспитателя, о которой я мечтала с детства, абсолютно не для меня. Сегодня многие, если не сказать большинство, из моих знакомых успели где-то поработать. Почти всех на это толкает желание доказать свою самостоятельность и независимость. Некоторые готовы взяться за любую работу, лишь бы не сидеть сложа руки и не зависеть от родителей. Найти что-либо приличное и стоящее на первый взгляд довольно трудно. Но, как известно, кто ищет, тот всегда найдет. Одна моя знакомая, например, в свои 16 лет успела побыть и курьером, и консультантом в косметической компании, и промоутером (предлагала людям, заходящим в супермаркет, попробовать котлеты), и контролером на аттракционах. В поисках работы она покупала газеты и методично обзванивала всех, кто ее предлагал, ездила в бюро по трудоустройству молодежи. Жизнь ее забита под завязку: она работает, учится, готовится к поступлению в университет. И ничуть об этом не жалеет.

И если вы все же решите потратить каникулы на настоящее дело, вам необходимо знать, куда вы можете обратиться и где предложить свои услуги. Поэтому поделюсь опытом. Безусловно, самый лучший вариант - устройство через знакомых. Если мама-папа работают в крупной (или не очень) фирме, где требуется курьер, то почему бы этим не воспользоваться? Во-первых, поддержка родных всегда будет вовремя, во-вторых, и платить наверняка будут побольше, чем в незнакомом месте. Если же таких родных не имеется или вы принципиально не хотите к ним обращаться, то можно воспользоваться помощью различных организаций, занимающихся трудоустройством молодежи. Одна из наиболее крупных в Москве - "Перспектива", центр труда и занятости молодежи. Несколько раз в год такие организации проводят "ярмарки вакансий". Советую их не пропустить: там вы сможете из большого разнообразия предлагаемых вакансий выбрать ту, что вам по душе. Даже если вы еще не определились, кем хотите работать, не страшно. Специальные консультанты вам помогут, укажут на все достоинства и недостатки выбранной вами профессии, объяснят ваши обязанности. И последнее. Вы можете пойти работать консультантом в косметическую фирму. Здесь ваша зарплата будет напрямую зависеть от количества проданного вами товара (плюс разные бонусы, подарки, скидки). Это лишь некоторые способы трудоустройства каникулярной молодежи на сегодняшний день. Если есть желание, то найти занятие по душе, поверьте, несложно. Мое мнение таково: надо заниматься тем, чем нравится. И если найдутся люди, которые будут за это платить, - замечательно.

***

Дорогие читатели!

"Российская газета" ждет от вас писем, в том числе и по электронной почте по адресу: Perepiska@rg.ru

Пишите нам обо всем, что вас интересует, о проблемах, которые вас волнуют, в обществе, в семье, в стране, в мире. Вступайте в дискуссии с нашими авторами, предлагайте свой взгляд на все, что происходит вокруг.

Каждое письмо, которое приходит в "Российскую газету", имеет для нас огромное значение. Мы внимательно читаем все без исключения письма. А на страницах газеты под рубрикой "Переписка" вы можете видеть самые интересные из них.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости