За последний год в аэропортах Московского авиаузла проведена серьезная работа по ужесточению мер авиационной безопасности, направленная прежде всего на противостояние новому виду террористической угрозы - смертников, проносящих взрывное устройство под одеждой.
По словам главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александра Нерадько, аэропортами активно приобретается новое досмотровое оборудование и в первую очередь детекторы паров взрывчатых веществ. В частности, в Шереметьеве и Домодедове сегодня работают самые современные арочные детекторы, реагирующие на минимальное количество взрывчатых веществ. Они могут установить даже факт недавнего контакта человека с взрывчатыми веществами.
Помимо технического переоснащения совершенствуется и процедура досмотра. Федеральным законом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер авиационной безопасности на воздушном транспорте" установлено участие в предполетном досмотре пассажиров, багажа, ручной клади, грузов и охране объектов воздушного транспорта сотрудников линейных ОВД, введен послеполетный досмотр и передача в правоохранительные органы информационных баз данных пассажиров.
Это поставило новые задачи и перед службами авиационной безопасности аэропортов и линейными ОВД. И не только кадровые - увеличение штата, но и повышения профессионализма, а также взаимодействия этих служб. Обеспечение безопасности авиатранспортных организаций находится под двойным контролем - со стороны Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и МВД.
"В большинстве аэропортов между службами авиационной безопасности и ЛОВД установились деловые взаимоотношения, - считает Александр Нерадько. - Участие милиции в обеспечении мер авиационной безопасности никогда не приостанавливалось, и в настоящее время особенно остро стоит вопрос разграничения сфер ответственности между подразделениями этих служб, что будет способствовать дальнейшему повышению эффективности мер антитеррористической направленности".
Улучшение взаимодействия служб авиационной безопасности и органов МВД отмечают и эксперты. "Во всяком случае в аэропортах Московского авиаузла, - говорит Борис Рыбак, директор консалтингового агентства "Инфомост", - результаты мер по координации деятельности этих структур оказались значительно выше ожидаемых экспертным сообществом еще год назад".
Подготовкой и переподготовкой увеличивающегося штата служб безопасности занимаются специализированные учебные центры, где также проводится контроль полученных профессиональных навыков.
Интеграции взаимодействия служб помогают централизованные системы теленаблюдения, установленные в Шереметьеве и Домодедове, и активно расширяемые во Внукове. Специалисты в центре наблюдения контролируют процедуру досмотра и все, что происходит на территории аэропорта, включая подъезды к аэропорту, во взаимодействии с органами внутренних дел. А также оперативно реагировать на любые нештатные ситуации. В Домодедове к тому же сотрудники милиции на входе проверяют документы с помощью мобильных компьютеров, имеющих доступ к базам данных спецслужб.
В Ространснадзоре удовлетворены адекватной реакцией аэропортовых служб на регулярные проверки. Их результаты, отмечают там, рассматриваются прежде всего с позиций необходимости устранения отмеченных недостатков и дальнейшего усовершенствования системы безопасности.