Президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин поручил вице-президенту Валентину Гапановичу и директору филиала "Энергосбыт" Евгению Горбунову в месячный срок подготовить предложения по упорядочению управления, приобретения и продажи электроэнергии в РЖД в целях оптимизации затрат и доходных поступлений.
Это поручение обозначает начало нового этапа на пути реформирования электроэнергетического комплекса ОАО "РЖД", в ходе которого предстоит сформировать эффективно функционирующую вертикально интегрированную структуру управления "Энергосбыта" ОАО "РЖД".
Именно так была сформулирована задача на прошедшем в Санкт-Петербурге совещании начальников и главных инженеров структурных подразделений филиала. По мнению руководителей "Энергосбыта", для решения этой задачи есть все необходимые объективные и субъективные условия.
Об этом свидетельствуют и экономические показатели деятельности филиала. За первое полугодие текущего года покупка электроэнергии в ОАО "РЖД" составила 24 349, 1 млн. кВт/ч на сумму 27588 млн. рублей от 1009 поставщиков. Всего экономия эксплуатационных затрат железных дорог на покупку электроэнергии для электротяги за первое полугодие 2005 г. оценивается в 1, 5 млрд. рублей.
Прежде всего, эффективное использование преимуществ рыночных отношений в электроэнергетике позволило ОАО "РЖД" за последние полгода сэкономить более 20 млн. рублей в эксплуатационных расходах. Во многом это результат эффективного взаимодействия с энергоснабжающей компанией "Русэнергосбыт", обеспечившей в течение шести месяцев 2005 года поставки электроэнергии в объеме 846, 7 млн. кВт/ч. В результате экономия железных дорог в эксплуатационных расходах за указанный период оценивается в 21, 6 млн. рублей без НДС.
На совещании было отмечено, что за прошедшие полгода проведена серьезная работа, направленная на изменение статуса железнодорожных потребителей энергии, что позволяет сформировать экономически обоснованные тарифы. В шести регионах железные дороги включены в группу "Базовые потребители" на потребление электроэнергии в полном объеме, в четырех - на объем электротяги. В 12 регионах в группе "Прочие потребители" выделен электрифицированный железнодорожный транспорт (электротяга) с тарифами ниже, чем тарифы соответствующих уровней напряжения данной группы. В двух регионах выделены в отдельную группу тарифы на электроэнергию для электротяги в пригородном сообщении.
Расчеты за электроэнергию с применением дифференцированных по зонам суток тарифам ведутся на Московской железной дороге по Мосэнерго (в границах Московской области) и Орелэнерго. При этом экономия затрат на покупку электроэнергии для электротяги поездов оперативно оценивается за первое полугодие 2005 г. на Московской железной дороге в 101, 3 млн. рублей.
Как отметил в своем докладе Евгений Горбунов, усилия структурных подразделений "Энергосбыта", направленные на оптимизацию тарифного регулирования, позволили увеличить рентабельность. Наибольшая прибыль ожидается на Московской железной дороге - 71, 45 млн. рублей, Западно-Сибирской - 30, 36 млн. рублей, Горьковской - 27, 17 млн. рублей, Восточно-Сибирской - 21, 88 млн. рублей, Куйбышевской - 18, 18 млн. рублей, Красноярской -16, 94 млн. рублей.
В совокупности это позволит филиалу ОАО "РЖД" нарастить на 146 процентов прибыль и тем самым компенсировать рост тарифов на электроэнергию, который в целом по сети дорог составляет в сравнении с аналогичным периодом 2004 года 10, 2 процента.
Еще одним важным направлением деятельности "Энергосбыта" является внедрение автоматизированных систем коммерческого учета ОАО "РЖД" (АСКУЭ). Уже к началу 2006 года планируется осуществить внедрение систем учета на 346 тяговых подстанциях в границах 19 энергосистем, повысить класс качества АСКУЭ в границах девяти энергосистем, внедрение которых было начато в 2004 году. В пределах 25 энергосистем (708 тяговых подстанций) работы по внедрению систем учета будут проведены в объемах технорабочего проектирования, организации сбора коммерческой информации. В ближайших планах филиала организовать системы учета на границе балансовой принадлежности 76 тяговых подстанциях с первичным напряжением 35, 110, 220 кВт, ввести в эксплуатацию информационной системы контроля работоспособности АСКУЭ на шести железных дорогах: Московской, Октябрьской, Горьковской, Северной, Куйбышевской, Западно-Сибирской, внедрить на всех дорогах 57 комплектов программного обеспечения "Энерго-Офис" с серверным оборудованием для формирования баз данных по покупке и реализации электроэнергии на уровне линейных отделов СП "Энергосбыт" с возможностью получения выходных форм по энергоучету.
В августе вступает в строй Центр планирования и контроля потребления электроэнергии на Октябрьской железной дороге, а к концу 2005 года подобные центры появятся еще на пяти железных дорогах: Московской, Горьковской, Северной, Куйбышевской, Западно-Сибирской.
Еще одним значительным достижением последнего периода стало заключение трехстороннего соглашения между ОАО "РЖД", РАО "ЕЭС России" и ООО "Русэнергосбыт", определяющего порядок поэтапной передачи сторонних потребителей энергоснабжающим компаниям. Такое решение регламентировано требованиями законодательства об электроэнергетике.
Серьезным барьером на пути решения задач, поставленных перед "Энергосбытом" руководством ОАО "РЖД", стала дезинтеграция энергосбытовых подразделений, отсутствие централизованного управления в рамках вида деятельности. К примеру, подход к формированию затрат на услуги по передаче электроэнергии на каждой железной дороге свой, что не позволяет достоверно определить финансовый результат от данного вида деятельности.
Филиалом "Энергосбыта" разработана система ранжирования структурных подразделений по семи контрольным показателям. В условиях децентрализации применение данной системы не может оказывать влияние на мотивацию персонала "Энергосбытов" железных дорог. Сложности возникнут и при переходе на почасовое планирование покупки электроэнергии и ежесуточные расчеты. Кроме того, в рамках одного региона автономно действуют несколько структурных подразделений "Энергосбыта" железных дорог, что не позволяет оказывать воздействие на формирование равновесной цены в регионе.
Решение задач, возникающих в железнодорожной электроэнергетике, требует изменения принципов принятия управленческих решений и усиления координирующей и консолидирующей роли "Энергосбыта" -на уровне корпоративного управления ОАО "РЖД", то есть формирование вертикально-интегрированной структуры. По расчету специалистов "Энергосбыта", модель управления затратами на приобретение электрической энергии в этом случае характеризуется целым рядом преимуществ. В том числе использованием различных схем взаимоотношений с субъектами рынка электроэнергии; снижением отклонений фактического потребления электроэнергии от потребления по плановому балансу; оптимизацией закупок электроэнергии; применением единой методики отнесения затрат на деятельность по оказанию услуг на передачу электроэнергии, обеспечивающей экономическую обоснованность тарифов, прозрачность учета и стабильность уровня этих затрат; возможностью утверждения единых тарифов на услуги по передаче электроэнергии в границах одного региона; определением достоверности финансового результата деятельности, возможностью внедрения программы сокращения издержек.
Централизация филиала позволит четко определить размер эффекта, получаемого ОАО "РЖД" от покупки электроэнергии и оказания услуг на передачу электроэнергии. Наличие объективных данных о доходах и расходах позволит выявить операционную прибыль как основной оценочный показатель соответствующего вида деятельности, решить другие задачи, в частности, разработать и реализовать систему мотивации персонала.
В случае создания централизованной системы продажи услуг по передаче электроэнергии появляется возможность посредством системы бюджетирования рассчитывать необходимое финансирование для текущих и инвестиционных затрат, связанных с этой деятельностью.
Формирование целостной структуры "Энергосбыта" - филиала ОАО "РЖД" значительно повышает ответственность начальников структурных подразделений, их роль в регионах.
По мнению директора филиала "Энергосбыта" Евгения Горбунова, в результате всего комплекса мероприятий компания получит централизованную высокоэффективную структуру, способную оперативно реагировать на все изменения законодательства страны в области электроэнергетики и вносить свой позитивный вклад в экономику ОАО "РЖД".